Поздняя ягода. Часть 2. БАМ. гл. 2

Виктор Свист
               
Всю ночь Михаил проворочался с боку на бок, так и не сомкнув глаз. За окном забрезжил рассвет. Он поднялся и вышел из вагончика. Весенний воздух, наполненный запахом хвои, солярки и дымом от печек вагончиков, наполнил лёгкие, и прогнал сонливость. Теперь он хорошо разглядел улицу, состоящую из десяти вагончиков, аккуратно расставленных между деревьями.

 С одной стороны, она упиралась в сопку, другим концом в берег Геткана. А по нему, как и вечером шли машины, в глубь тайги, осваивать новые участки. Уже совсем рассвело, начинался новый рабочий день.


- Михаил Фёдорович, - догнал его Юрка, - Вас Иван Иванович спрашивал. Он в конторе, вон крайний вагончик, лампочка на входе ещё горит, видите?
- Вижу Юра, ну пошли на приём к высокому начальству. Возле конторы стоял Иван Иванович, и разговаривал с молодым человеком. - Знакомьтесь, - Иван Иванович указал ему на Михаила. Наш механик, - а это наш старожил прораб Забелин Виктор.


- Плетнёв Михаил, можно сказать уже тоже старожил, целую ночь провёл здесь. – Михаил подал руку Забелину.
-Ну. Что Виктор, ты сейчас поезжай на пятый километр, что-то у них там застопорилось, а мы, - Иван Иванович взял Михаила за локоть, - пойдём в контору обсудим дела наши грешные. Вы где сегодня ночевали, - войдя в контору, спросил Иван Иванович.


- В вагончике, у экскаваторщиков.
- Вон, вагончик на против конторы, - Иван Иванович показал на окно, перебирайтесь туда. Там инженерно технические работники живут, так сказать руководство мехколонны. Семья есть?
- Да, жена, сын полтора года.
- Жена кто по профессии?
-Учитель математики.

- Очень хорошо, и ей работа будет. К осени школу построим. Это сейчас все тут одиночки, а вот снег сойдёт и поедут сюда жёны с детьми.
- А где же они тут разместятся, в вагончиках, что ли? Михаил удивился оптимизму начальника, размечтался, - подумал он.

 
- А вот, - продолжал Иван Иванович, - нам и нужно, за два месяца отсыпать дорогу до Тынды. Там уже поступают сборно щитовые дома. Будем строить одновременно временный посёлок, со всей инфраструктурой: школу, столовую, клуб детский сад. Так, что работы всем хватит. Сейчас пока набираем бригаду плотников. Михаил Фёдорович, я правильно запомнил ваше имя?

- Да.
- Михаил Фёдорович, я внимательно просмотрел вашу трудовую книжку, и выяснил, что Вы ещё и не плохой токарь. А у нас сейчас остро не хватает токаря. На территории гаража стоит новенькая, на базе ЗИЛ 151, ремонтная мастерская, а запустить её некому. Мехпарк хоть и новый, а случись поломка и болта не найдёшь. Так вот я и подумал, может выручите. В походной мастерской станки есть: токарный, сверлильный и ещё какие-то, я в них не очень разбираюсь.

- Я всё понял, Иван Иванович, но Вы не внимательно читали мою трудовую книжку, или не до конца. Там последняя запись о моей работе, начальник ремонтного цеха, и диплом у меня, механик строительных машин и оборудования. Так, что справимся, и специалистов я подберу только мне нужно дня на три в Зею слетать, жену успокоить и кадры смогу подобрать.

 Только Вы, зря кадры в Тынде подбираете, их на всех не хватит, я так думаю. А вот в Зее сейчас заканчивается строительство ГЭС, и рабочие разъезжаются по новым стройкам, вот там и нужно подбирать кадры.


- Михаил, Вы правильно мыслите, мы так бы и сделали, но есть указание обкома партии, чтобы там рабочих не вербовать. Они хотят этот коллектив сохранить и перебросить на строительство Бурейской ГЭС. Вот если Вы найдёте там желающих, везите, будем рады.


- А кто нам нужен по профессиям?
-Это зайдите прямо сейчас в отдел кадров, дверь напротив. Там Лариса Борисовна даст Вам список, кто нам нужен в первую очередь. Теперь дальше, в десять часов, Тынду идёт вахтовка,  ГАЗ-63, вот на ней и уедете. Ну, всё, договорились?
- Да, всё ясно и понятно. Заглянув в отдел кадров, и взяв список по профессиям, он за шёл в вагончик за своей поклажей.


- Ну земляки, еду обратно в Зею, что передать родственникам?
- А, что БАМ уже построили? Вот, что значит специалисты, - улыбаясь, подначил Михаила Юрка. Или не понравилось Вам здесь?


- Да всё нормально. Семье надо объяснить, успокоить, рассказать про условия. Кадры кое какие уговорить, инструмент для ремонтной мастерской прихватить. Через три дня вернусь. Василий Голайдо упорно молчал, уставясь в одну точку.


- Слушай Фёдорович, загляни к моей жене, расскажи ей о нашей жизни здесь, и какая перспектива нас ждёт. Боится она сюда ехать. Две девочки у нас, учиться им надо, и ей работа нужна. Я бы сам съездил, да Ваня Ваня не отпускает, работы много. Вот тебе адрес, - он протянул бумажку Михаилу.
- Всё будет нормально мужики. К осени отстроим посёлок, и все будут при деле. Вот такие планы.

       Старенький автобус, трясясь на весенних ухаба по ямскому тракту, к вечеру докатил его до Чульмана. Через час лёту на АН-2, и Михаил приземлился в Зее. Он осторожно постучал в двери своей квартиры. Звонок был отключен, как только появился Егорка.
 
- Кто? - Послышался приглушенный голос Веры из-за двери
- Строитель центрального участка БАМа. Хриплым голосом произнёс Михаил. Дверь распахнулась, и Вера повисла у него на шее.  Он прижал её к себе, уткнулся лицом в её волосы, вдыхая запах домашнего уюта.

 Из Комнаты вышла Татьяна Викторовна.
- Чего расшумелись, как будто год не виделись, Егора разбудите. Она снова приехала к ним в Зею, как только Михаил собрался уезжать на новую стройку. Да и Вера решила выйти на работу прервав декретный отпуск.

 Нужно было за Егоркой присмотреть. И теперь внук полностью заполнил вакуум её одиночества. Она часто задумывалась над тем, кто же нужнее, то ли она внуку, то ли он ей, но знала точно, что без него она уже не сможет.
       Михаил тяжело опустился на табурет. Две женщины, молча стояли и смотрели на него, пытаясь угадать, что он им скажет.


- Всё хорошо, дорогие мои. Начинаем новую жизнь. А как тут мой Егор Петрович? Михаил теперь так называл сына в честь своего друга, Егора Петровича. Прошлой весной не стало его, после инфаркта. Нина Николаевна уехала к сыну в Благовещенск, отдав Байкала соседям.


- Твой Петрович, тоже только с охоты пришёл, Вера показала на игрушечное ружьё. Умаялся, всё тебя спрашивал.
- Охотник растёт, - с гордостью заметил Михаил.