История...

Борис Бершадский
                Борис Бершадский

                И   с   т   о   р   и   я
                о  том,  как  мне  однажды  довелось  командовать
                сверхмалой  подводной  лодкой
 
     Дело было летом 1980-го года.  Служил я тогда заместителем старшего военпреда в одном из московских институтов.  И возникла задача:  установить на дне моря гидрофон, вывести кабель на берег – для записи и замера шумов проходящих судов.  Но выявилась в этой задаче и весьма существенная особенность:  чтобы избавиться от ближних помех, кабель потребовался в несколько километров длиной.  Такого кабеля, естественно, в институте не было.  Да и слабый сигнал на большое расстояние без промежуточного усиления не передать.

      И тогда вспомнил я, что, когда еще на подводных лодках служил, видел однажды в базе так называемый  АРС -   автономный рабочий снаряд.  Это сверхмалая подводная лодка, длиной всего в несколько метров, яйцеобразной формы, с двумя парами винтов-движителей:  первая, как обычно, в корме, для движения вперед-назад;  вторая, установленная по бортам вертикально,  для перемещения по вертикали.  Штатный экипаж – 7 человек.  Назначение – спасение экипажей аварийных лодок:  маневрируя,  АРС погружается и присасывается к комингсу люка аварийной лодки, люди из лодки переходят в АРС  и  он всплывает.  Кроме всего прочего, оборудован АРС двумя иллюминаторами в носу, прожекторами и манипуляторами, что позволяет не только видеть, куда  АРС  погружается, но, при необходимости, и поднять что-то,  привернуть – отвернуть…  Вот и решили мы:  почему бы не положить  АРС  на грунт, вставить в его лапу-манипулятор  наш гидрофон с коротким кабелем, кабель ввести в прочный корпус АРСа.  Ни тебе километрового кабеля, ни помех.  Лежи на грунте и пиши себе сигнал на магнитофон.  Осталось только, как положено, согласовать эту затею, с кем положено, что мы успешно и сделали.  И, полные радужных надежд,  прибыли на Черноморский флот – работать.

     Однако, пока согласовывали, пока собирались, пока приехали – дело к осени.  Времени – в обрез, спасательное судно – носитель АРСа -  вот-вот на другие работы заберут. К тому же наткнулись на запрет только что назначенного тогда с Камчатки нового начальника штаба флота - контр-адмирала Клитного.

     - Я этого не допущу.  АРС не предназначен для покладки на грунт.  А если присосет к грунту?  Чем я вас тогда спасать буду?
     - Но ведь мы с разработчиками АРСа согласовали они не   возражают               
     - Они-то не возражают...  А отвечать - мне?

     Что тут возразишь?  Все верно!  Но  -  не возвращаться же?..

     - Товарищ адмирал!  Как, по-Вашему, похож я на самоубийцу?
     - Вроде, нет.
     - Но ведь я-то сам туда пойду!
               
       
     Задумался.  Взвесил.  Усмехнулся:
     - Да?  Ну, тогда хрен с тобой, иди!
     И подписал документы.

     … Дальше – снова все пошло, как обычно.  «Добро» начальства высокого есть.  Но… командир  АРСа  в отпуске.  Флагманский механик соединения, который мог бы пойти командиром  АРСа на выход,  «заболел»  (как потом оказалось, дочку в первый класс собирал).  Но, чтобы не нарваться на неприятности  (экспедиция-то московская, вернутся в Москву – высочайшему начальству нажалуются), подписал допуск к командованию  АРСом и разрешение на выход…  мичману-электрику.
     Короче, вышли.  Старшим на выход пошел начальник штаба соединения, капитан 2 ранга Алексей Кириллович (фамилию, увы, забыл),  очень спокойный молодой улыбчивый моряк, незадолго до того перешедший на спасатель с эсминцев.      Спасатель  -  довольно большой корабль, переделанный из океанского транспорта-сухогруза (чтобы, в целях экономии, отдельный специальный проект не финансировать). Поставили на борт сухогруза мощные краны, которые, зацепив АРС за нос и корму и перенеся через борт, опускают его в трюм спасателя.  По инструкции процедуру эту можно производить лишь при волнении моря до двух баллов.  И спасательные работы, соответственно, тоже…

     … Погрузились и работали на грунте вшестером:  четверо – экипаж  и  мы  двое,  в качестве инженеров-операторов.  Естественно, хотелось нам отработать всю программу сразу:  кто знает, удастся ли еще раз выход пробить?..

     Работаем.  Команда сверху: «Всплывать!»   Мы  тянем…  Опять: «Всплывать!»  Опять тянем…   «Всплывать, мать вашу так!»   Мичман-командир:  «Все, мужики. Больше ждать не могу!»
     Всплыли. Вечер. Темно. Волнение 2-3 балла. Качает. Прожектора со спасателя слепят.
               
     И тут мичман-командир, оглядевшись, говорит:
     - Товарищ капитан 2 ранга! – это мне. -  Должен Вам доложить, что я ни разу на  АРСе даже днем к пирсу не швартовался.  А тут – ночь,  волна,  и нас,  и спасатель бросает… 
     - Что же делать будем?
     - Не знаю.

     А надобно сказать, что по Корабельному уставу старший по званию из корабельных офицеров, находящихся на борту, является старшим на корабле и отвечает за его безопасность.  Таковым – увы! - оказался я.  Правда, обычной, не сверхмалой подводной лодкой  в качестве вахтенного офицера я все же управлял.

     - Ладно, - говорю,- запиши в вахтенный журнал:  «В соответствии с Корабельным уставом, вступил в командование  АРСом».  Давай, распишусь.

     … Подошли мы со второго раза – мотало здорово, на первом подходе чуть на спасатель не навалило.  По управляемости АРС от лодки сильно отличается:  инерция у него большая, а моторы относительно слабые, в основном для
подруливания предназначенные...               

     Но, слава Богу, подошли.  Подали концы с носа и кормы,  пришвартовались.  А дальше что?  Надо бы АРС на борт поднять, на буксире по такой погоде в базу не пойдешь - зальет. Решили поднимать…

     И вот тут-то и начался настоящий цирк.  Борт у спасателя высокий, метров  10-12.  Наверху, у контроллера крана, стоит  матрос-крановщик. И опускает вниз на тросе  цанговый зажим – металлическую (чугунную) чушку килограммов на двести.  Из палубы АРСа,  навстречу этим зажимам, в носу и корме торчит по металлическому штырю в руку толщиной, с утолщением на конце.  Палуба у АРСа покатая,  лееров нет.  Мы трое становимся вокруг штыря и, по колено в перекатывающейся через палубу воде, пытаемся, отталкивая каждый от себя, направить тяжеленную  чушку-эажим на штырь.  И все это на качке,  на волне…  Матрос на  контроллере крана, не видя нас, время от времени отпускает тормоз – и  чушка с грохотом летит вниз…   Попадет по человеку – прибьет.  Но опять повезло,  никого не зацепило.

     … Потом, поставив АРС на место в трюм, пили мы с Кириллычем спирт. За успешное окончание работ.
     - Чего же ты, -  говорит, - с первого-то раза не пришвартовался?  Нас на эсминцах лучше учили.
     -А ты,- спрашиваю,- хоть раз этим яйцом управлял?
     - Зачем мне? Я же не подводник! Это вы, лягушатники...
     - Тогда и молчи!

     А у американцев уже в те годы спасатели подводных лодок могли работать и при четырех, и при пяти баллах. Там, правда, на проектировании таких спасателей не экономили: у них спасатель-носитель притапливался, открывались ворота и лодка-спасатель входила в него, как в док, который потом осушался.

     У нас же проектирование шло с расчетом на героизм. Не тех, кто заказывал, а тех, кто спасал. И тех, кого приходилось спасать. Поэтому работать на спасателях, рассчитанных на волнение до двух баллов, при среднем в океане не менее трех - дело крайне непростое. В чем нам, на нашем небольшом опыте, и довелось тогда убедиться.

                Черноморский флот. Спасатель "М.Рудницкий". 1980 г.