Михаил Дмитриевич Гагин. Трудные были годы

Юрий Ведяев
               
 Когда началась война, говорит Михаил Гагин,мы жили на ст Дёма под Уфой,куда мы переехали в 1936г. из деревни Сергеевка,что в 6 км от Дёмы. Папа работал в паровозном депо слесарем в хозцехе ,ему выдали бронь и проработал он в этом цехе до 1967 года,до выхода на пенсию. В 1941 году,когда нвяалась война, в июле месяце я нанялся подпаском,а в1942 -уже пастухом. К этому времени я ещё не окончил 6 классов.В этом же году я поступил в сапожную мастерскую сапожником.Я пошёл в сапожную мастерскую ,а не на производство потому,что был ещё малолеткой и меня не брали на производство. В 1944г мне исполнилось 16 лет и меня приняли в паровозное депо электросварщиком. Я был очень доволен этой работой.Мы ремонтировали "израненные" паровозы. Работа была очень тяжёлой,работали по 12 часов,в две смены Когда паровозы после рейса вставали на смотровую яму и здесь бригада менялась,там всегда  нужно было проводить какие-то сварочные работы,а для этого нужен сварочный аппарат(трансформатор),который я перетаскивал к этой яме,-летом на колёсах,зимой на лыжах.Вес трансформатора был больше 200 кг. Вредной работой было наваривание бронзовыми электродами колёсных втулок.Надышешся и во рту и в горле после этой работы становилось противно сладко без сахара..
Нвступил 1945 г,окончилась война и мне захотелось учиться.. Уволился из депо и после подготовительных курсов шестикласников я поступил в Уфимский автодорожный техникум. Был счастлив. Из Дёмы нас училось 4 человека.После первого курса все ушли , в том чимле и я.Нашу специальность сократили. Перешёл снова на первый курс в Башкирский пищевой техникум,который окончил в 1950 г. Вскоре меня забрали в армию.Прослужил почти 5 лет на Тихоокеанском флоте. Предлогали остаться на службе  с присвоннием офицерского звания. Отказался. Демобилизовался в звании старшины 2-ой статьи.После армии окончил без отрыва от производства институт. Стал ведущим специалистом по материально-техническому обеспечению предприятий.
Как жили в войну? Очень трудно. В семье было 6 человек, а работал один папа. Ели то,что вообще можно было есть.Зимой я на лыжах ходил на колхозные поля.Там в бурты ссыпали картошку,закрывали соломой,землёй.Она обычно к весне сгнивала. Я пешнёй открывал,брал картошку снизу бурта-там она была подмороженная,приносил домой и мы её ели.А весной,когда поле пахали,я ходил по бороздам и собирал высохшую картошку и  мама из неё стряпала оладышки. Когда я стал работать,то вместе с машинистами,которые знали меня,,ездил в Раевку-120 км . или в Давлеканово-80 км по железной дороге на базар и покупал или муку ,или семечки пудом,а около Уфе мама продавала их уже стаканами-оставался навар для семьи. Жизнь и после войны была тяжёлой. Этим же продолжал заниматься уже учась в техникуме. Жизь постепенно стала налаживаться. В 1948 г.купили корову,жить стало легче. Закалка ,полученная в войну и после неё позволила преодолеть большие трудности и прожить жизнь достойно.
                х
.Михаил по природе трудоголик. Он не может без работы.Причём он способен делать практически всё собственными руками. Путём самстроя  строил себе квартиру.А недавно обнаружились его архитектурные способности. На память Михаил  сконструировал пропорциоенальный макет  своего семейного дома,которого уже нет более 30 лет. Макет восхитил родственников и всех кто его увидел.Михаил Дмитриевич  уже не молод и не здоров,но в свои 88 лет старается сохранить матросскую выправку и статность. Меня всегда восхищали его скромность, готовность придти на помощь,деловитьсть,целеустремлённость ,надежда на себя и завидный оптимизм. Это редкий человек. Прошлую жизнь  не  осуждает не сожалеет о ней ,но с удовольствием вспоминает-все были живы. Благодаря  таким людям наша страна преодалевает все невзгоды, выпадающие на её пути,выживает и побеждает! Спасибо  Михаил! Здоровья и благополучия тебе, твоей семье и всем твоим и моим родным и близким.