Рефлексия, форма и содержание

Зуев Андрей Яковлевич
РЕФЛЕКСИЯ, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

       В лекции профессора М.В. Попова указывается, что рефлексия у Г.Гегеля развивается до формы. «У Гегеля рефлексия мирового духа выступает движущей силой его развития, внутренней формой исторического самопознания и саморазвития культуры». - ФЭС, 1989 год.
 
       «К.Маркс и Ф.Энгельс, отвергая спекулятивную трактовку мышления, понимали философскую рефлексию  как универсальное осознание предметно-практического отношения человека к миру. При этом философия выступает как рефлексия, направленная на раскрытие «сущностных сил» человека. Рефлексия в науке выступает как форма научного самопознания, направленная на анализ налично существующего знания и механизмов его формирования». – ФЭС, 1989 год.
 
       «РЕФЛЕКСИЯ - (от позднелатинского reflexio – обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Различают три вида рефлексии: элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении; научная рефлексия – критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, которые свойственны данной области научного исследования; философская рефлексия – осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом». – ФЭС, 1989 год.

       В философском энциклопедическом словаре определение философской категории «рефлексия» дано пространно и сложно. Надо бы упростить это понятие, используя метод абстрактного анализа. Нужно понимать, что диалектический анализ возможен лишь с одновременным диалектическим синтезом. Вообще, термин «рефлексия» в данном случае интересен  постольку, поскольку он связан с самостоятельными и самоценными философскими категориями «форма» и «содержание».

       Рефлексия как «обращение назад» есть движение отражения. Само понятие «отражение», раз уж мы его рассматриваем, - это бытие, а бытие в снятом виде и есть сущность. Таким образом, бытие как отражение и отрицание – форма проявления сущности в бытии. С категорией формы у Г.Гегеля связано понятие материи. Он определяет материю как оформленную сущность, то есть такую сущность, которая уже в форме. Материя же, взятая с отрицанием формы, определяется им как категория «содержание».

       В материалистическом понимании рефлексии, формы и содержания материя и её сущность предполагаются и проявляют себя с самого начала логического (диалектического) рассуждения. Отражение – это, прежде всего, процесс, движение, то есть уже материальная сущность. Здесь мы сразу находим два противоположных момента: материальный объект, который отражается и материальная субстанция, которая отражает. Понятно же, что феномен отражения материи себя самой – феномен универсальный (всеобщий) и материальный. Отражается материя, которая всегда в движении, а отражает движение, которое  не бывает  без материи.

       В движении отражения мы видим диалектическое тождество двух моментов: материя в движении (то, что отражается) – то же самое, что и движение материи (то, что отражает). Однако в диалектической логике тождество существует только лишь как тождество различия. В «движении материи» наше внимание фокусируется на движении, которое невозможно без материи, а в «материи в движении» – на материи, которая находится в бесконечном движении. Движение же, как мы понимаем, не равно материи.

       Понятие «движение материи» (и движение отражения тоже) есть форма (форма явления самой материальной сущности), а отражение «материи в движении» (сущности) есть содержание (сама отражённая в понятии материальная сущность и есть). И форма, и содержание, будучи понятиями, то есть бытием,  являются отражением материальной сущности. Таким образом, материальная сущность (или просто сущность) одинаково значимо является в бытии в форме и в содержании всякого понятия. Получается, что рефлексия как отражение и одновременное отрицание сущности проявляет себя в бытии дважды. В первый раз, в форме «простого» бытия - бытия «без понятия». Во второй раз, в понятии, то есть опять же в бытии, но уже в двух его моментах: в форме и содержании. Двойное отражение и отрицание есть снятие, познание, созидание и развитие.

       Иногда говорят: «А, это только форма». Между прочим, в этой форме находится всё содержание. К примеру, понятие способа производства у Маркса имеет содержание и форму. Содержанием  являются средства производства (это понятие, отражающее материю и материальную сущность) и люди, владеющие ими (люди тоже материя и понятие). Формой же являются общественные отношения (не сами общественные отношения, а отражающее их понятие). Проще говоря, понятие «форма» относится к движению, а понятие «содержание» включает в себя   саморазвивающуюся материю. В понятии «материя» есть содержание – физическая, химическая, биологическая, социальная материя. В этом же понятии есть и форма – конкретные формы движения в бесконечном их множестве в  физическом, химическом, биологическом и социальном движении.
   
       Рефлексия – это всегда отражение или отражение отражения. В рефлексии познания и самопознания применяется и абстрагирование, которое упрощает мышление, помогая отвлечься от несущественных признаков различных вариантов рефлексии. Отвлечение же есть отрицание. Таким образом, рефлексия – это всегда отрицание.    Отрицание, в свою очередь, возможно, если существуют противоположные моменты. Это означает, что рефлексия  всегда отражает противоречие.   Противоречие   существует  и разрешается     в становлении, которое снимается наличным бытием. Следовательно, рефлексия – всегда снятие. Получается, что философская категория рефлексии содержит в себе многозначность понятия. Философское понятие «рефлексия» может быть использовано в значении понятий: отражение, отрицание, снятие (каждого по отдельности или всех вместе).

              ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В МЕТАФОРАХ

       Содержание и форма – понятия, а понятие – это бытие. Всякое понятие имеет два момента: содержание и форму. Оба момента существуют в бытии в неразрывном единстве и, следовательно, в борьбе, образуя объективное противоречие. Из двух указанных моментов главным, то есть таким, который развивается от целого к целому, является содержание. Оно развивается благодаря внутреннему самодвижению. Энергетический потенциал самодвижения развития обеспечивается противоречием или борьбой противоположностей (моментов).  Форма не изолирована от содержания, а находится внутри него. Форма есть не сама по себе,  а как момент содержания. По этой причине в форме всё содержание и «сидит».  Внутреннее самодвижение содержания – это и есть борьба формы с содержанием.

       Форма – организующий момент содержания, поскольку форма понимается нами как форма движения материи. Движение – это изменение и развитие. Следовательно, содержание развивается за счёт формы и благодаря ей. В борьбе моментов происходит взаимопереход противоположностей и их разность (различие) исчезает. Таким образом, содержание в своём развитии становится всё более оформленным и организованным, а форма  - всё более содержательной.  В результате борьбы моментов в становлении, оно снимается наличным бытием с возникновением нового качества – спокойной простоты. Это относительно устойчивое состояние покоя развивающейся материи, фиксируется соответствием формы содержанию уже нового качества.
   
        Из этого спекулятивного знания следует вывод: не только общественное бытие определяет общественное и индивидуальное сознание, но и общественное,  и индивидуальное сознание определяет общественное бытие. Содержание и форма в развитии понятия материи являются равноправными моментами.  Мы не вправе называть материю по отношению к движению и сознанию первичной по её значимости, поскольку сознание тоже движение. Однако  в историческом смысле,  в развитии движения от простого к сложному,  сознание появилось только на самом высоком уровне развития материи, то есть  позже по отношению к более простому движению отражения.  Тезис о первичности материи и вторичности сознания можно считать верным, а главный вопрос философии окончательно решённым в пользу материи с учётом вышеуказанного разъяснения.
 
       Надо иметь в виду, что форма, будучи моментом содержания, является моментом изменяющимся, «своевольным», постоянно стремящимся изменить своему содержанию и перевести его в бытие-для-иного. В этом и состоит причина конфликта формы с содержанием, благодаря которому содержание развивается бесконечно, но с перерывами постепенности (скачкообразный переход «старого» качества в «новое» качество). Таким образом, для того, чтобы развитие содержания происходило бесконечно, необходимо самое важное условие: форма всегда должна соответствовать содержанию, никогда не соответствуя ему.
 
       Изменчивость и «своеволие» формы может иметь для содержания противоположные последствия: преимущество (прогресс) или ущерб (регресс) для его бытия. В самом деле, пришли к власти варвары с реакционной либеральной буржуазной идеологией и разрушили великую страну. Гнилая идея овладела сознанием правящего меньшинства. Страна начала разрушаться с субъективного фактора, с формы: с идеологии, с общественных и производственных отношений. В результате регрессировал и способ производства, и его производительные силы, деградировали не только средства производства, но и люди, владеющие ими. Случилось, так называемое, "превращение формы", в результате чего форма "сожрала" своё содержание.

       Материя в движении, разделённая в бытии на моменты, на содержание и форму, представляет собой единое неделимое целое. По этой причине, содержание и форма неразрывно связаны между собой. Форма является неотъемлемым моментом содержания, хотя и, в определённых пределах (обусловленных необходимостью), «своевольной» непредсказуемой случайностью. Случайность всегда необходима (неизбежна), а необходимость -  случайна. Содержание – главный среди равных момент  бытия, который изменяясь и развиваясь, никогда не меняется и всегда остаётся прежним – МАТЕРИЕЙ В ДВИЖЕНИИ.

       Форма – это не сосуд, в который наливается содержание. Было бы вернее представить себе систему сообщающихся сосудов, где вместе, в определённых соотношениях и взаимосвязях, как единое целое, находятся содержание и форма.  Как известно, уровни содержимого сообщающихся сосудов всегда  соответствуют друг другу. Уровень содержания в первом сосуде соответствует уровню формы в другом сосуде. Высота столба условной «жидкости» символизирует степень сложности развивающейся материи.

       Воображаемый «сосуд бытия» никогда не бывает пуст, поскольку его содержимое (содержание) вечно во времени и бесконечно в пространстве, но уровень в обеих его сообщающихся половинах может колебаться, отражая этапы развития материального мира – от физической формы до социальной формы движения материи. Наполнение «сосуда бытия» возможно только через «сосуд формы». Чем больше формы, тем больше содержания. Форма как бы перетекает в содержание, способствуя его развитию. Изменяемый момент удачной формы в движении развития становится неизменным (постоянным) моментом содержания (определением).

        Однако наполнение «сосуда содержания» происходит с некоторым отставанием от наполнения «сосуда формы» как если бы «сосуд бытия» наполнялся  не жидкостью, а сыпучим материалом, к примеру, песком. При этом содержание развивается не плавно, а скачкообразно (сход снежной лавины), через «узловые точки» развития. Разумеется, количество новых форм само по себе никогда не переходит в новое качество содержания, но способствует его появлению. Природа всё время (непрерывно) экспериментирует с новыми формами, каждая из которых может соответствовать (или не соответствовать) содержанию. Среди таких форм рано или поздно обязательно появится такая удачная форма, которая  становится неизменным моментом содержания, обеспечивая его дальнейшее развитие.

       Уровень  содержания бытия не стоит на месте. Он постоянно колеблется, изменяется под воздействием двух вечных тенденций, двух моментов становления, которые во взаимодействии (в борьбе)  обеспечивают в каждый конкретный момент времени преобладание преимущества или ущерба для бытия, то есть, прогресс или регресс. При этом «ущерб» для бытия, в определённых пределах, принимается бытием так, что бытие сохраняет форму бытия, что и способствует его дальнейшему развитию.