Безысходность воли

Сергей Александрийский
               

                "Куклы не умирают — в них просто перестают играть" В.Пелевин.

   "В изначальную решимость воли как владения собой, а тем самым и всяким мыслимым окружением, входит поэтому много компонентов, включая и предвосхищающее знание меняющегося окружения, и сознание самого себя, и поставление себя в совершенно определенное, решительное отношение к миру. Но исходная суть воли — всегда владение собой и всем: власть. И обратно: суть власти в ее силе не терять саму себя, т.е. в самообладающей воле. Неверно представлять, будто для классического нигилизма воля, как и в обычном понимании, есть род стремления, но только вместо счастья и наслаждения она имеет целью обладание властью. Власть не внеположна самообладающей воле, выражение «воля-к-власти» почти не имеет смысла, и Ницше применяет его, скорее, для отталкивания от расхожего представления о воле-желании и для отмежевания от шопенгауэровской программы угашения воли при желанном выходе из мира. Нигилист тоже ничего не ждет от мира, но его воле незачем угасать: наоборот, она разгорается вместе с одиноким сознанием господства, достигаемого в безвоздушном пространстве его, мира, последней бесцельности"
(«Европейский нигилизм»: обзор В.Бибихин)

... «Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что он желает» А.Шопенгауэр.
    То есть, человек обладает свободой действия согласно собственному мотиву, но природа этого мотива предопределена.
    Допустим, нигилисту как-то не приходит в голову, что его разрушительная воля к обладанию ради обладания может быть строго детерминирована.
    Слепое орудие рока, "исторический дурак" просто не способен на подобного рода рефлексию.
    Что уж говорить об "исторических массах".
    Народы делегирующие свою волю вождю становятся стадом, вместилищем бесов, рвущихся к пропасти.
    "Истинный лидер всегда ведом" К.Ю. -- "Германия это я!".
    И с этим ничего не поделаешь, таковы условия драмы, бессознательному не прикажешь -- приказывает оно.
    Наше дело хитрить и уклонятся с помощью всякого рода психологических стратегий.
    Но... "Не убегай от снайпера, умрешь усталым"
    Пандемия безумия иногда настигает историю и человечество в избытке сил и возможностей почему-то ведёт себя как обезьяна с бритвой.
    Похоже, здесь присутствует игровой дуализм ради динамики процесса -- экзистенциального напряжения условных героев в условной драме.
    Для фигуры всё происходящее на доске драма, а не игра.
    Гипотетически, оживший офицер на шахматной доске может спутать планы игроков, но выиграть партию он не в силах.
    Именно из гегелевского «мировой дух, творит историю, пользуясь частными интересами" следует обречённое "делай что должно и будь, что будет".
    От этой же безысходности и слепое подчинение религиозной веры.
    "Бог мой, ты такой какой есть и иного нет у меня...", -- звучит и как смиренная мольба и как глухой упрёк.
    Иова смирился с произволом слепого рока и, прокляв свою зрячесть, инкарнировал в фанатичного Авраама, занёсшего нож над сыном Исааком во имя малейшей прихоти Всевышнего.
    К чему я? 
    Не исключено, что и бибихинская как всякая другая рефлексия на проблему воли того же порядка, но под усыпляющим ярлыком объективности.
    Высший произвол как бы спрашивает, ухмыляясь, ну вот ты такой умный догадался о цинизме ситуации и что ты с этим будешь делать?
    Ничего делать действительно не сможешь, но цена догадки в этом случае заоблачная.
    Ведь не случайно древние греки считали философов равными богам, но лишенными их могущества -- теми, кто распробовав эдемское яблоко до мельчайших вкусовых оттенков, при жизни обрели вечность, поняв что яблоко-то из папье-маше.
    Реквизитное яблочко.
    ЗЫ. А может всё проще...
    "Земляне всегда вели себя так, как будто с неба на них глядит громадный глаз и как будто громадный глаз жаждет зрелищ." К.Воннегут («Сирены Титана»)
    Из этого подозрения возникает забавное допущение, что мыльный сериал "Жизнь на планете Земля" с замиранием сердца, хрустя попкорном, смотрят обыватели какой нибудь сверхразвитой цивилизации, заварившей технологическим "актом творения" нашу пересоленную потом и кровью кашу по рецепту какого нибудь гениального идиота, которого мы считаем богом.
    Этакий анфиладно бесконечный театр в спектакле спектаклей.
    Вечное "За стеклом".
    Ибо что есть искусство, как не подглядывание за теми, кто безоглядно погружен в свою интимность.
    Может ради этого искусства подглядывания за подглядывающими и напрягается вселенная?
    Тогда это изощрённый ад, рай "высших смыслов" в котором ютится в пределах сцены.
    "Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой", -- морализировал Антон Палыч, видимо, в смутной догадке, что за ним подсматривают.
    Будьте бдительны... ковыряйтесь в носу не столь самозабвенно.