33. Месье Лябе - француз убогий!

Семён Юрьевич Ешурин
                (Фрагмент романа "Крепостная герцогиня". Курск, 1711 год.)

     На другой день явился поутру Никита. Встала Малашка, дабы удалиться, но того ранее отрок молвил:
     - Вчера опосля урока нашего урОк «жабий» был. И так лихо отвечал я, что французишка чуть было пасть отверстую от удивления превеликого ни вывыхнул!

    Тут резко дверь распахнулась, чуть было ни прибив стоявшую возле нея Малашку невезучую, и ворвался господин и впрямь жабу напоминающий. И заорал он Роджеру, аж слюной брызгая на языке французском:
    - Ах ты, агликашка подлый! Захотел место моё завидное занять, а меня на улицу вышвырнуть?! Да я тебе сейчас устрою такую войну за наследство гишпанское, что никакой герцог Мальборо тебя не спасёт!
    Малашка, понявшая слова ключевые «гишпанское» и «Мальборо», встала на защиту пациента своего и молвила по-расейски:
    - Не следует напрягать главнокомандующего аглицкого, ибо с воякой сим франузским вполне справится супруга его Сара Черчилль, герцогиня Мальборо!
    - Не зря ведьмой ея величают! – воскликнул на языке своём Жан Батист и перекрестился поспешно. – Ибо не может простая крепостная девка ведать, что герцогиня Мальборо суть Сара Черчилль!
    - Во-первых, - встал на защиту любимой Роджер, - Малашка хоть и крепостная девка, но вовсе не простая!
    - А златая?! – усмехнулся ЛябЕ.
    - Уникальная, ибо умнее всех виденных мной баб и большинства мужиков! А во-вторых, не ведьма она, несмотря на внешний вид, сию ведьму слегка напоминающий! … Вот Вы глаголили, месье Лябе, что место Ваше суть завидное. Однако необходимость печальная с отроком Никитой заниматься сильно уменьшает завидность сию!
    - А как ты узнал сие? – удивился француз.
    - Элементарно. Применил метод дедуктивный. Означает сия дедукция переход от общего к частному. Общий принцип гласит, что главный враг сферы обслуживания суть клиент. Частный принцип (опосля конкретизации обслуживания) гласит, что главный враг сферы образования суть ученик! А уж для самых конкретолюбивых уточняю: главный враг Ваш, месье Лябе, суть Никита!
    - Не трави мне душу, Роджер! – вздохнул тяжко горе-педагог.
    - Но я готов, месье Лябе, избавить Вас от сего отрока утомительного!
    - Ни в коем случае! – перепужался наставник молодёжи. – То, что Василий Никитич прибьёт тебя за убиение Никитки, меня не шибко волнует. Но он досрочно прервёт контракт со мной ввиду убытия объекта обучения!
    - А когда истекает срок контракта сего?
    - Чрез девять месяцев, в конце мая.
    - Баба за сей срок способна произвести на свет чадо. Я же берусь за сей же срок без Вашего, месье Лябе, участия, не убивая Никиту, произвести из сего оболтуса юного ученика эрудированного!
    - А меня куда?!
    - Договорюсь с хозяином я, что для Вас ничего не изменится. Но мне за избавление от хлопот педагогических будете выплачивать треть жалованья своего.
    - Нахал! – возопил нахал Лябе. – Как токмо язык твой повернулся предложить мне гнусность сию?! Короче – не треть я тебе выплачивать буду, а четверть!
    - Спасибо, что не пятую часть! Ладно, четверть, так четверть.
    - А сможешь ли ты обучить отрока? – вопросил француз. - Я, к примеру, учился в Сорбонне. А ты где?
    - В Кембридже.
    - Тоже неплохо …
    Вышел француз из комнаты. Изрёк Никита наболевшее:
    - Месье Лябе – француз убогий!
    Роджер попытался оправдать коллегу:
    - Видать, наставник твой, ныне бывший – не полный идиот, ибо учился в лучшем университете Франции.
    - Но, видать, не доучился! – предположила Малашка.
    (Впоследствии выяснилось, что дева сия аки обычно права оказалась, ибо проговорился француз, будучи в подпитии, что был отчислен за неуспеваемость!)
    - А где сей университет? – полюбопытствовал Никита.
    - Сорбонна находится в Париже.
    - А где расположен град Бонн? – поинтересовалась Малашка.
    - В Германии на реке Рейн. Молодец, Малашка, что ведаешь про град сей, ибо размерами он невелик.
    - Сие потому поняла я, ибо во граде сем свалка отсутствует.
    - А откуда ты о факте сем ведаешь?
    - От Вас, мистер Смит. Сами же глаголили, что сор сего града во стольном граде Франции пребывает!
    Захохотал Роджер, но глянув на Никиту недоумевающего, сдержался с трудом и пояснил:
    - Разбила Малашка слово «Сорбонна» на две части. И получилось: «Сор Бонна находится в Париже». А посему не потребна Бонну собственная свалка!
    Захохотал Никита громче Роджера.

    Когда Наташа услышала первый хохот Роджера, побежала она в комнату, дабы очередной раз Малашку обучить уму-разуму. Но засим услышала она хохот брата своего младшего и, не желая очередной (опять-таки) раз выгнанной быть, удалилась благоразумно восвояси.
    Засим и Малашка удалилась, дабы занятиям не мешать. Опосля занятий вернулась она и за вязание носка принялась. Чрез некоторое время примерила больному носок недовязанный. Получилось не очень … Тогда внесла дева юная коррективы, распустила "первый блин", коий "комом" вышел и за новый принялась.
                ***