Невеста изо льда

Людмила Палехова
               
   Вятская деревня начала 20-го века – несколько десятков почерневших от времени и ветров изб, разбросанных в произвольном порядке на небольшой площади и крепко вросших в тяжёлую глинистую почву. Жили скудно. Крестьянские семьи почти все многодетные. Растили, «сколь бог пошлёт». Вот и у Аннушки в семье было 18 детей, она – старшая. Мати-то рожала чуть ли не каждый год, потому и слаба была здоровьем. А ведь Анне 26-ой годочек пошёл, давно бы замуж пора, да отец сватов заезжих доселе выпроваживал ни с чем: всё хозяйство на ней, почитай, держится… Как справляться при такой-то ораве?
   Однажды в четверг, несмотря на трескучий мороз, отправилась Анюта к колодцу по воду. А у колодезного сруба – наледь и сугробы высокущие, зима-то шутить не любит! Зачерпнула ведром водицы – в ней ледок плавает. В ту пору ехал мимо коновозчик на санях. Лошадка вся пушистым белым инеем покрыта, как попоной…Видать, из дальней деревни…
   - Дай, красавица, воды напиться, во рту пересохло!
   - Да вода-то ледяная! Я вам лучше квасу вынесу. Вон мой дом стоит, второй от колодца! Наш квас на всю деревню славится! Ой, как быть-то?! Пока стояла, валенки-ти у меня к земле пристыли…
   Нашарил парень в санях топор да и вырубил изо льда нечаянную пленницу. Напоила Анна гостя знаменитым кваском, он и уехал.
   А в субботу в дом сваты пожаловали. Батя пораскинул умишком да и говорит дочери:
   - Поди-ко сюды, Аннушка! Ну что, пойдёшь ли нонь взамуж? Глянь-ко, жениха-то знашь ли?
   - Воля ваша, тятенька… Как скажете, так и будет, - и пошла наверх к ребятам.
   Делать нечего, надо дочь из дому отпускать. И так уж в девках засиделась! По тем временам чуть за 20 – уже «перестарок». Ударили сваты по рукам. А в понедельник уже и свадебку на скорую руку сыграли.
   Муж на Анну нарадоваться не мог: кроткая, работящая, сноровистая и нраву покладистого. Хоть и неграмотная, но разумная, толковая, приветливая и умелая. Еще в отрочестве  самоуком научилась шить, а потом еще девять лет у хорошей портнихи тонкости ремесла перенимала. Что хочешь сошьет! Да еще, выросши в большой семье, каждого умела обогреть, утешить и ободрить. Она и накормит, и напоит. Даже в больнице, где проработала всю жизнь санитаркой, только её одну и больные, и персонал величали по имени-отчеству Анной Фёдоровной, и никак иначе. Человек с большим сердцем и золотыми руками. Говорят, она могла своим прикосновением даже боль снимать. Бог образования не дал, а талантами и широтой души наградил сполна. Так и осталась в памяти многих и многих людей Анна Фёдоровна человеком светлым, весёлым, милосердным и любящим.
   А что валенки ко льду примёрзли, и добрый молодец девицу изо льда вырубал, так это Господь подшутить решил, видимо, а заодно и судьбу Аннушке устроить… А иначе как всё это понимать?..