Я б в Нассоновы пошёл...

Василий Насонов
               
               или Рыцарь печатного образа.               
   

                Я б в Нассоновы пошёл – пусть меня научат…
                Кто же такие Нассоновы? Советские журналисты нового коммунистического быта, типа и образца.Рыцари печатного образа.Их бьют,а они-крепчают.
                Образованы от фамилии главного литературного героя художественной повести Владимира Насонова «Утоление жажды». Петрозаводск. Издательство ПетрГУ.2015 год.
                Образованны.Грамотны от Почётной красной грамоты.Анаграммы.
                Нассоновы  от насоны,масоны и от асс,Ассов.
                Нассонов расшифровывается и как НАС СОтни миллиоНОВ. Небесные сотни и земные сотни.Сотниковы.
                Родовой цветок Нассоновых – алый мак и синий Василёк. Аленький цветочек. Красный революционный цвет. Красный цвет крови.Алый цвет утренней зари.Алая буква.Алые погоны...
                Главная отличительная черта Нассоновых – романтизм. Они – неисправимые романтики.Лирики. Это и о них поётся в известной песне тайгицыных: «А я еду за туманом и за запахом тайги…»
                А вот как об этом прямо говорится в самой повести «Утоление жажды»: «Но люди его поколения были романтики:они ещё надеялись искусством, литературой и журналистикой делать людей лучше, побудить задуматься:почему мы такие? «Что с нами происходит?» - задавался  горьким вопросом Шукшин. Фильм «Чучело» Ролана Быкова заставлял всерьёз думать об этом.
                Стране нужны были люди стандартные, одинаково думающие, ликующие.А Нассонов , человек без кожи, выламывался из стандарта и создавал проблемы – делился своей болью и страдания других ощущал как свои.
               Его дневниковые записи 1990 –х полны тревоги за страну. Он острее других чувствовал:не строим – разрушаем. «Хотим демократии, но недемократичны до безумия, хотим верить, но не умеем, хотим любить, но не способны на это, хотим общения, но слышим только себя, хотим коммерции, но не понимаем её без воровства;хотим действовать, но для нас сегодня это только бить, уничтожать». И самое страшное, что постигло думающих художников России:сознание бесполезности усилий. Два века русское искусство старалось сделать общество человечнее, и вся эта постройка на глазах рассыпалась:словами «гуманизм», «мораль», «нравственность» стали браниться, идея демократии обращалась в свою противоположность. Враги либерализма и демократии стали присваивать эти понятия и выворачивать их наизнанку. «В собственной жизни живу, как высланный.Силы нужны для жизни бессмысленной…», - исповедывался самому себе Нассонов.»
               Масоны имеют к Нассоновым  прямое отношение, поскольку литературный герой  Нассонов – по  основной специальности строитель. Как говаривали встарь, каменотёс. Каменотёс –олончанин. Поэтому закончил  факультет ПГС ПетрГУ, в издательстве которого и вышла данная книга.
                А затем время и  призвание настойчиво подсказывали ему стать труэнтом, как А.П.Чехов, М.А.Булгаков…И Нассонов в силу своего природного дара слова закончил факультет журналистики  Ленинградского государственного университета.И каменотёс - олончанин теперь не без потерь - словотёс - олончанин. Логотёс -олончанин.Языкотёс - олончанин.

                А Нассоновы
                не деревообработчики разве?
                Голов людских обделывают дубы.
                Мозги шлифуют рашпилем языка.
                Языком политического плаката.
                Сердца - такие же моторы и роторы.
                Душа- такой же хитрый двигатель,как эго.
 
                Таким образом, он стал уже не просто строителем, а – богостроиНтелЛем, потому  как журналист и публицист имеет дело с духовным началом - со словом.Вначале было слово.И слово это - бог! Со строительством слова, строительством словосочетания, строительством предложений простых и сложных. Наконец, со строительством текста. И не простого текста, а публицистического, даже художественно-публицистического. И начинает вещать с районной, республиканской и центральной газетной трибуны, обращаясь со своим общественно-политическим словом к читателям, к широким народным массам.
                Если кто-то подумал, что в слове «богостроинтеллем» сделаны орфографические ошибки, то он глубоко ошибается и заблуждается на этот счёт. В основе этой как бы орфографической ошибки лежит понятие – интеллекта, интеллектуального труда, умственного труда. А главное –понятие интеллигентности.Культуры.Общественной культуры.Очень древней религиозной культуры.
                Нассоновы – интеллигенты.Наследники Д.С.Лихачёва. И не стесняются об этом заявить во весь голос и на весь крещённый, право,славный мир. Они относят себя к творческой интеллигенции. К художественной интеллигенции. Они стояли у истоков нового вида собственности – интеллектуальной собственности.Авторского права.Авторской литературы.Авторского искусства. Они стояли у истоков нового вида товара – интеллектуального товара.Умственного труда и товара. Они стояли у истоков новой философии идеологии –романтизма. Идеализма.
                1985 год в жизни Нассоновых – особенный. Переломный этап на пути их журналистской жизни. Год перестройки сознания на новое. Год перестройки мышления на новое. Год перезагрузки  мирового общественно-политического сознания.
                Именно в 1985 году началось великое противостояние нигилистов и романтиков, технарей и гуманитариев, физиков и лириков, учёнНых и верующих…Вот как об этом говорится в самой книге «Утоление жажды», но для начала несколько слов о её презентации.
                29 октября 2015,  в день рождения ВЛКСМ, состоялась презентация первой книги  В.Насонова «Утоление жажды».Символично, что она прошла под знаком года литературы в Сегежской районной библиотеке. К слову сказать,  на здании  библиотеки установлен памятный знак  известному советскому поэту, киносценаристу Г. Шпаликову.
                Да, Геннадий Шпаликов в 1936 году родился именно в Карельском городе Сегежа. Когда-то здесь была Всесоюзная ударная комсомольско-молодёжная стройка. Её результатом стал крупнейший не только в Советском Союзе, но и в Европе целлюлозно-бумажный комбинат/ЦБК/.
                Кстати, по соседству с Сегежей находится другой карельский город Кемь, в котором родилась не менее известная и популярная личность-кинорежиссёр Сергей Соловьёв. Автор в своё время нашумевшей «Ассы».
                И в довершении карельской кинокартинки ещё два многозначительных факта. По соседству с Сегежей находится город Медвежьегорск, где снимался знаменитый эксцентрический фильм В.Меньшова «Любовь и голуби» . А в Олонецком районе Карелии, название которого когда-то носила в целом Олонецкая губерния, снимались знаменитые и легендарные «А зори  здесь тихие».
                Попутно нельзя не сказать и о таком историческом  Карельском городе , как  Пудож, который находится недалеко от Сегежи. Он известен своими древними былинами и сказками. Не случайно Пудожский  район так  и называют:былинный край. Не каждый город может похвалиться, что ему посвящен исторический роман. А именно такой исторический роман «Шестеро вышли в путь» написал о городе Пудоже известный советский писатель Е.С. Рысс. Советское телевидение поставило по данному роману одноимённый фильм «Шестеро вышли в путь».Съёмки проходили и в самом городе Пудоже. В картине заняты известные советские актёры. Кстати, по произведению Е.С.Рысс поставлен и другой известный советский фильм «Девочка ищет отца», в котором дебютировала в кино известная советская актриса  А. Каменкова.
                И Сегежа, и Кемь, и Медвежьегорск, и Пудож – карельские города бывшей  подстоличной Олонецкой губернии, губернатором которой в своё время был Г.Р.Державин. Да, именно тот самый поэт Державин – учитель А.С.Пушкина. Именно ему Александр Сергеевич посвятил эти знаменитые строки:
    
                Старик Державин нас заметил
                И, в гроб сходя, благословил…   
               
                Я б в нассоновы пошёл – пусть меня научат.
                Чему же надо научиться, чтобы выйти в Нассоновы? Обратимся за ответом к самому литературному герою повести «Утоление жажды».
                Как я уже отметил, книга вышла в год литературы и относится к разряду художественно -публицистической литературы. На презентации этой книги меня представили просто, как младшего брата.
                Но учитывая тот немаловажный факт, что я выпустил в свет две  книги  «Доверие», «Ибо» раньше старшего брата, то здесь мне бы хотелось представиться  по –писательски более сложно, более вычурно и витиевато, с учётом игры слов. Она, как мне представляется, и составляет основу эзоповского языка художественной литературы. К сожалению, именно она создает часто непреодолимую сложность и для читателя, и для зрителя в понимании художественного произведения и художественного текста, который выступает для читателя уже в качестве…теста.
                Нет и не может быть художественного текста без теста. Так что читатель не просто читает художественную литературу, а проходит аттестацию на тест. И, как показывает школьная, библиотечная  и читательская практика, не все его выдерживают.
                Вот мой конкретный пример такого теста или, другими словами, игры слов, аллегория.
                У автора книги «Утоление жажды»В.А.Насонова есть дочь Лена. Следовательно, он Ленин отец. Для краткости и без ложной скромности –просто Ленин. Как в одном известном политическом анекдоте о Брежневе, когда Леонид Ильич говорит своим соратникам по Политбюро: «Я – человек простой и скромный, так что зовите меня просто Ильичом.»
                Карельскую республиканскую партийную организацию при режиме Брежнева возглавлял другой Ильич.Иван Ильич Сенькин. 
                Анекдоты на пустом месте не рождаются. Как говорится, не с пуста места слово молвится.
                Сегежская районная газета, где длительное время работал тот же автор книги, называлась «Ленинец». От слова – Ленин. Значит, автор книги – дважды ленинец. Как видите, чтобы выйти в Нассоновы, надо хотя бы одиножды стать ленинцем. Верным ленинцем, то есть не на словах, а на деле. Овладеть в полной мере ленинским стилем жизни и работы. Ленинским стилем мышления, что и называется новым типом мышления. Как точно и остроумно сказал о Ленине поэт Б.Пастернак, он управлял теченьем мыслей, и только потому - страной.
                Вот такая очень  замысловатая, витиеватая, символическая литературно - художественная игра слов, которая и связывает действительность с искусством. Она густо присутствует  в  книге «Утоление жажды», чтобы подняться до уровня её понимания, мало быть просто читателем. Для этого надо обладать  очень сложной и трудной профессией читателя. Здесь я специально привёл пример игры слов с пояснением, так сказать, в наглядном виде, в чистом виде, для простоты восприятия и понимания художественно текста. И сделал я это по одной очень простой причине, чтобы читатели не путали писателя с графоманом. И чтобы у них не сложилось ложное представление о кажущейся простоте писательского профессионального мастерства и творчества. И  что писателем может стать каждый желающий, для этого достаточно знать хорошо только русский алфавит и русскую азбуку.
                И кому же как ни дважды ленинцу быть в первых рядах Ленинской Коммунистической партии  Советского Союза. Парадокс, но, оказывается, истинным ленинцам, настоящим ленинцам, верным ленинцам, другими словами, Нассоновым, дорога в КПСС была закрыта. Почему?
                Я уже отметил особенность 1985 года в жизни  романтиков Нассоновых,  которым прищлось столкнуться в яростном бою с технарями и который назвали Перестройка. И год, и бой. Насколько всё было не по-детски и не на шутку серьёзно свидетельствует следующая цитата из книги «Утоление жажды»: «-… Ты хотел взять Шустера голыми руками. Пришёл, увидел, победил. Нет. Евгений, это враг умный. Очень умный.
                - Враг? – переспросил Евгений.
                - А ты думал кто? Конечно. Кстати, ты очень хорошо пишешь  об этом в статье. Но учти ещё вот что, Шустер не одинок. Он не может быть одиноким. Он, как раковая опухоль, начинает давать метастазы. Иными словами, у него рано или поздно находятся помощники. Одни из них, этих помощников, также прохвосты, которые прекрасно отдают себе отчёт и всё – таки идут на преступление. А вот другие поступают по вере. Поскольку Шустер умён, он заставляет поверить в себя, в правильность своих поступков. Вернее сказать, лозунгов. Ведь лозунги - то у него в общем правильные. И находятся простодушные и доверчивые люди, которые верят в Шустера, и слепо идут за ним. И вот тут, Евгений, нужно быть осторожным. Нельзя всех валить в одну кучу. И вообще заруби себе на носу, заруби это крепко, на всю жизнь:семь раз отмерь, один раз отрежь. Золотое наше правило. Печатное слово – тяжёлое, им и убить недолго. В руках у нас огромной силы оружие, и твоя ошибка может стоить многого. Может быть, даже и человеческой жизни…»
                Это рядовой рабочий диалог старого и матёрого журналистского волка, ответственного секретаря редакции районной газеты «Ленинец», с начинающим журналистом. А речь идёт об управляющем строительным трестом Шустере, который является в книге антиподом Нассоновых. Обратите внимание только на фамилию литературного героя. А что стоит одно его прозвище - Американец, которое ему дали в народе.
                Спустя  лишь многие годы после перестройки, мы узнаем, что прозвище Американец было вовсе не случайным, а закономерным и, главное, исторически пророческим. В понятие советская перестройка на западе вкладывали совсем другой смысл, свой. Для них это была«холодная война» по циничному и целенаправленному уничтожению носителя заразной большевистско - ленинской идеи социализма – СССР и строителей светлого будущего на земле – коммунизма - Нассоновых. А для достижения желанной  цели и победы все средства хороши. Ничем не брезговали, ни перед чем не останавливались. Уничтожали планомерно Советский Союз руками самих же советских людей и коммунистов - антиленинцев, антисоветчиков типа Шустера. Запад всегда любит загребать жар чужими руками. Использовали различные новые и совершенные политтехнологии и практические наработки. Цветные революции.
                На войне как на войне.   
                И чтобы завершить портрет антипода Нассоновых  Шустера, важно отметить, что данная фамилия символизирует собой целое историческое общественно- политическое явление – шустерня.
                Публицистическая литература – общественно-политическая литература. Гражданская литература. Летопись исторической действительности. Светская литература. Публицистический стиль. Фундамент её составляет публицистика, журналистика. Газетное дело. Газетный язык. Газетный стиль. Не случайно многие писатели, даже классики, пришли в литературу из журналистики, из публицистики. Для примера можно привести А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького. Активно сотрудничал с советской прессой В.В.Маяковский. По этому поводу ему принадлежат такие основополагающие размышления: «Знаю, лирик скривится горько, критик ринется хлыстиком выстегать: - А где ж душа? Да это ж- риторика! Поэзия где ж? Одна публицистика!»
                О чём художественно -публицистическая книга «Утоление жажды»?
                В Советском Союзе провозгласили социалистическое общество после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Более того, его даже пытались представить всему миру как общество развитого социализма, хотя мы больше знаем это общество больше, как Архипелаг ГУЛАГ, последствия которого очень зримо ощущались в Карелии.    
                Вспомните печально известный Беломоро – Балтийский канал /ББК/. В народе его горько прозвали ЕБК. Не успели от него передОхнуть,  как в 1990 годы нагрянул новый страшный этап общежУтия под названием ЕБН.
                Тем не менее зачатки социализма –коллективистско- большевистские ростки нового социалистического общества всё – таки отчаянно пробивали себе дорогу в будущее сквозь непроходимый и непролазный сорный бурьян. Находились передовые интеллигентные люди, типа Нассоновых. которые  мыслили по - новому, масштабно, глобально и  отчаянно боролись с пережитками и родимыми пятнами капитализма, которые ярко выражали себя в эгоизме, эгоцентризме, нарциссизме. Они  смело и решительно утверждали в обществе великое и могучее чувство советского коллективизма.
                Невидимым полем этой классовой борьбы, битвы  была - психология, которая  выявлялась, в первую очередь на переднем крае, в политике и экономике. Находила отражение в языке, в СМИ, в искусстве.
                Наш литературный герой Нассонов был, разумеется, в первых рядах активных борцов за новое против реакционных сил инерции. Борьба эта шла с попеременным успехом. Литературный  герой нашего советского времени, несмотря на свои два высших образования – строительное и журналистское, всё-таки потерпел личное поражение.
                Такое тоже случалось не раз в Советском Союзе, когда положительный герой терпит личное поражение на поле боя, но дело, за которое он сражался, не жалея сил, а подчас и жизни, продолжает жить и развиваться дальше. Оптимистическая трагедия  существует не только в искусстве, но и в реальной жизни.
                Нассонов вынужден был даже уйти из редакции. Таким образом, в редакции остался всего лишь один профессионал – журналист, ответственный секретарь редакции. Он  вместе с Шустером и другими его подручными, приложил руку к тому, чтобы наш литературный герой остался за бортом не только газеты, но и не был принят в Коммунистическую партию. Такое в Советском Союзе тоже случалось, когда  передовым делом руководили некомпетентные и даже невежественные,грубые, недобросовестные люди, выживая, выдавливая, с упорством настырных кукушек, из трудовых коллективов профессионалов, опытных и грамотных специалистов, верных ленинцев. А верный ленинец определяется не по наличию партийного билета в кармане, а по тому, как он на деле, а не словах, следует ленинским заветам и идеалам, ленинскому стилю жизни.
                Антиперестроечным  силам даже в страшном сне не могло присниться, чтобы принять Нассонова  в КПСС, который потом возглавит партийную газету. Они прекрасно понимали, каким мощным и страшным оружием является газета, если В.И.Ленин посредством газеты «Правда» создал КПСС и с помощью этой новой и передовой партии перевернул  старую  крестьянскую Россию. И не только Россию, но и весь капиталистический мир. И сделал после 1917 года мир многополярным. 
                История, в силу ряда объективных причин, выдвигала на первый план борьбы «нового» со «старым» всё новые и свежие  реакционные силы, которые на словах говорили одно, а на самом деле подло, исподтишка тормозили строительство нового социалистического общества, ускорение, гласность, перестройку…И Шустеры  были не одиноки. Реакционным силам в нашей бывшей советской стране очень активно и действенно помогал и до сих пор помогает капиталистический Запад, мировой капитализм. Он кровно  заинтересован в реставрации и укреплении капитализма на земле.
                Особенно «пережитки капитализма», старого, прошлого, пошлого боялись   гласности, открытости, публичности. Ни за какие коврижки не хотели выносить сор из избы, до последнего патрона защищали честь бюрократического чиновничьего мундира, не пускали на страницы газет, журналов и книг, на сцену и на экран, как они тогда называли, антисоветчину. За всем этим историческим процессом бдительно, строго и неусыпно следил так называемый старший брат.
                Особо свирепствовал, как сторожевой цепной пёс тоталитарного режима, такой всемогущественный цензурный  советский орган, как Главлит. Руководителем подобного органа в Карелии был отнюдь не литературный и не киношный герой Шарапов. Имеется в виду  Шарапов  из фильма братьев Вайнеров и  С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
                И дело в стране порой доходило до абсурда,  до смешного, до дикости. Мероприятие можно было провести, но освещать его в средствах массовой информации запрещалось. Ни-ни. Ни одного печатного слова. Фильм можно было снять, но показывать его нельзя. Отправляли на полку, где Советская власть хранила свои вставные челюсти. Книга писалась и отправлялась в стол. Нассонов писал критические статьи, а они не печатались, клались под зелёное начальственное сукно А если какая –то  критическая статья и пробивалась с очень большим трудом и боем на страницы газеты, то власти начинали самую настоящую войну с её автором, вместо того, чтобы направить энергию в мирное русло, на устранение отмеченных статьёй недостатков. Театральные спектакли не доживали до премьеры, ибо закрывались, в лучшем случае, на стадии генеральной репетиции. Со всей этой так называемой антисоветчиной советские власти боролись под красным революционным флагом марксизма- ленинизма. Они даже дошли до такого маразма, что хотели запретить для широкого показа фильм «Обыкновенный фашизм». Ссылка при этом у них, как правило, была одна и стандартная  «народ не поймёт». Власти везде, всегда и во все времена любят выступать от имени простого трудового народа, для его же пользы, блага и спокойствия.
                Но вся прелесть  волшебства искусства в том, что литературные герои никогда не умирают, они бессмертны, вечны и продолжают жить  в искусстве уже своей жизнью, отличной от реальной жизни своего создателя, творца, автора. От своей действительности. Они живее всех живых. Они навсегда остаются юными и никогда не стареют, сколько бы ни прошло лет и даже веков, тысячелетий. Они остаются в нашем детстве. Они остаются в наших сердцах, в нашей читательской памяти. Они становятся нашими кумирами, нашими советчиками и друзьями, над которыми мы не властны. Не властно над ними время и пространство. Они - дети Солнца и Луны. Они – дети своих отцов. Дочки - матери .Они- детище своих отцов – творцов, создателей.
                Все вместе и по отдельности они обладают одним очень главным и удивительным художественным свойством, преимуществом. У них всегда можно учиться. У них всегда есть чему поучиться. У них всегда надо учиться. С них берут пример. На их жизни учатся жить и строить свою жизнь, своё будущее  по- новому  поколения. Поколения отцов и детей.
                Живучи Нассоновы, насоны,масоны, ассы, живучи…

                Революционный держите шаг,
                Неугомонный не дремлет враг.   


             P.S.Лев Гумилёв рассказывал, что прокурор,участвовавший в работе Особого совещания,так объяснил ему смысл приговора:"Вы опасны,потому что вы грамотны"