Сицилианский шедевр

Алексей Ратушный
Иногда в конце жизни, в самом её конце, творческий человек начинает создавать свои шедевры, на которые не решился в молодости или зрелости.
Уже ничто не сковывает и не давит.
Уже позади все барьеры и опасения.
Уже несбыточны любые мечты.
Осталось только это серое небо за окном, боли в старческом одряхлевшем теле, да тоска воспоминаний.
И тогда…
Моя мама в последние годы жизни писала непостижимо прекрасные стихи.
Она писала стихи с младых ногтей.
Но именно в последние три года жизни она вышла на совершенно немыслимый высочайший философский и поэтический уровень.
Всю жизнь играя в шахматы я никогда не любил сицилианскую защиту, с которой мне, рыцарю е2-е4, постоянно приходилось иметь дело.
И вот в конце своих дней я вдруг осознал, что я прочувствовал этот странный комплекс полей!
У меня открылось третье дыхание.
И вместо развивающих ходов «из общих соображений» я начал в блице (!!!) играть конкретно-тактический дебют!
И тут мне выпало сыграть свой личный "сицилианский шедевр"!
Партию, которую можно показывать и взрослым и детям.
Когда вдруг возникает то, за что мы, собственно говоря, и любим шахматы.
Ресурс Самара-Чесс.
Surmico (1577) – Nektarnik (1374)
1. e4 c5
2. Nf3 d6
3. b3 
Ход условно-выжидательный. Еще есть надежда на Кс6 и Сb5 с разменом слона на коня и сдвоением чёрных пешек по вертикали «с». Но есть и самостоятельные мотивы по волне памяти о сицилианском гамбите, когда фианкеттированный слон с b2 успешно созидает проблемы недоразвитым в центре чёрным.
3. … Nf6
Атакуя пешку е4 чёрные сами привлекают коня белых на поле с3!
4. Nc3 g6
Вот и настал мой выход!
Спокойно постоять конём на f6 я не позволяю.
5. e5 dxe5
6. Nxe5 Nd5
С идеей вымена коня с3 и захвата чернопольной диагонали слоном.
7. Bb5+ Bd7
Шах в промежутке и понятная «естественная» реакция контрударом слона, вынуждающая размены.
8. Nxd7
Разумеется конём! И когда в ответ чёрные возьмут конём, этот самый конь будет «немножко связан». Но чёрным грезится алый парус размена на с3 в «промежутке».
8. …Nxc3???
Понятно, что догадайся мой молниеносный партнёр, какие сюрпризы его ждут на этом тернистом пути, он никогда бы так не поступил.
Но стремительная игра увлекает.
Конечно можно взять конем коня, затем слоном ферзя с шахом и после этого аппетитно закусить конём на с3 и остаться с ферзем.
Но мне – шахматному художнику-любителю по душе другая музыка атаки.
Конь элегантно встаёт под бой чёрной пешки, заодно объявляя первый шах, но есть еще и второй шах – вскрытый!
От слона с  b5!
А от двух шахов можно только уйти.
Было бы куда.
И вот тут недоразвитость чёрных, сделавших три хода из семи одним конём сказывается!
Уйти, как оказалось, некуда!
Четыре поля вокруг короля заняты собственными фигурами!
Мат!

Финальная сцена фантастически красива!
Два поменявшихся местами коня.
Магическая симметрия их расположения в пешечных ложах.
Обе матующие фигуры белых под ударами!
Но это вам не мерцающие шахматы!
Взять их одновременно невозможно!
Слава тебе, Господи, что позволил увидеть эту красоту!
Эта позиция эстетически совершенна!