Б о р и с Б е р ш а д с к и й
Ах, какая прекрасная это была кукла! Стройная, высокая шейка, гордо посаженная головка, румянец во всю щеку, узел светло–русых волос над чистым лбом. А глаза!.. Нет, только у кукол и бывают такие ясные, лучистые глаза. А как она двигалась! Каждое движение ее было образцом подлинной грации. А благородство манер! - никогда не позволила бы она себе повернуться к кому-нибудь спиной. Чего греха таить, многие куклы (а ведь я знаю далеко не всех!) кто втайне, а кто и явно завидовали ей. Она была создана для сцены!
Но и куклы не всю жизнь порхают по сцене. Гаснут юпитеры, закрывается занавес, затихает зал. И тогда - куклу снимают с руки и вешают на гвоздь, до следующего спектакля.
Ах, как мучилась бедная кукла! Как плакала! Временами она даже решала покончить с собой - но не могла слезть с гвоздя. Она проклинала руку, которая уводила ее с глаз зрителей. Кто знает, может, они аплодировали бы еще и еще… Ведь это так приятно!
Но рука была неумолима. И, едва покинув сцену, кукла теряла и благородство движений, и грацию, и кукольное свое достоинство - какое достоинство может быть у висящей на гвозде?.. Она ненавидела руку, приносящую ей столько горя, - и ждала ее: так хотелось кукле на сцену! Ах, аплодисменты! - тогда забываешь все…
… Если когда-нибудь вам доведется увидеть куклу после спектакля, уже на гвозде, услышать, как снова и снова проклинает она руку - не верьте. Рука тут не при чем. Просто кукла слишком любит аплодисменты. Потому и не дано ей хоть что-то изменить. Ведь она всего лишь кукла…
1967г.
1967гг.