Отношение правителей к православию определяет каче

Владимир Бородин 3
В.Е.Бородин

Отношение правителей России к православию определяет качество их правления.

В этой фразе, выбранной в качестве названия, содержится легко доказуемый тезис. Даже, если рассмотреть средневековье, то та же тенденция просматривается, хотя и не столь ярко, как в более поздний период. В средние века не было действительно отошедших от православия, а только такие, как Святополк Окаянный, которые явно отчаянно грешили, наивно полагая, что сумеют вымолить прощение, а то и принять схиму. Мир был проще и яснее: белое было белым и черное – черным. Такие правители, как Ярослав Мудрый созидали, стараясь создать разумные законы на основе христианских ценностей и преуспели подобно Конфуцию, или Николаю I. Владимир Мономах отменил смертную казнь из христианских побуждений в ту эпоху, когда на Западе никто о подобном и не задумывался. Мудрое правление Великого князя Андрея Боголюбского, с говорящим именем, позволило спасти Русь от натиска кочевников переносом культурного центра на север, а Александра Невского - спасти самобытность культуры и саму веру от натиска с запада.

Иван III Великий возвысил и усилил Русь, положив начало идее избранности Православной Церкви и Москвы-Третьего Рима. При Нем было свергнуто иго. Иван IV Грозный завершил эти процессы, укрепив централизованную власть, одолев феодальную раздробленность (проклинаемая западниками, опричнина направлена изначально против нее, на укрепление единства, государственности), усилив еще больше положение Церкви, как соправителя царей. Это положило начало Золотому веку Московской Руси XVII века, ставшей началом империи и подлинного могущества России на международном уровне, когда, при Михаиле Романове территория России выросла в десятки раз. Алексей I Тишайший продолжил мудрую традицию пронародного и антифеодального правления первых Романовых, но по не совсем ясным причинам одобрил реформу Никона, поверив в ее необходимость. Реформа ударила по единству народа, Церкви, власти и даже могуществу державы. Раскол Церкви стал значительным и очень глубоким фактором ослабления Русской идеи, который отрицательно сказывался вплоть до 1917 года, когда произошли полная замена идеологии и кризис культуры.

Еще Алексей вводил воинские части, основанные на западном опыте, возглавляемые начальниками, выписанными из Европы. Появлялись и западные костюмы. Федор III Алексеевич царствовал с 14 лет. Он был слаб здоровьем и находился под заметным влиянием белорусского учителя Полоцкого -монаха, который усердно прививал царю польскую культуру. Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Грушецкой, придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках.
Явно новый период русской истории начался с правления самого необычного Романова, Петра Великого – революционера на троне. Оставаясь вполне верующим человеком он, в силу тяги к новаторству и социальным экспериментам, привез с Запада манеру высмеивать Церковь, пародировать обряды с элементами глумления. Секуляризация Церкви стала результатом его деятельности и породила надолго формально-скептическое отношение к религии, типичное для Запада эпохи Просвещения уже с XVII века, усилившееся в следующем столетии. Такой подход ударил по лучшим чувствам глубоко верующего и потому патриотичного народа, пошатнул основу идеократической мощи единения по принципу Бог-Царь-Народ. Не зря эта эпоха породила немало стихийных народных бунтов от раздражения демонстративным развратом европейских дворов. Возвеличенный апологетами нового дворянства – «птенцов петровых» царь, на деле не усилил флот, а создал кое-как сделанный новый, разрушив проверенный на севере старый, хорошо натренировал армию ценой «горячей обкатки» с большой кровью, усилил металлургию и основал университеты. Маловато, если учесть глубокие последствия от обмирщения церковной жизни, углубления раскола, постепенного превращения дворянства из служивого в паразитический класс с неизбежной тягой к еще большим свободам и играми в конституцию. Население России за время правления Петра уменьшилось почти на одну треть от непродуманных военных кампаний и жестокой эксплуатации крестьян, сгоняемых на строительство Петербурга, уральских заводов и флота. Именно царь, названный «Великим», утвердил жесткое крепостное право по западному образцу.

Последующий за Петром век «баб на троне» не принес России облегчения. Даже по-своему мудрая Екатерина II, понимавшая важность хотя бы показной православности, тем более после правления одного из худших царей, Петра III, который, сделавшись царем, продолжал молиться по-лютерански, не смогла изменить фактический отход Двора от православия. Позже царица начала отбирать монастырские земли, что заметно ударило по карману Церкви и положило начало появлению сонма малообразованных безразличных ко всему сельских священников, дискредитирующих веру. Низшее духовенство, призванное обслуживать религиозные потребности народа и его воспитывать, едва могло прокормить свою семью. Немудрено, что появились те самые семинаристы, которые пополняли ряды нигилистов. Но ни нация, ни культура без религии немыслимы. Достаточно вспомнить распад античного мира, когда атавизм софистов постепенно подменил богов в Греции, а с потерей веры в Бога утрачивается и вера в человека, возникают жестокие диктатуры XX века.

Павел I понимал важность поддержки веры отцов лучше матери, стремился сделать что-то и для облегчения участи крестьян, казаков, укреплял абсолютизм, но в силу своего максимализма и непоследовательности делал неосторожные шаги, сделавшие могущественных людей своими врагами. Этого царя, как и Николая I, и Александра III особенно постарались оболгать высшие аристократические и либеральные круги.

Воспитание Александра I Благословенного проходило в духе космополитических просветительских идей Руссо и Вольтера и соответствовало европейскому духу XVIII века, буквально пораженному антиабсолютистскими настроениями. Религиозным образованием Александра I руководил протоиерей Самборский - человек светский, лишенный глубокого религиозного чувства. Даже внешний облик этого человека был далеким от православного священника. Он провел годы, служа при храме российского посольства в Лондоне и был женат на обращенной в православие англичанке. Он же стал первым духовником царя. Влияние такого священника на молодого царя, воспитание его в традициях энциклопедистов, сделало царя космополитом, увлеченным экуменизмом. Увлечения Александра мистикой весьма далеки от канонического православия и он становится «западником» на троне Православной империи, что есть, по определению Льва Гумилева «химера», и никак не может повлечь за собой гармоничное развитие державы. Религиозность Двора становится исключительно формальной. Кроме того, на Александра влияет его высокопоставленный советник-поляк, Чарторыйский, который, как выяснилось позже, был явно антирусским пропольским политиком.

Вплоть до Николая I религиозная практика Императорского двора оставалась в рамках формально-религиозных традиций. За свои первые 30 лет жизни император совершил заметную духовную эволюцию и осознал, что Дому Романовых просто необходимо следовать истинно русскому православию, осудил опыт старшего брата и самой бабушки Екатерины. При этом, основными учителями Государя были протестанты. Поведение преобразившегося царя поначалу поражает придворных, заметно отошедших от практического православия. Религиозность Николая искренняя, а не деланная, не просто показная, при полном равнодушии. Согласно своей политике «русификации» Двора, царь вводит русский язык, как полноценный язык общения наравне с французским и даже разговаривает на нем с женщинами, что казалось и вовсе делом неслыханным! Николай начинает петь праздничные тропари и даже всю обедню вместе с хором в храме. Впрочем, дворцовый этикет по-прежнему не допускает таких проявлений благочестия, как становиться на колени, или класть земные поклоны. Таким образом этот незаурядный человек произвел подлинный переворот в гостиных, затем и в семейной жизни, в воспитании, пробудил заглохшее народное чувство в дворцах. Николай I сделал очень много для изменения религиозной жизни Российского двора, но ему так и не удалось переломить формального отношения к православным канонам в придворно-аристократической среде. Со времен Петра I было утрачено главное - искренность веры. Придворные религиозные службы носили более характер светской церемонии. Вне сомнений, Николай I - самый православный государь со времен Федора Алексеевича. «Верую по-мужицки» - говорил о себе Государь, начавший осторожно планировать освобождение крестьян. При этом Государе Россия имела период пик военного могущества во всем мире, когда Англия не посмела бы напасть, несмотря на свой хваленный флот, а также самую длительную экономическую стабильность с наиболее крепким рублем в истории, не говоря о Золотом веке русской литературы и живописи.

После смерти Николая I строгий порядок придворных православных служб был нарушен. Стали опаздывать, или пропускать службы. Александр II выполнял все обязательные обряды православной церкви, но это была формальная вера, без глубокого религиозного чувства. Царь, например, не любил Москву, раздражался, когда Ему напоминали, что Он родился в Чудовом монастыре древней столицы. Он стал «западником» наподобие Александра I, ощущавшим себя лучше где-нибудь в Пруссии. В семье Александра II подлинным носителем православной религиозности оказалась, как ни странно, императрица Мария Александровна – бывшая немецкая принцесса. Она всем сердцем восприняла православные каноны. Ее очень любил свекор, а собственный муж, как известно, сделал несчастной. Окружение Марии Александровны стало центром придворных славянофилов. Царь сумел настоять на упразднении крепостного права, что было само по себе передовым шагом, но сделал это слишком поспешно, неосторожно и вел непоследовательную политику в целом. Результатом стало начало разрушения крестьянской общины, люмпинизация попадающих в город, породившая впервые заметный рост пьянства. С другой стороны начался новый виток революционизировании настроений разоряющегося дворянства и всей интеллигенции уже не на основе идей французских энциклопедистов, а более радикальных – вплоть до Маркса.

Православная религиозность императрицы Марии Александровны не могла не повлиять на формирование искренней религиозности ее детей. Александр III Священный Миротворец писал младшему брату: «Если бы речь шла о канонизации моей матери, я был бы счастлив, потому что я знаю, что она была святая». Государь становится продолжателем православной традиции Николая на российском престоле. Он считал необходимым подчеркивать «народность» Двора, а народные чувства неразрывно связанны с искренней православной религиозностью. Так, нарочито «мужицкая» внешность царя органично сочетается с Его глубокой верой. Искренность личного религиозного чувства Александра III была совершенно очевидна для окружающих. Еще будучи цесаревичем, Александр казался окружающим рассудительным, патриотичным, сведущим в русской истории и очень религиозным. Великий князь Александр носил на груди незаметно, над исподним, множество образков и среди них крест. При этом в аристократической среде столь явное проявление религиозности не было принято со времен Петра I. Наследнику был полностью чужд космополитизм Его Отца. В церкви Аничкова дворца, обустроенной цесаревичем, чувствовалась патриархальная теплота, которая совершенно отсутствовала в Малой церкви Зимнего дворца. Пристальное внимание Александра III к своим домовым церквям вызывало удивление даже у священников. Александру III удалось передать свое искреннее православие детям. Государь находил нравственную опору в религии, которая помогала ему принимать сложные, судьбоносные для России решения, избегать войн, вести твердую внутреннюю политику. При Нем начинается бурный экономический рост России, так пугавший ее соседей. Железнодорожное строительство достигает огромных темпов.

Николай II Многострадальный Искупитель продолжил традицию Отца и стал одним из самых верующих российских самодержцев. Это обусловлено Его духовным воспитанием, а также тяжелыми жизненными обстоятельствами, заставлявшими искать утешения в религии. Протопресвитер русской армии и флота отец Шавельский, находившийся в Ставке с 1914 по 1917 год, вспоминал: «В истории церковной Он был достаточно силен, как и в отношении разных обрядов Церкви... Государь легко разбирался в серьезных богословских вопросах и в общем верно оценивал современную церковную действительность, но принятия мер к исправлению ее ждал от «специалистов» - обер-прокурора Синода... Государь выслушивал богослужение всегда со вниманием, стоя прямо, а на всенощной становился на колени, иногда кладя истовые земные поклоны. Все это Он делал скромно, со смирением. Государь принадлежал к числу тех счастливых натур, которые веруют, не мудрствуя, без экзальтации, как и без сомнений. Религия давала ему то, что Он более всего искал - успокоение». Искренняя и экзальтированная религиозность императрицы Александры Федоровны далеко выходила за общепринятые при Императорском дворе рамки даже после изменений времен Александра III. Повышенная религиозность, переходящая в мистицизм, была свойственна и старшей сестре императрицы - великой княгине Елизавете Федоровне. Царица Александра Федоровна со временем стала хорошо разбираться в русской православной литературе и даже научилась разбирать религиозные тексты на старославянском языке! Библию она знала от корки до корки. При всей религиозности императорской четы царские духовники влияния на нее почти не имели. Широко распространенное мнение о том, что последний русский царь был бездарным политиком и слабой личностью не выдерживает критики, но слишком уж устойчиво влияние враждебной России пропаганды с ее шаблонами и ярлыками со времен прозападных либералов-февралистов, затем - большевиков и далее вплоть до нынешнего поколения либералов. Государь сумел предотвратить начало Великой войны в 1908 году и протянул мир в Европе на 6 лет, поддерживая невиданные темпы экономического роста и увеличения населения России (с 1894 до 1913 года 50 миллионов прироста! Нигде в мире, за исключением Америки, пополнявшейся за счет миграции, такого прироста не было).  К 1913 году Россия производила на треть больше основных зерновых, чем САСШ, Канада и Аргентина вместе взятые, поставляла половину мирового экспорта яиц. Вывоз сибирского сливочного масла давал России золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность! Отрицательная сторона разрушения крестьянской общины, благодаря усилиям Столыпина, компенсируется оттоком крестьян на освоение сибирских просторов. Заметно улучшался уровень образования и медицинского обслуживания. В ходе тяжелейшей войны вплоть до отречения царя и последующего немедленного разлада в экономике армия не голодала, а все срывы поставки продовольствия в столицу были вызваны только злонамеренным саботажем. В то же время Германия уже была на грани настоящего голода. Но излишняя доверчивость царя, надежда на то, что совесть и патриотизм не позволят политическим противникам развязать революцию в ходе войны, погубила Россию. Главнейшей ошибкой Государя стало Его отречение. Но царь был загнан в угол изменой окружения и, в первую очередь, военной верхушки, поверившей демагогам из Думы.

Временное правительство было по сути атеистическим, причем лишенным воинствующего атеизма, что еще коварнее. Результат его правления, развалившего армию, а затем и страну, известны. В 1920-е годы народ, оставшийся православным, а таковых людей было подавляющее большинство, внезапно оказался в иной и совершенно чуждой социально-культурной парадигме. Величайшие кровавые потрясения для народа и государства в 1920-30-е годы были порождены именно «атеистами на троне». Положение изменилось в ходе Великой Отечественной войны, когда Сталин понял, что в такой тяжелый момент необходимо использовать Церковь. Диктатор ослабил гнет и контроль в отношении нее и получил в ответ поддержку духовных лидеров, ковавших победу вместе с народом. Хрущов оказался с одной стороны справедливым критиком сталинских перегибов и преступлений, но с другой возобновил гонения на Церковь, ужесточив их почти до уровня конца 1920-х начала 30-х годов. Очевидно, что этот лидер пытался заигрывать с западным миром и выставить себя правдоискателем в глазах большинства. Ельцин со свечой в руках в православном храме в расчет может не браться. Остается радоваться, что после него власть не взял господин Ходарковский.

Расхожая в современной политологии теория оценки качества российских правителей по их приверженности к евразийскому течению и противоположному - атлантисткому, вполне положительно коррелирует с критерием отношения правителя к православию. Почти всегда заметно больше делали добра для державы и народа искренне православные и сравнительно евразийски, а не прозападно, ориентированные правители.