Сон в руку, или Орлеан

Сестры Ивенс
"Орлеан" (2015), реж. А.Прошкин

Если вы утром не пытаетесь понять приснившийся вам сон, если вообще не помните его, значит, образное мышление не ваш конек, а «Орлеан» не ваше кино. В основе фильма  лежит невероятная, загадочная, мистическая  история.  Многие рецензенты правильно назвали ее «фантасмагория»,  что в переводе означает «причудливое бредовое видение».  В фильме авторы  также используют фантастику, гротеск, гиперболу, иронию, юмор. А это все – выразительные средства художественного жанра «сатира». В искусстве все жанры хороши. Можно сказать, мать (понимай, киноискусство) всех своих детей (понимай, киножанры) любит и растит одинаково.  Но сатира  в семье киноискусства (да и вообще искусства) как ребенок с особенностями развития. Чтобы полюбить такого ребенка нужно иметь добрую душу. Чтобы полюбить такой жанр, нужно иметь развитое воображение и определенный художественный опыт. С первого просмотра фантасмагорию полюбить так же трудно, как полюбить оперу с первого прослушивания.

Так о чем фильм? Обычно об этом написано в слогане. Здесь его нет. А я бы написала так: «Ребята, включайте мозги! Если жить одними инстинктами, то жизнь превратится в свалку, а правителем ее, королем, станет обезьяна». До героев фильма эта мысль дошла, и движущаяся книжка на животе героини пробудила в ней настоящие человеческие чувства. А дошла ли мысль до зрителей?  В этом-то и беда сатиры: к кому она обращена, те такие фильмы не понимают. А для понимающих – вопрос на засыпку: а Орлеан-то здесь причем?