40. Совратический метод

Семён Юрьевич Ешурин
                (Фрагмент романа "Крепостная герцогиня". 1711 год.)


     - Аки глаголил мой великий учитель сэр Айзек Ньютон, - молвил профессор Кембриджа, - «Хоть может лириком быть физик, но циник им не может быть!»
    - Позвольте, мистер Смит, по поводу «физика и лирика» ряд вопросов задать.
    - Позволяю.
    - Аки во времена стародавние именовалась место историческое на западе полуострова Балканского?
    - Иллирия.
    - А аки зовётся житель местности сей?
    - Иллириец али иллирик.
     - А теперича вопрос философский географический: откуда родом физик и лирик?
    Расхохотался британец:
    - Физик иллирик родом из Иллирии!
    Кивнула служанка, и молвил британец:
    - Молодчина, Малашка! Вопросами своими умелыми подвела ты меня … к выводу требуемому. Метод сей именуется «сократическим» по имени спорщика древнего греческого.
    - А барин мой Василий Никитич при общении с некоей Олечкой, не задавая никаких вопросов (в том числе – о правомочности деяния своего), применил созвучный метод – совратический! … Но я ведаю об авторе метода вопросов наводящих. Воспел его батюшка мой:
    «Во тьме веков сокрыт Сократ.
     Он был умней других стократ!»
    - … За что и поплатился! – усмехнулся Роджер.
    - Аки упомянутая Вами Гипатия из Александрии.
    - Знать, не следует быть слишком умным.
    - Ещё Аки следует, мистер Смит! Токмо показывать сие лишь тем, кто оценить способен. Так поступает учитель Ваш изо града Кембриджа…
                ***