Богатырь Зорька

Нелли Вист
Богатырь Зорька.

В давние времена, когда горы стояли высокие, реки текли глубокие, леса росли могучие и понимали люди язык природы, обитал в этих краях праправнук Великого Урала, богатырь Зорька. Обладал он силой могучей, характером весёлым и душою доброй. В мирное время пахал он и сеял, а если враг на Землю родную нападал, то освобождал её.
Соседи вокруг жили дружно, богато, с песнями, плясками и уважением друг к другу. Не нравилось жестокому колдуну Монгу, властелину Тьмы-Таракани, что люди смеются и каждому дню радуются. Задумал он поработить этот народ, забрать его богатство, напустить тьму и закрыть солнце, чтобы никто больше не смеялся и не радовался.
Наступила середина лета. Дни стояли ясные, воздух был прозрачный, лес изобиловал грибами да ягодами. Пошла Ольва за ягодами, быстро набрала полное лукошко, присела у белой берёзки, слышит: плачет кто-то. Обошла дерево, видит: в ямке маленький волчонок лежит, поскуливает — лапку подвернул, самостоятельно выбраться не может. Достала она малыша, перевязала, а он ластится, скулить перестал.
— Маленький мой, я тебя подлечу, молочком напою,— сказала девушка и забрала зверя домой.
Вскоре зажила лапка, и убежал волчонок обратно в лес, но, если вдруг увидит девушку на опушке, мчится навстречу, руки лижет, как домашний пёс, хвостом виляет.
Не прошло и месяца, как на том же самом месте нашла Ольва маленького белого сокола с перебитым крылом. Забрала она птицу с собой, перевязала и посадила в дупло огромного дуба, растущего во дворе.
— Не к добру это, когда вольный сокол летать не в силах. Как бы чего худого с нашим краем не случилось… Доченька, возьми тонкие деревянные спицы у батюшки и каждое пёрышко в отдельности перевяжи. Так оно быстро заживёт,— посоветовала матушка.
Девушка подкармливала птицу, заботилась— крылышко быстро выправилось. Солнечным утром понесла она корм соколёнку, забралась в дупло, кормит его и приговаривает:
— Ешь, мой маленький, ешь, мой беленький, крылышко твоё заживет, и полетишь ты в своё родное гнездышко.
Но вдруг поднялась страшная буря: всё вокруг потемнело, загремело, застонало. Хотела Ольва выглянуть наружу, но дуб-батюшка опустил свои могучие ветви и прикрыл дупло, а ветер ей шепчет:
— Сиди, девица, не выглядывай, а то злой Монг тебя в рабство заберёт. Налетел он со своим грозным войском на земли наши. Потерпи, милая, я тебе знак подам.
Как долго сидела девушка в дупле— час или два, день или три? Вдруг слышит, шепчет ей ветер:
— Выходи, девица. Всех поработил жестокий властелин Монг и чёрное марево напустил, солнышко закрыл. Разыщи богатыря Зорьку: только он может освободить наши земли от врага лютого. Иди на восход солнца, в сторону высоких гор.Поспеши! Помогут тебе твои друзья: белый сокол дорогу укажет, а волчонок охранять будет.
Вылезла Ольва из дупла— а вокруг темень непроглядная. Поклонилась она дубу и ветру:
— Спасибо тебе, дуб-батюшка, за то, что укрыл и спас меня. Благодарю тебя, Вольный ветер, обязательно отыщу я богатыря Зорьку.
Летит впереди соколёнок, дорогу показывает. Глаз его зоркий, всё видит и примечает, а белые крылышки хорошо видны в темноте. Волчонок рядом бежит, ухо востро держит, принюхивается и прислушивается, не появился ли враг поблизости, не грозит ли какая опасность. Трудно пришлось бы Ольве без своих помощников в темноте да в незнакомых краях.
Вдруг стена высокая дорогу перекрыла— это колдун Монг от солнышка загородился. Завыл волчонок громко, призывно— сбежалась огромная стая волков, и стали они под стеной проход разрывать, чтобы путники на светлую сторону могли перебраться. Когда готов был лаз, первым прошёл через него волчонок, всё разнюхал, всё разведал, а убедившись, что им никакая опасность не грозит, вернулся за девушкой и перевёл её на светлую сторону.
Идут быстро, без остановок, по пути воды из ручья попьют, ягодами перекусят. Спешат. Три дня и три ночи без сна и отдыха, устали, из сил выбились. Заметил сокол с высоты избушку на краю леса, и направились путники к ней. Подошли, видят: мужик косу точит, а его жена у крыльца на солнышке сидит, носки вяжет. Поклонилась хозяевам девушка и говорит:
— Здравствуйте, люди добрые! Скажите, где найти богатыря Зорьку. Идём мы издалека, в помощи его нуждаемся. Напал на земли наши жестокий Монг, всех селян в полон забрал и солнышко перекрыл. 
— Милая девица, отдохни с дороги, поешь и друзей своих накорми, хозяйка только свежих пирогов испекла. А я коня подготовлю, на нём скоренько до Зорьки доберёшься. С соседями во все времена дружно жили, а если помощь срочная требуется, то и коня не жалко. Лишь бы успеть вовремя, — ответил мужик.
Отдохнула Ольва, поблагодарила хозяев за хлеб да соль, а коня пообещала на обратном пути вернуть. Скачет девица дальше на вороном жеребце, сокол впереди летит — дорогу указывает, а волк рядом бежит — по сторонам доглядывает. Вдруг слышит — песня раздольная льётся:
Вы, края родимые, всей душой любимые,
Солнышком согретые, в песнях добрых спетые,
Ветрами окрылённые, дождями опоённые …
Подошла поближе и увидела богатыря с голубыми, как небеса, глазами, золотыми кудрями и со смешными веснушками на носу — оттого вид его был добрый, располагающий. Пашет он землю, конь перед ним идёт, а молодец одной рукой слегка на плуг налегает, и чувствуется в нём сила могучая, богатырская.
— Добрый день, молодец! Не ты ли Зорька будешь?— спросила Ольва.
— Добрый день, красавица! Точно, меня Зорькой кличут. Случилось ли что? Я тебя, девица, в наших краях не встречал,— отозвался богатырь.
— Зовут меня Ольва, пришла я издалека. Привела меня к тебе беда лихая: коварный злодей Монг овладел нашими землями, стену высоченную воздвиг, весь мой род в полон забрал. Помощи твоей прошу!
— Обязательно помогу. Мне собраться— что подпоясаться. Стену, говоришь, воздвиг?! Значит, надо седлать быстрокрылых коней, которые пасутся у горы Кон.
Взял богатырь свой меч, сел на коня, и поскакали они к высокой горе Кон. 
— А почему тебя, молодец, Зорькой кличут?— спросила девушка.
— Я на утренней заре рождённый, мечтою светлой окрылённый.Земля-матушка меня взрастила, силушку добрую мне подарила, чтобы горести не знать, добрым людям помогать! — ответил он.
Едут они дальше. Повстречались им семеро братьев и спрашивают:
— Далеко ли путь держишь, друг Зорька?
Рассказал он, какая беда с соседями приключилась. Братья в ответ:
— И мы с тобой! Надо проучить злого колдуна и помочь добрым людям.
Едут дальше. Чуть выше по склону, у подножия самой высокой горы, стояла маленькая избушка, в которой жил Хранитель гор — мудрый старец. Подошли ближе, поклонились:
— Добрый день, Хранитель гор! Ведаешь ли, что коварный Монг напал на наших соседей?
— Ведаю, добрые молодцы, ведаю. Не сидится злому колдуну, всё ему мало злата да серебра, теперь ещё и ясно солнышко надумал упрятать. Не бывать этому! Пришла пора его проучить,— ответил старец. 
— Позволь нам коней быстрокрылых оседлать! Вынеси из хранилища уздечку сыромятную, чтобы обуздать вожака, тогда остальные скакуны сами и остановятся, — попросил Зорька.
— Вот что я вам, добры молодцы, скажу,— начал Хранитель гор. — Монг— враг хитрый и кровожадный. Знаю, что мечи ваши острые и обладаете вы силой могучей, но одолеть коварного колдуна сможет только чёрная стрела, выпущенная из лука-самострела. А управлять луком способен не каждый, сами знаете, нужна силища огромная.
Вынес старец из закромов лук-самострел. Натянул тетиву младший брат — упала стрела на опушке леса. Прицелился старший —улетела стрела чуть дальше. А средние братья и пробовать не стали, передали лук богатырю. Взял Зорька в руки самострел, прицелился в тучку на горизонте. Попал, и тут же пролилась она тёплым грибным дождём. Вынес Хранитель гор уздечку сыромятную и произнёс:
— Много лет не седлали быстрокрылых коней, истлела кожа, нет в ней былой прочности. Нужна новая уздечка, смелостью и красотой волос девичьих укреплённая.
— Мы мигом сыромятной кожи нарежем,— сказал Зорька, — вот только… — и взглянул на спутницу.
Потупила взор Ольва, достала из-за пояса острый кинжал, молодцы и глазом моргнуть не успели, как отрезала она одним махом косы русые. Только и подхватил ветер ленту алую, а другую Зорька на лету поймал. Богатыри подготовили кожу, стала девушка уздечку плести и укреплять её волосом русым. Глаза блестят, щеки разрумянились, а парни смотрят, любуются. Улыбнулся мудрый старец и говорит:
— Молодцы, не смущайте юную девицу. Идите и искупайтесь в светлых водах реки Серебрянки, чтобы стрелы и мечи вражеские не смогли вас поранить и от тел ваших, как от стали, отскакивали.
Только закончила работу Ольва, над ухом шмель зажужжал. Тряхнула она головой— а тяжести кос не чувствует, провела рукой по коротким волосам, и слёзы из глаз закапали. Тут и молодцы с речки вернулись. Увидел Зорька слёзы девичьи, подошёл поближе и негромко спросил:
— О чём плачешь, девица, о чём горюешь, милая?
— Да как мне не плакать, кто ж меня без кос роскошных замуж возьмет? 
— А вот я и возьму,— ответил Зорька. — Люба ты мне, очень люба! Дождись меня. Как одолеем злого колдуна, по возвращении, коли согласишься, свадьбу сыграем.
— И ты мне мил и сердцу дорог, Зорька. Обязательно дождусь!— пообещала Ольва.
Пришла пора в путь-дорогу собираться. Свистнул Зорька, да так громко, что у рядом стоящей осины листва посыпалась. И пронесся табун быстрокрылых коней, а впереди белый красавец жеребец летит, ноздрями фыркает. Кинул Зорька новую уздечку и тут же оседлал скакуна. Остальные кони остановились. Вскочили добрые молодцы на коней крылатых, поклонились девице и Хранителю гор и отправились на подвиг ратный.
Летят они быстрее ветра. Увидели издалека высокую стену, колдуном воздвигнутую, взял Зорька лук-самострел, выпустил золотую стрелу— и развалилась стена. Стали богатыри бить и крушить врагов, сплошь в чёрные одежды ряженных, у каждого на лице длинные усы торчат: как есть тараканы в человеческом обличье! Сражаются час, два, три. Много ворогов уложили, но всё прибывают чёрные полчища Тьмы-Таракани. Смело, без устали рубят богатыри нечисть поганую, благо стрелы и копья вражеские от их тел, как от стали, отскакивают. Знают молодцы, что придёт конец врагам-извергам. Решил Зорька стряхнуть рукой со лба пот, увидел на запястье ленту алую от косы девичьей и с утроенной силой ринулся в бой. Вот уже вдали чёрный замок колдуна показался. Выпустил Зорька серебряную стрелу— и рассыпался тот замок вдребезги, а следующая, чёрная стальная стрела поразила колдуна Монга в самое сердце. Испустил дух жестокий изверг и навсегда исчез с лица Земли. А остатки его войска в чёрных тараканов превратились и в разные стороны по щелям разбежались.
Всё затихло, зависло в тишине. Ни ветер не шумит, ни листва не дрожит: мир замер в ожидании чуда. И далеко на горизонте, робко пробивая темноту, засиял первый луч Солнца. Сила его постепенно увеличивалась, с каждым мигом отвоёвывая больше пространства. Заполыхала алая заря, и взошло красное Солнышко, обрушив мощный поток света на Землю! Пробудилась природа, воскресила жизнь, всё пришло в движение, запели птицы, зашумели кроны. Энергия счастья разлилась над миром, возродилась любовь, улыбнулись люди, засмеялись дети, склонили головы в благодарности старики. Сердце наполнилось радостью победы над злой чёрной силой и гордостью за род человеческий!
Увидели люди у порушенного замка горы злата и серебра: много богатства награбил колдун! Поклонились богатыри бывшим пленникам, и произнёс Зорька громко, чтобы всем слышно было:
— Мы исполнили свой долг — уничтожили колдуна и чёрную нечисть, освободили людей, чтобы процветал род человеческий и ясное Солнце обогревало родную Землю. Всё это богатство принадлежит вам, разделите его поровну и живите в мире и согласии!
Собрались люди в круг — совет держать. Посовещались и быстро пришли к единому мнению. Вышел вперед старейшина и молвил:
— Низкий поклон вам, добрые молодцы, за подвиг ратный! Уничтожили вы врагов лютых и освободили народ наш. Нет больше слёз и горя на нашей земле, вольный ветер гуляет по зелёным просторам, ласковое Солнце обогревает каждую травиночку, а большего нам и не надо. У нас одно желание — чтобы процветал род человеческий и смеялись дети! Богатство это, коварством и кровью добытое, не нужно нам! Решили мы добро, колдуном награбленное, передать Хранителю гор. Пусть упрячет его в закрома подземные, чтобы очистить от горя и страданий.
Нагрузили молодцы четыре огромных короба золота да столько же серебра и передали Хранителю гор. Сложил старец злато в закрома Денежкиного камня, а серебро—в закрома Серебрянского камня. Оно и по сей день там лежит, а семерых братьев в дозоре поставил.
Вскоре и свадьбу прекрасной девицы Ольвы и славного богатыря Зорьки сыграли: весело, радостно, с песнями и плясками. Долго они вместе жили, дружно и счастливо! Много деток на свет народили, а те по всему белу свету разъехались. Их правнуков до сих пор в любом краю встретишь. Скажу по секрету: у кого несколько весёлых веснушек на носу, как у богатыря славного, —они и есть прямые потомки Ольвы и Зорьки.
Память о подвиге до сих пор жива. Там, где упала алая лента, ветром подхваченная, от самого Ольвинского камня течёт река Ольва. Гора Кон, у подножия которой жил Хранитель гор (он хранил Кон, то есть жил сам и помогал людям жить по заКону Природы), а на перевале паслись крылатые кони, — самая высокая вершина на Северном Урале, и называется она Конжаковский камень. Оттуда хорошо виден Серебрянский камень, ниже несёт свои чистые воды река Серебрянка. Севернее ещё одна гора, та, что известна как Денежкин камень. А в дозоре семь братьев— каменных великанов — стоят. Вы наверняка слышали о горе, в их честь названной,—Семичеловечье.
Каждый день приходит к нам Солнышко с утренней зарей на рассвете и уходит с небосклона на вечерней заре. Тем и прекрасен мир, что утро начинается с рассвета!