Наполеон, сто дней. Кратко

Евгений Нищенко
 В ноябре 1799 года молодой генерал Наполеон Бонапарт с психологическим привлечением войск разогнал неспособный править Францией послереволюционный парламент  и взял власть в свои руки.

Далее следует  15 летняя история могущественной империи Наполеона, безоговорочное подчинение покорённой Европы, обложение непокорной Англии - извечной экономической противницы Франции - экономической блокадой.
 
Благополучие Франции зиждилось на политической и экономической эксплуатации Европы. Справедливости ради следует сказать, что Наполеон много брал из покорённых держав, но и много давал им.  «Когда построена эта великолепная дорога?» - спросил как-то император Франц I, проезжая в 1830 году по Иллирии.  – «При императоре Наполеоне, когда он отнял у вашего величества Иллирию!» - отвечали ему.  - В таком случае жаль, что он не отнял у меня хотя бы на год всю Австрию, по крайней мере мы смогли бы теперь  ездить по всей нашей державе, не рискуя сломать себе шею!» - заметил Франц.
Наполеон проводил в завоёванных им странах реформы, однако необходимость соблюдать условия блокады Англии этими странами сводила на нет все положительное моменты реформ - от торговли с Англией зависела экономика практически всех стран Европы.

Союзная Россия плохо исполняла условия блокады Англии,  и Наполеону понадобилось полнота власти в России. Он предпринял гибельный поход на необъятную и полудикую северную страну.

После России Наполеон проводит мобилизацию, даёт несколько кровопролитных сражений противонаполеоновской Коалиции, больше похожих на поражение, чем на ничью, отрекается от престола и принимает яд. Однако яд, потерявший силу от времени не действует.

Наполеон отправляется в изгнание на остров Эльба и оттуда наблюдает, как вернувшиеся в престолу Бурбоны  своей бездарностью и нерешительностью разрушают созданную им стройную систему государства. Франция нищает.  «Где он? Когда он снова явится?» этот вопрос встаёт во всех слоях населения особо остро в казарме и в деревне. Наполеон знает это.  «Бурбоны несовместимы с благополучной Францией!» – решает он.

В марте 1815 года  он с тысячей солдат своей охраны на небольшом судне тайно покидает Эльбу и без единого выстрела завоёвывает Францию.  Толпы народа приветствуют его появление, обожание его в войсках доходит до сумасшествия. 
 
Под Греноблем против него выставили два пехотных полка с артиллерией и один гусарский полк. О сражении не могло быть и речи – солдат Наполеона могли издали расстрелять из пушек.  Наполеон приказал своим солдатам повернуть ружья дулом в землю и подошел вплотную к солдатам, которые замерли с ружьями наперевес, не спуская глаз с приближавшейся к ним твердым шагом одинокой фигуры в сером сюртуке и треугольной шляпе. «Солдаты пятого полка! — раздалось среди мертвой тишины,— Вы меня узнаете?» — «Да, да, да!» — кричали из рядов. Наполеон расстегнул сюртук и раскрыл грудь. «Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» Очевидцы до конца дней своих не могли забыть тех громовых радостных криков, с которыми солдаты, расстроив фронт, бросились к Наполеону.
Солдаты окружили его тесной толпой, целовали его руки, его колени, плакали от восторга и вели себя как бы в припадке массового помешательства. С трудом их можно было успокоить, построить в ряды и повести на Гренобль.
Все войска, высланные для защиты Гренобля, полк за полком, перешли на сторону Наполеона.

Правительственная пресса в крайней растерянности освещала события следующей чередой эпитетов, прилагавшихся к Наполеону по мере его наступательного движения к столице. Первое известие: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан», Второе известие: «Людоед идет к Грассу». Третье известие: «Узурпатор вошел в Гренобль». Четвертое известие: «Бонапарт занял Лион». Пятое известие: «Наполеон приближается к Фонтенебло». Шестое известие: «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном ему Париже».

Несметная толпа ждала его на площади у дворца Тюрильи. Приветственные крики превратились в сплошной, оглушительный радостный вопль несметной толпы, бежавшей за каретой Наполеона. Огромная толпа, ждавшая у дворца, ринулась навстречу: «Люди кричали, плакали, бросались прямо к лошадям, к карете, ничего не желая слушать»,— говорили потом кавалеристы, окружавшие императорскую карету. Толпа, как обезумевшая (по показанию свидетелей), бросилась к императору, оттеснив свиту, раскрыла карету и при несмолкаемых криках на руках понесла Наполеона во дворец и по главной лестнице дворца наверх, к апартаментам второго этажа.
Едва только толпу с трудом уговорили выйти из дворца и Наполеон очутился в своем старом кабинете (откуда за 24 часа до этого вышел бежавший король Людовик XVIII), как тут же принялся за дела, обступившие его со всех сторон.

Невероятное совершилось. Безоружный человек без выстрела, без малейшей борьбы в 19 дней прошел от Средиземного моря до Парижа, изгнал династию Бурбонов и воцарился снова.

Но он лучше всех знал, что опять, как и в первое свое царствование, не мир он принес с собой, а меч, и что потрясенная его внезапным появлением Европа на этот раз сделает все, чтобы помешать ему собрать свои силы.

Очередное сражение с Коалицией закончилось Ватерлоо, вторым отречением и уединением на острове святой Елены. Там, вдали от мировой политики, Наполеон провёл последние пять лет своей жизни. Он много читал, ездил верхом, гулял и диктовал свои воспоминания. Однако перейти к такому  существованию после привычки к неустанной работе, к 15-часовому, а то и к 18-часовому рабочему дню было для него невыносимо. Праздность угнетала его и порождала угрюмую тоску, которой он никогда не делился со своим маленьким двором,  но которую все замечали.
Умер он от рака в возрасте 52 лет.

7.03.16 г.
По Е.В. Тарле.
Иллюстрация из НЕТа.