Общая тетрадь - 20

Александр Сумзин
Всю жизнь, сколько себя помню, люди в России печенье называли ласково-уменьшительным словом "печенюшки". И вот совсем недавно я с удивлением обнаружил, что они куда-то таинственно исчезли, а вместо них, как чёртик из коробочки, выскочили какие-то подозрительные "печеньки". Нет уж, ешьте их сами, а я по старинке буду и сам есть, и внуков угощать только печенюшками.
 
* * *

В феврале 1938 года Ягода предстал на третьем московском процессе как один из главных обвиняемых. Вышинский: "Скажите, предатель и изменник Ягода, неужели во всей вашей гнусной и предательской деятельности вы не испытывали никогда ни малейшего сожаления, ни малейшего раскаяния? И сейчас, когда вы отвечаете, наконец, перед пролетарским судом за все ваши подлые преступления, вы не испытываете ни малейшего сожаления о сделанном вами?" Ягода: "Да, сожалею, очень сожалею…" Вышинский: "Внимание, товарищи судьи. Предатель и изменник Ягода сожалеет. О чём вы сожалеете, шпион и преступник Ягода?" Ягода: "Очень сожалею… Очень сожалею, что, когда я мог это сделать, я всех вас не расстрелял".

* * *

Недавно по ТВ услышал фразу: "стоимость отдыха снизилась на порядок". В бытовой речи это математическое понятие стало означать "намного больше (или меньше)". На самом деле "на порядок" — это в десять раз, и в большинстве случаев это понятие используют неверно. Говорят, что на одном из женских сайтов обсуждался вопрос: "Был ли у вас секс с мужчинами на порядок старше вас?"

* * *

В последнее время на волне тоски по СССР часто стали бездумно вспоминать: мол, "было время, и цены снижали…" А какие они были до снижения? Так вот, после отмены карточек в 1947 году при средней зарплате 531 рубль килограмм гречки стоил 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, литр молока — 3-4 рубля, десяток яиц — 12-16 рублей, бутылка пива — 7 рублей, бутылка водки — 60 рублей, килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, пшеничного — 4,40. Если пропорционально пересчитать эти цифры под 70-е—80-е годы или сегодняшние, то получается, что цены были чудовищно высокими. Куда ж их ещё было повышать! Конечно, пришлось снижать. Терпелив наш народ, как будто слепая любовь к своему вождю служит
дополнительным питанием.

* * *

Мой добрый знакомый Александр N — гражданин США. Я его как-то спросил: переезд и первый год жизни в другой стране видимо стали большой нервной встряской? Вот что он ответил: 
        — "Встрясок" в моей жизни было немало. Они приходят и уходят и часто забываются... Но одну из них я буду помнить до конца моей жизни. В 1976-м году мы проходили последний досмотр в Бресте, во время которого здоровый детина — таможенный инспектор вырвал из рук моей семилетней дочурки её любимую куклу, с которой она никогда не расставалась, и начал на глазах у неё всаживать в эту куклу толстенную длинную иголку, ища там контрабанду. С моим ребенком, при виде этого садизма, случилась истерика, и она начала громко плакать и кричать: "Ей больно, пожалуйста, не делайте ей больно!" Ничего не помогло, и пытка продолжалась еще несколько минут. Я помню, как, успокаивая её, я тогда сказал: "Пусть плачут они, ведь мы уезжаем, а они остаются..." Между прочим, кукла эта, по имени Эльза, жива-здорова до сих пор. Мои внуки об этой истории пока ничего не знают.

        Моя страница http://proza.ru/avtor/cogitosum