Гранатовый перстень
ПОСВЯЩАЕТСЯ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
ЛИЛИИ ЯКОВЛЕВНЕ АМАРФИЙ,
НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ...
Мне хотелось бы рассказать не совсем обычную историю, имевшую место быть в моей жизни...
Давным - давно, я прочёл великолепную повесть Александра Куприна - "Гранатовый браслет".
Разве мог я подумать тогда, смог бы даже, хоть на миг, представить себе, что моя жизнь сложится так, что в какой-то степени повторит сюжет тонко продуманный, весьма почитаемым мной, да и всеми одесситами вообще, особенно за истинно одесский рассказ - "Гамбринус" - Александром Ивановичем...
И, действительно, обе эти ситуации будут так сопоставимы, так разительно схожи с тем, что так ярко и красочно, на тончайшей струне полёта интуиции, были трепетно выписаны Мэтром...
Тем не менее...
... В далёкой юности мне безумно нравилась очень-очень красивая, гордая и неприступная девочка.
Жили мы на соседних улицах небольшого молдавского городка Оргеев, учились в одной школе.
Возвращаясь из школы после уроков, объект моего внимания проходил мимо наших окон.
Девочка не только была очень хороша собой, но и великолепно пела и, обладая природной грацией, прекрасно танцевала...
А что... если?!... - неожиданно в мою не разумную голову пришла, вроде разумная, тонко продуманная, как мне казалось на тот момент, "коварная" мысль...
А что если купить магнитофон и, когда она будет проходить мимо - включать музыку!!!
И таки -"ДА!!!" - мне действительно удалось воплотить в реальность, свой дальновидный, хитро продуманный план...
В конце - концов, наконец такой желаемый всей воспалённой юной душой, так необходимый для личного счастья аппарат с превеликими трудностями и приключениями был приобретён.
Когда же он у меня появился - это чудо последних достижений технического прогресса, этот пленочный катушечный магнитофон, большая редкость по тем временам, а, со временем и неплохие записи я, зная точное время, когда объект моих воздыханий будет возвращаться из школы домой, выставлял в открытую форточку динамик и таким образом транслировал музыку на всю улицу.
Чтобы приобрести этот, такой желанный магнитофон и не просить денег у мамы (а их у нее и не было), я устроился работать на плодоконсервный завод рабочим по сбивке деревянных ящиков (тары) для фруктов.
После уроков в школе я отправлялся на завод и колотил молотком и по гвоздям и по своим пальцам, согласно заводской инструкции обматывая очередной ящик проволокой для прочности.
Плакал и стонал от боли, слизывая сочащуюся кровь, но вожделенно представлял себе, как своими мелодиями этот магнитофон, это чудо тогдашнего музыкального мира, кстати на тот момент, достаточно редкого и дорогого предмета быта, будет услаждать такие милые розовые ушки...
...Иногда соседка гордо проходила мимо нашего дома не останавливаясь и не обращая никакого внимания на децибелы, истошно рвущиеся и из моего сердца и из моего магнитофона.
Но, иногда, хотя и очень редко, останавливалась у наших окон вслушиваясь в мелодию звучащей музыки...
Повторюсь - от Лилечки, так звали мою воздушную Мечту, в этот момент, да и не только - просто невозможно было оторвать глаз!...
Я же, в эти благословенные моменты, спрятавшись за занавеску, любовался ей, не в состоянии отвести... сияющих глаз...
Она была необычайно красива, какой-то загадочной, восторженно-воздушной, гриновской "алопарусной" красотой.
Употребив современный одесский сленг (простите), сейчас откровенно можно сказать - она была:
- Ну просто "обалденно" красива!
И из сегодняшнего "прекрасного далёка" можно сказать о той Лиле, о Лиле того времени словами певца Владимира Кузьмина:
…Она была прекрасна, как морской рассвет,
Лучше девушки на всем свете не было и нет…
Да... так вот - именно в этом случае и на этот раз Господь Бог решил не скупиться и кроме невероятно щедрых даров - музыкального таланта, дивного, чудного голоса, стройной фигурки, он решил сделать для нее еще один прекрасный, изумительный подарок, как сказали бы в Одессе - "Шикарный подарок".
"Дарить, так дарить",- согласовал и договорился сам с собой Всевышний и, махнув рукой на все божественные приличия, одарил Лилю изящной, утонченной, возвышенной Красотой. Красотой, которая будет потом сводить, хоть раз увидивших её мужчин, "с ума".
Великодушно - ПРОСТИТЕ - я позволю себе ещё раз повториться - от Лилечки просто невозможно было оторвать глаз!...
...В конце концов Лиля не выдержала и сдалась.
Однажды в нашу дверь позвонили.
Открыла мама и каким-то необычным голосом произнесла: -
- Юра! К тебе гости!
И... О ЧУДО!
Я просто не верил своим глазам!!!...
Наконец-то свершилось, произошло такое долгожданное и такое желанное ЧУДО!
- Вот ОНА, вот ОНА вожделенная Жар-птица - Синяя Птица, Птица Счастья! - ликовало и пело моё сердце!
На пороге стояла Лиля и, смущаясь, произнесла:
- Меня зовут Лиля.
Я ваша соседка.
Из вашего окна всегда звучит такая чудесная музыка.
Не могла бы я немного послушать, если можно?!
Мне именно здесь, необходимо вернуться по времени немного назад и рассказать о том, что происходило на нашей улице.
Улица, на которой мы жили, называлась имени Сергея Лазо.
Она круто спускалась вниз к городскому стадиону и далее к улице Первомайской, на которой и жила Лилечка.
Зимой улица покрывалась снегом, который подтаивая создавал к великой радости местной ребятни, естественный каток.
У Лилечки очень рано выявились яркие музыкальные способности и абсолютный слух.
На семейном совете было решено отдать Лилю в музыкальную школу и решили, что она должна будет научиться играть на скрипке.
Лиля же категорически воспротивилась этому, так как ненавидела скрипку до глубины своей детской души.
В конце концов пришли к общему решению и Лиля, вздохнув согласилась с этим и отправилась учиться играть на аккордеоне в городскую музыкальную школу..
Для этой цели был приобретён немецкий трофейный аккордеон.
Он укладывался в специальный чемодан, оборудованный лямками и таким образом маленькая Лилечка носила его на занятия.
Чемодан был невероятно велик и тяжёл для крохотной девчушки.
И зимой она, чтобы облегчить себе свою участь, снимала его и, как на санках, скатывалась к своему дому.
В такие моменты моя мама кричала мне:
- Юра! Быстренько, быстренько подойди к окну - там твоя невеста на баяне катается!!!...
...Мама моя заметалась по квартире, буквально выворачиваясь на изнанку, не зная куда посадить и чем угостить прекрасную гостью.
Мы пили вкуснейший (наверно, самый вкусный чай в моей жизни) с малиновым, затем абрикосовым, затем вишневым, затем айвовым вареньями и... наслаждались музыкой и... и, как мне казалось, и нашим обществом...
- Вот оно, вот оно, вот оно наступило то самое мгновение, то счастливое мгновение, которое я буду помнить всю свою жизнь!
Мой, как мне наивно думалось тогда, стратегически хитроумно задуманный и коварный план, наконец-то сработал!
Так мы официально познакомились с Лилией, или как я ее называл для себя - Лилианной.
Не так часто, как мне бы этого хотелось, она приходила послушать мои последние записи.
А я же, в свою очередь, старался и пытался под любым удобным предлогом, как можно почаще появляться у неё в доме...
И могу поклясться на чем угодно, что очень многие, а вернее все мужское население Оргеева, и совсем молодое, и не очень, хотело бы постучаться в Лилину калитку.
Все были в нее влюблены.
Оставаться равнодушным, глядя на нее, было просто невозможно.
Это было выше человеческих, а вернее мужских сил.
К Лилиному домику прилегал небольшой вытянутый треугольник огорода, посредине /в центре/ которого, находился водопроводный кран.
И, соответственно, воду в дом надо было приносить.
Все квартирные "человеческие" удобства были во дворе, и, естественно, водопровода и отлива в доме не было.
На кухне стоял обычный рукомойник типа "мойдодыра", а под ним огромный бак для грязной воды, который своими размерами и внушительным весом вызывал содрогание, трепетное восхищение и уважение типа "Гей, славяне! Вздрогнем - ухнем!".
Присутствие гостей в доме всегда приветствовалось и особенно особей мужского пола и, по достаточно прозаичной причине.
О, этот бак!
О, этот монстр!
Его ведь надо было иногда выносить!
Мама Лили менторским голосом говорила мне, когда я с грустью смотрел на это чудовище:
- Юра!
Хочешь дружить с красивой девочкой - научись правильно за ней ухаживать.
Да, да!!!
И выносить грязную воду тоже, причем научись это делать с радостью и сияющей улыбкой!...
Что я, тяжко вздыхая, и выполнял.
И очень часто её мама, тетя Маня, когда я приходил к ним в гости, говорила мне, когда Лили не было дома:
- Эта фыцка (местный диалект, девчонка подросток-сорванец, на "идиш") опять на репетиции и, наверно, поет и пляшет на сцене в "ДК" - так местные жители называли новый Дворец культуры.
Дополнительная проблема заключалась ещё и в том, что... я... я был старше Лили на "целых" пять лет, а это очевидно, было для неё очень важно в те её годы...
Да и была к тому же у Лили, своя компания подруг и друзей -
Лариса Кавковская, Алла Минтуш, Валера Намёткин, Толик Табанский, Гриша Янец, Миша Кижнер...
Девчонки, как на подбор - все красавицы, ребята или классные музыканты или классные спортсмены...
А мне же и "блеснуть-то" особенно было нечем.
Поэтому, для того чтобы спрогнозировать, как будут дальше развиваться события - совсем не обязательно было быть Вольфом Мессингом...
А в эту компанию мне доступа не было, по некоторым и всё по тем же причинам....
Иди туда и увидишь свою ненаглядную Лилечку!".
В Оргееве к тому времени (и очень удачно и своевременно) был выстроен великолепный Дворец культуры, достаточно большой и удобный, из красивого местного белого камня - котельца, с огромным зрительным залом и широким, нависающим балконом.
Более того, в город всё чаще и стали приезжать (и приезжать, надо сказать с удовольствием) с концертами и спектаклями известные и популярные артисты даже всесоюзного уровня
А в фойе по субботам и воскресеньям стали устраиваться танцы.
Это мероприятие стало, естественно, очень популярным в городе.
И вскоре красавец Дворец культуры стал своеобразным духовным центром города.
Здесь работало множество разнообразных творческих кружков.
И в это же время прекрасным, весьма и весьма творчески одарённым оргеевским музыкантом и великолепным, как оказалось, руководителем - Мишей Ницканским был организован вокально-инструментальный ансамбль - ВИА «Кодру» («Лес»).
К сожалению, вскоре Миша ушёл из этой жизни неоправданно рано!
Душой, сердцем, яркой звездой, "вечным двигателем" и естественным центром, вокруг которого всё вращалось... конечно же была Лиля.
Она была настоящим генератором оригинальных идей, предложений, любопытных решений, творческих задумок и сумела таки разбудить, вечно сонный, провинциально - болотный Оргеев.
Ансамбль все чаще и чаще стал выступать, давать концерты.
И на эти концерты, а вернее и точнее сказать "на Лилю", стало приходить горожан все больше и больше.
Вскоре концерты стали настолько популярны, что каждый очередной из них ожидался всеми жителями города с огромным нетерпением.
И каждый такой концерт был настоящим событием, можно даже сказать, ярким праздником в жизни города.
Но мне запомнился только один концерт, на мой взгляд, как теперь бы сказали -- судьбоносный.
Была подготовлена абсолютно новая программа.
Повсюду в Оргееве, где только это было возможно, были развешаны афиши,
И публика, как-будто предчувствуя что-то необыкновенное и неординарное, буквально "повалила" на концерт.
Достаточно большой зал Дома культуры был полностью заполнен, забит до отказа.
Зрителей было так много, что не было свободного места даже в проходах вдоль стен, а балкон просто чудом выдерживал непомерный суммарный вес пришедших горожан.
В это время была необычайно популярна мелодичная и веселая финская песенка «Руды, руды – рикс».
Лиля вышла на сцену в костюме красной шапочки.
На платьице был красный фартушек в белый горошек и, естественно на ней была красная шапочка, а в руках плетенная ивовая корзиночка, в которую она, по задумке, должна была подбирать расставленные на сцене грибы.
В зале... повисла напряжённая тишина ожидания...
Прозвучали первые аккорды...
Допев песенку, Лиля, повертев в руках микрофон, а они тогда были шнуровые, и, не найдя лучшего места, куда его положить (он ей явно мешал в этой ситуации), неожиданно засунула его в горловину саксофона, на котором виртуозно "наяривал", выдавая синкопы саксофонист Тюля (Толя Жмурко).
Саксофон от такой наглости и обиды оглушительно взревел, взвыл, а мощные динамики буквально взорвались много децибельно усиленным звуком.
Лиля же, как ни в чем не бывало, пустилась танцевать и собирать грибы.
Зал сначала ошеломлённо замер, затих, а затем охнул и разразился водопадом аплодисментов, восторженными воплями, криками, свистом, топотом ног.
Все присутствующие, потеряв самообладание, находились в полном экстазе, попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены.
А Лиля на бис пела и танцевала, пела и танцевала, еще, и еще, и еще ...
Мне до сих пор кажется, что именно тогда невообразимый рев динамиков и синхронный рев зала, как бы возвестил "Городу и Миру", отметил рождение и вспышку новой ярчайшей творческой кометы, имя которой - Лилия Амарфий.
А ее многокрасочный и многогранный талант, впоследствии разгорелся и засиял в полную силу.
И потом, когда Лилия приезжала с концертами в Кишинев, Оргеев, Черновцы уже в статусе народной артистки России и, будучи Примой Московского Государственного Академического Театра Оперетты - это уже было явление республиканского, а позже и государственного масштаба...
Изредка, очень изредка, когда у Лили и у меня появлялось немного свободного времени мы отправлялись либо в кино, либо в библиотеку.
Выбирая новые книги, мы обсуждали понравившиеся рассказы и стихотворения.
И я прекрасно помню наш тот давний жаркий спор и неожиданно возникшие резкие разногласия во мнениях по поводу повести "Гранатовый браслет".
Однако несмотря на все мои, как мне казалось тогда, тщательно продуманные ухищрения, коварно и хитро расставленные сети и ловушки, все мои жалкие попытки добиться её более пристального внимания, её взаимности, были категорически и напрочь, резко и решительно отвергнуты...
Увы и Ах!!!...
Первая любовь...
Это всегда так неопределённо...
Всегда, так зыбко...
Так не "по-настоящему"!
Не миновала такая печальная участь и... меня...
И ничего уж тут поделать было, ну просто никак невозможно.
Абсолютно НИЧЕГО!
Так сложилась жизнь, так случилось.
Красочный и непредсказуемый калейдоскоп игры Судьбы сложил именно такую причудливую картинку наших судеб, именно такую конфигурацию.
И к моему горькому сожалению далеко не совсем такую, какую хотелось бы мне.
А её Величеству Судьбе было угодно не согласиться, не посчитаться, не принять во внимание мое мнение, моё пожелание.
Судьба небрежно и рассеянно отбросила их, даже не рассматривая мои "деловые предложения" в качестве запасного варианта-версии, в качестве "запасного парашюта"…
И, видит Господь Бог, как я не старался, как не извивался в танце бабочки, приколотой булавкой к картону, на котором был начертан план моей жизни, соскочить с этой булавки, повернуть ход событий в другое, нужное, желаемое мною русло, мне так и не удалось, не представилось возможным.
И вот именно так, именно таким образом и никак не иначе, и именно в таком варианте, и именно в такой
последовательности легли карты наших судеб на сцену этой жизни, лихо и небрежно выброшенные из шулерского бездонного рукава.
И... сердце моей Ассоль, сердце моей "Веры Николаевны", так никогда и не распахнулось мне навстречу, не вспыхнуло ответным ярким пламенем.
А всё же...
А всё же, что-то Важное, Главное, Прекрасное не случилось, не произошло в моей жизни.
То Единственное и самое Главное, что бывает лишь один раз в жизни, только лишь один раз в жизни!
Один раз и... навсегда!
Я когда-то, то ли услышал, то ли где-то прочитал удивительно красивую поэтическую фразу, которая запала мне в душу навсегда:
- Вы прошуршали мимо меня, как ветка полная цветов и листьев...
Думаю и уверен, что это было сказано именно обо мне...
...Совершенно незаметно, как будто на одном дыхании, промелькнёт более полувека, промелькнёт почти вся жизнь и я, к своему невероятному удивлению, к своему очередному дню рождения, неожиданно получу крохотную бандероль - посылочку.
В ней будет находится необычное и затейливо изготовленное серебряное кольцо-перстень.
Даже на первый взгляд станет ясно, что это работа хорошего, высококлассного мастера, великолепно владеющего своим ремеслом.
Орнамент перстня будет выполнен искусной кабалистической вязью.
В центре печатки будет красоваться огранённый кристалл граната, переливающийся и пылающий искрами кровавого, тёмно-вишнёвого цвета, в обрамлении золотой накладки в виде загадочного филигранного узора и четырёх крохотных, симметрично расположенных золотых шариков...
И я, невольно улыбнусь, вспомнив повесть Александра Куприна и наш, тот давний нелепый жаркий спор - обмен мнениями с Лилечкой...
...Красивый, достаточно дорогой подарок.
Но, это будет не просто подарок (и я прекрасно понимаю это!!!...), а подарок со значением, которого на тот момент ещё не осознавал, но, насколько я смог понять, он будет нести в себе какой-то - особый, тайный смысл...
УВЫ!!!
ТАК И СЛУЧИЛОСЬ!!!...
Внутрь будет так же вложен листок с текстом стихотворения.
...Ни обратного адреса, ни имени отправителя... НЕТ!!!
(Что весьма странно - как же почта во время отправления бандерольки без этой информации... приняла её... к отправке?!!!...)...
...Но... но... и без подписи отправителя... понятно, кто этот "загадочный" отправитель...
И... как окажется потом, эта посылочка-послание будет отправлена почти ровно за год до ухода Лилии, из этой жизни, из этого мира... моей Ассоль...
... В путах лести сладкой,
Иногда украдкой,
Вспомни обо мне!
И шагая браво,
За высокой славой,
Вспомни обо мне!
Руки есть белее,
И уста аллее,
И друзья милее,
Больше искр в вине,
Но за чашей винной,
За беседой длинной,
Вспомни обо мне!
Рассекая волны,
Под луною полной,
Вспомни обо мне!
С пира возвращаясь,
С милою прощаясь,
Вспомни обо мне!
Летом, в час закатный,
Розы ароматной,
Шелест еле внятный,
Слыша в тишине.
На заре росистой,
В час прохлады чистой,
Вспомни обо мне!
Осенью безбурной,
Под листвой пурпурной,
Вспомни обо мне!
В час тоски и сплина,
Ночью у камина,
Вспомни обо мне!
Запоёт ли скрипки,
Ласковый и гибкий,
Голос про улыбки
Солнца по весне...
Вспомни обо мне!...
Вспомни обе мне!...
Вспомни обо мне!...
Какое это будет изумительное, прекрасно-певучее и какое прекрасно-печальное стихотворение!!!
Для меня так и останется загадкой - написаны ли эти прекрасные строчки самим отправителем или это, поэтический шедевр, по моему глубокому убеждению, неизвестного поэта!
...Я стою на московском кладбище у надгробия в форме православного креста.
...На безымянном пальце моей правой руки - "Гранатовый перстень"...
...В белый мрамор врезаны строчки, пылающий смысл которых, кажется, проникает в самую глубину сердца:
…Не надо плакать обо мне,
Душа подвластна только Богу!
Она отправилась в дорогу,
По неизведанной стране.
Там царство света,
Царство звезд,
Там царство мировых гармоний!
Так отними от глаз ладони и...
Улыбнись - не надо слёз...
Наверно никогда, реально мыслящий человек, не сможет до конца осознать - понять неизбежность, неотвратимость ухода Человека из этого мира в Небытие, в Никуда...
Вот ведь только что, я был молод!
Вот Она, только что стояла рядом со мной!
Я мог притронуться, прикоснуться к ней рукой!
А вот сейчас... Её уже нет!
Совсем нет!!!
И не будет - ОНА - уже живой - НИКОГДА...
НИКОГДА!!!...
Как это можно понять?!
Как сам факт неизбежности, неотвратимости ухода из этой жизни, из этого мира в НЕБЫТИЕ, в НИКУДА - может уложиться в человеческом сознании?!...
...Мне довелось за 37 лет своей жизни отданной морю, морским дальним плаваниям, посетить множество портов всех континентов земного шара, плавать в водах всех океанов, три раза тонуть во время кораблекрушений, гореть на греческом танкере, семь раз удалось побывать в кругосветных рейсах...
Не хочу лукавить, я часто вспоминал о своей первой, такой наивной и такой глупой, такой прекрасной и такой светлой, такой нелепой и такой восторженной любви!
А, если уж совсем честно сказать, то помнил о НЕЙ, о
своей Ассоль... всегда и везде, где бы мне только не приходилось бывать и в какой бы неожиданной и сложной,порой совершенно безвыходной ситуации, я не оказывался.
Да, не сложилось у нас...
Но она всюду незримо была рядом со мной, как добрый ангел-хранитель, глаза которого, как две ясные путеводные звездочки светили мне в пути всю жизнь, помогали мне, вели меня и поддерживали в самые наитруднейшие моменты моей жизни...
...Пришла так волшебно,
Ушла в никуда,
Казалось - вот Чудо!
И что навсегда,
Разбилась надежда,
Погасла мечта,
"Забудь - умоляю,
Забудь навсегда.
Забудешь?!" - "Забуду!"...
Что б помнить всегда,
Казалось, что Чудо,
И что на года,
Пришла ты из детства,
Ушла в НИКУДА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ...
Гранатовый перстень...
Юрий Субботницкий
ПОСВЯЩАЕТСЯ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
ЛИЛИИ ЯКОВЛЕВНЕ АМАРФИЙ,
НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ...
Мне хотелось бы рассказать не совсем обычную историю, имевшую место быть в моей жизни...
Давным - давно, я прочёл великолепную повесть Александра Куприна - "Гранатовый браслет".
Разве мог я подумать тогда, смог бы даже, хоть на миг, представить себе, что моя жизнь сложится так, что в какой-то степени повторит сюжет тонко продуманный, весьма почитаемым мной, да и всеми одесситами вообще, особенно за истинно одесский рассказ - "Гамбринус" - Александром Ивановичем...
И, действительно, обе эти ситуации будут так сопоставимы, так разительно схожи с тем, что так ярко и красочно, на тончайшей струне полёта интуиции, были трепетно выписаны Мэтром...
Тем не менее...
... В далёкой юности мне безумно нравилась очень-очень красивая, гордая и неприступная девочка.
Жили мы на соседних улицах небольшого молдавского городка Оргеев, учились в одной школе.
Возвращаясь из школы после уроков, объект моего внимания проходил мимо наших окон.
Девочка не только была очень хороша собой, но и великолепно пела и, обладая природной грацией, прекрасно танцевала...
А что... если?!... - неожиданно в мою не разумную голову пришла, вроде разумная, тонко продуманная, как мне казалось на тот момент, "коварная" мысль...
А что если купить магнитофон и, когда она будет проходить мимо - включать музыку!!!
И таки -"ДА!!!" - мне действительно удалось воплотить в реальность, свой дальновидный, хитро продуманный план...
В конце - концов, наконец такой желаемый всей воспалённой юной душой, так необходимый для личного счастья аппарат с превеликими трудностями и приключениями был приобретён.
Когда же он у меня появился - это чудо последних достижений технического прогресса, этот пленочный катушечный магнитофон, большая редкость по тем временам, а, со временем и неплохие записи я, зная точное время, когда объект моих воздыханий будет возвращаться из школы домой, выставлял в открытую форточку динамик и таким образом транслировал музыку на всю улицу.
Чтобы приобрести этот, такой желанный магнитофон и не просить денег у мамы (а их у нее и не было), я устроился работать на плодоконсервный завод рабочим по сбивке деревянных ящиков (тары) для фруктов.
После уроков в школе я отправлялся на завод и колотил молотком и по гвоздям и по своим пальцам, согласно заводской инструкции обматывая очередной ящик проволокой для прочности.
Плакал и стонал от боли, слизывая сочащуюся кровь, но вожделенно представлял себе, как своими мелодиями этот магнитофон, это чудо тогдашнего музыкального мира, кстати на тот момент, достаточно редкого и дорогого предмета быта, будет услаждать такие милые розовые ушки...
...Иногда соседка гордо проходила мимо нашего дома не останавливаясь и не обращая никакого внимания на децибелы, истошно рвущиеся и из моего сердца и из моего магнитофона.
Но, иногда, хотя и очень редко, останавливалась у наших окон вслушиваясь в мелодию звучащей музыки...
Повторюсь - от Лилечки, так звали мою воздушную Мечту, в этот момент, да и не только - просто невозможно было оторвать глаз!...
Я же, в эти благословенные моменты, спрятавшись за занавеску, любовался ей, не в состоянии отвести... сияющих глаз...
Она была необычайно красива, какой-то загадочной, восторженно-воздушной, гриновской "алопарусной" красотой.
Употребив современный одесский сленг (простите), сейчас откровенно можно сказать - она была:
- Ну просто "обалденно" красива!
И из сегодняшнего "прекрасного далёка" можно сказать о той Лиле, о Лиле того времени словами певца Владимира Кузьмина:
…Она была прекрасна, как морской рассвет,
Лучше девушки на всем свете не было и нет…
Да... так вот - именно в этом случае и на этот раз Господь Бог решил не скупиться и кроме невероятно щедрых даров - музыкального таланта, дивного, чудного голоса, стройной фигурки, он решил сделать для нее еще один прекрасный, изумительный подарок, как сказали бы в Одессе - "Шикарный подарок".
"Дарить, так дарить",- согласовал и договорился сам с собой Всевышний и, махнув рукой на все божественные приличия, одарил Лилю изящной, утонченной, возвышенной Красотой. Красотой, которая будет потом сводить, хоть раз увидивших её мужчин, "с ума".
Великодушно - ПРОСТИТЕ - я позволю себе ещё раз повториться - от Лилечки просто невозможно было оторвать глаз!...
...В конце концов Лиля не выдержала и сдалась.
Однажды в нашу дверь позвонили.
Открыла мама и каким-то необычным голосом произнесла: -
- Юра! К тебе гости!
И... О ЧУДО!
Я просто не верил своим глазам!!!...
Наконец-то свершилось, произошло такое долгожданное и такое желанное ЧУДО!
- Вот ОНА, вот ОНА вожделенная Жар-птица - Синяя Птица, Птица Счастья! - ликовало и пело моё сердце!
На пороге стояла Лиля и, смущаясь, произнесла:
- Меня зовут Лиля.
Я ваша соседка.
Из вашего окна всегда звучит такая чудесная музыка.
Не могла бы я немного послушать, если можно?!
Мне именно здесь, необходимо вернуться по времени немного назад и рассказать о том, что происходило на нашей улице.
Улица, на которой мы жили, называлась имени Сергея Лазо.
Она круто спускалась вниз к городскому стадиону и далее к улице Первомайской, на которой и жила Лилечка.
Зимой улица покрывалась снегом, который подтаивая создавал к великой радости местной ребятни, естественный каток.
У Лилечки очень рано выявились яркие музыкальные способности и абсолютный слух.
На семейном совете было решено отдать Лилю в музыкальную школу и решили, что она должна будет научиться играть на скрипке.
Лиля же категорически воспротивилась этому, так как ненавидела скрипку до глубины своей детской души.
В конце концов пришли к общему решению и Лиля, вздохнув согласилась с этим и отправилась учиться играть на аккордеоне в городскую музыкальную школу..
Для этой цели был приобретён немецкий трофейный аккордеон.
Он укладывался в специальный чемодан, оборудованный лямками и таким образом маленькая Лилечка носила его на занятия.
Чемодан был невероятно велик и тяжёл для крохотной девчушки.
И зимой она, чтобы облегчить себе свою участь, снимала его и, как на санках, скатывалась к своему дому.
В такие моменты моя мама кричала мне:
- Юра! Быстренько, быстренько подойди к окну - там твоя невеста на баяне катается!!!...
...Мама моя заметалась по квартире, буквально выворачиваясь на изнанку, не зная куда посадить и чем угостить прекрасную гостью.
Мы пили вкуснейший (наверно, самый вкусный чай в моей жизни) с малиновым, затем абрикосовым, затем вишневым, затем айвовым вареньями и... наслаждались музыкой и... и, как мне казалось, и нашим обществом...
- Вот оно, вот оно, вот оно наступило то самое мгновение, то счастливое мгновение, которое я буду помнить всю свою жизнь!
Мой, как мне наивно думалось тогда, стратегически хитроумно задуманный и коварный план, наконец-то сработал!
Так мы официально познакомились с Лилией, или как я ее называл для себя - Лилианной.
Не так часто, как мне бы этого хотелось, она приходила послушать мои последние записи.
А я же, в свою очередь, старался и пытался под любым удобным предлогом, как можно почаще появляться у неё в доме...
И могу поклясться на чем угодно, что очень многие, а вернее все мужское население Оргеева, и совсем молодое, и не очень, хотело бы постучаться в Лилину калитку.
Все были в нее влюблены.
Оставаться равнодушным, глядя на нее, было просто невозможно.
Это было выше человеческих, а вернее мужских сил.
К Лилиному домику прилегал небольшой вытянутый треугольник огорода, посредине /в центре/ которого, находился водопроводный кран.
И, соответственно, воду в дом надо было приносить.
Все квартирные "человеческие" удобства были во дворе, и, естественно, водопровода и отлива в доме не было.
На кухне стоял обычный рукомойник типа "мойдодыра", а под ним огромный бак для грязной воды, который своими размерами и внушительным весом вызывал содрогание, трепетное восхищение и уважение типа "Гей, славяне! Вздрогнем - ухнем!".
Присутствие гостей в доме всегда приветствовалось и особенно особей мужского пола и, по достаточно прозаичной причине.
О, этот бак!
О, этот монстр!
Его ведь надо было иногда выносить!
Мама Лили менторским голосом говорила мне, когда я с грустью смотрел на это чудовище:
- Юра!
Хочешь дружить с красивой девочкой - научись правильно за ней ухаживать.
Да, да!!!
И выносить грязную воду тоже, причем научись это делать с радостью и сияющей улыбкой!...
Что я, тяжко вздыхая, и выполнял.
И очень часто её мама, тетя Маня, когда я приходил к ним в гости, говорила мне, когда Лили не было дома:
- Эта фыцка (местный диалект, девчонка подросток-сорванец, на "идиш") опять на репетиции и, наверно, поет и пляшет на сцене в "ДК" - так местные жители называли новый Дворец культуры.
Дополнительная проблема заключалась ещё и в том, что... я... я был старше Лили на "целых" пять лет, а это очевидно, было для неё очень важно в те её годы...
Да и была к тому же у Лили, своя компания подруг и друзей -
Лариса Кавковская, Алла Минтуш, Валера Намёткин, Толик Табанский, Гриша Янец, Миша Кижнер...
Девчонки, как на подбор - все красавицы, ребята или классные музыканты или классные спортсмены...
А мне же и "блеснуть-то" особенно было нечем.
Поэтому, для того чтобы спрогнозировать, как будут дальше развиваться события - совсем не обязательно было быть Вольфом Мессингом...
А в эту компанию мне доступа не было, по некоторым и всё по тем же причинам....
Иди туда и увидишь свою ненаглядную Лилечку!".
В Оргееве к тому времени (и очень удачно и своевременно) был выстроен великолепный Дворец культуры, достаточно большой и удобный, из красивого местного белого камня - котельца, с огромным зрительным залом и широким, нависающим балконом.
Более того, в город всё чаще и стали приезжать (и приезжать, надо сказать с удовольствием) с концертами и спектаклями известные и популярные артисты даже всесоюзного уровня
А в фойе по субботам и воскресеньям стали устраиваться танцы.
Это мероприятие стало, естественно, очень популярным в городе.
И вскоре красавец Дворец культуры стал своеобразным духовным центром города.
Здесь работало множество разнообразных творческих кружков.
И в это же время прекрасным, весьма и весьма творчески одарённым оргеевским музыкантом и великолепным, как оказалось, руководителем - Мишей Ницканским был организован вокально-инструментальный ансамбль - ВИА «Кодру» («Лес»).
К сожалению, вскоре Миша ушёл из этой жизни неоправданно рано!
Душой, сердцем, яркой звездой, "вечным двигателем" и естественным центром, вокруг которого всё вращалось... конечно же была Лиля.
Она была настоящим генератором оригинальных идей, предложений, любопытных решений, творческих задумок и сумела таки разбудить, вечно сонный, провинциально - болотный Оргеев.
Ансамбль все чаще и чаще стал выступать, давать концерты.
И на эти концерты, а вернее и точнее сказать "на Лилю", стало приходить горожан все больше и больше.
Вскоре концерты стали настолько популярны, что каждый очередной из них ожидался всеми жителями города с огромным нетерпением.
И каждый такой концерт был настоящим событием, можно даже сказать, ярким праздником в жизни города.
Но мне запомнился только один концерт, на мой взгляд, как теперь бы сказали -- судьбоносный.
Была подготовлена абсолютно новая программа.
Повсюду в Оргееве, где только это было возможно, были развешаны афиши,
И публика, как-будто предчувствуя что-то необыкновенное и неординарное, буквально "повалила" на концерт.
Достаточно большой зал Дома культуры был полностью заполнен, забит до отказа.
Зрителей было так много, что не было свободного места даже в проходах вдоль стен, а балкон просто чудом выдерживал непомерный суммарный вес пришедших горожан.
В это время была необычайно популярна мелодичная и веселая финская песенка «Руды, руды – рикс».
Лиля вышла на сцену в костюме красной шапочки.
На платьице был красный фартушек в белый горошек и, естественно на ней была красная шапочка, а в руках плетенная ивовая корзиночка, в которую она, по задумке, должна была подбирать расставленные на сцене грибы.
В зале... повисла напряжённая тишина ожидания...
Прозвучали первые аккорды...
Допев песенку, Лиля, повертев в руках микрофон, а они тогда были шнуровые, и, не найдя лучшего места, куда его положить (он ей явно мешал в этой ситуации), неожиданно засунула его в горловину саксофона, на котором виртуозно "наяривал", выдавая синкопы саксофонист Тюля (Толя Жмурко).
Саксофон от такой наглости и обиды оглушительно взревел, взвыл, а мощные динамики буквально взорвались много децибельно усиленным звуком.
Лиля же, как ни в чем не бывало, пустилась танцевать и собирать грибы.
Зал сначала ошеломлённо замер, затих, а затем охнул и разразился водопадом аплодисментов, восторженными воплями, криками, свистом, топотом ног.
Все присутствующие, потеряв самообладание, находились в полном экстазе, попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены.
А Лиля на бис пела и танцевала, пела и танцевала, еще, и еще, и еще ...
Мне до сих пор кажется, что именно тогда невообразимый рев динамиков и синхронный рев зала, как бы возвестил "Городу и Миру", отметил рождение и вспышку новой ярчайшей творческой кометы, имя которой - Лилия Амарфий.
А ее многокрасочный и многогранный талант, впоследствии разгорелся и засиял в полную силу.
И потом, когда Лилия приезжала с концертами в Кишинев, Оргеев, Черновцы уже в статусе народной артистки России и, будучи Примой Московского Государственного Академического Театра Оперетты - это уже было явление республиканского, а позже и государственного масштаба...
Изредка, очень изредка, когда у Лили и у меня появлялось немного свободного времени мы отправлялись либо в кино, либо в библиотеку.
Выбирая новые книги, мы обсуждали понравившиеся рассказы и стихотворения.
И я прекрасно помню наш тот давний жаркий спор и неожиданно возникшие резкие разногласия во мнениях по поводу повести "Гранатовый браслет".
Однако несмотря на все мои, как мне казалось тогда, тщательно продуманные ухищрения, коварно и хитро расставленные сети и ловушки, все мои жалкие попытки добиться её более пристального внимания, её взаимности, были категорически и напрочь, резко и решительно отвергнуты...
Увы и Ах!!!...
Первая любовь...
Это всегда так неопределённо...
Всегда, так зыбко...
Так не "по-настоящему"!
Не миновала такая печальная участь и... меня...
И ничего уж тут поделать было, ну просто никак невозможно.
Абсолютно НИЧЕГО!
Так сложилась жизнь, так случилось.
Красочный и непредсказуемый калейдоскоп игры Судьбы сложил именно такую причудливую картинку наших судеб, именно такую конфигурацию.
И к моему горькому сожалению далеко не совсем такую, какую хотелось бы мне.
А её Величеству Судьбе было угодно не согласиться, не посчитаться, не принять во внимание мое мнение, моё пожелание.
Судьба небрежно и рассеянно отбросила их, даже не рассматривая мои "деловые предложения" в качестве запасного варианта-версии, в качестве "запасного парашюта"…
И, видит Господь Бог, как я не старался, как не извивался в танце бабочки, приколотой булавкой к картону, на котором был начертан план моей жизни, соскочить с этой булавки, повернуть ход событий в другое, нужное, желаемое мною русло, мне так и не удалось, не представилось возможным.
И вот именно так, именно таким образом и никак не иначе, и именно в таком варианте, и именно в такой
последовательности легли карты наших судеб на сцену этой жизни, лихо и небрежно выброшенные из шулерского бездонного рукава.
И... сердце моей Ассоль, сердце моей "Веры Николаевны", так никогда и не распахнулось мне навстречу, не вспыхнуло ответным ярким пламенем.
А всё же...
А всё же, что-то Важное, Главное, Прекрасное не случилось, не произошло в моей жизни.
То Единственное и самое Главное, что бывает лишь один раз в жизни, только лишь один раз в жизни!
Один раз и... навсегда!
Я когда-то, то ли услышал, то ли где-то прочитал удивительно красивую поэтическую фразу, которая запала мне в душу навсегда:
- Вы прошуршали мимо меня, как ветка полная цветов и листьев...
Думаю и уверен, что это было сказано именно обо мне...
...Совершенно незаметно, как будто на одном дыхании, промелькнёт более полувека, промелькнёт почти вся жизнь и я, к своему невероятному удивлению, к своему очередному дню рождения, неожиданно получу крохотную бандероль - посылочку.
В ней будет находится необычное и затейливо изготовленное серебряное кольцо-перстень.
Даже на первый взгляд станет ясно, что это работа хорошего, высококлассного мастера, великолепно владеющего своим ремеслом.
Орнамент перстня будет выполнен искусной кабалистической вязью.
В центре печатки будет красоваться огранённый кристалл граната, переливающийся и пылающий искрами кровавого, тёмно-вишнёвого цвета, в обрамлении золотой накладки в виде загадочного филигранного узора и четырёх крохотных, симметрично расположенных золотых шариков...
И я, невольно улыбнусь, вспомнив повесть Александра Куприна и наш, тот давний нелепый жаркий спор - обмен мнениями с Лилечкой...
...Красивый, достаточно дорогой подарок.
Но, это будет не просто подарок (и я прекрасно понимаю это!!!...), а подарок со значением, которого на тот момент ещё не осознавал, но, насколько я смог понять, он будет нести в себе какой-то - особый, тайный смысл...
УВЫ!!!
ТАК И СЛУЧИЛОСЬ!!!...
Внутрь будет так же вложен листок с текстом стихотворения.
...Ни обратного адреса, ни имени отправителя... НЕТ!!!
(Что весьма странно - как же почта во время отправления бандерольки без этой информации... приняла её... к отправке?!!!...)...
...Но... но... и без подписи отправителя... понятно, кто этот "загадочный" отправитель...
И... как окажется потом, эта посылочка-послание будет отправлена почти ровно за год до ухода Лилии, из этой жизни, из этого мира... моей Ассоль...
... В путах лести сладкой,
Иногда украдкой,
Вспомни обо мне!
И шагая браво,
За высокой славой,
Вспомни обо мне!
Руки есть белее,
И уста аллее,
И друзья милее,
Больше искр в вине,
Но за чашей винной,
За беседой длинной,
Вспомни обо мне!
Рассекая волны,
Под луною полной,
Вспомни обо мне!
С пира возвращаясь,
С милою прощаясь,
Вспомни обо мне!
Летом, в час закатный,
Розы ароматной,
Шелест еле внятный,
Слыша в тишине.
На заре росистой,
В час прохлады чистой,
Вспомни обо мне!
Осенью безбурной,
Под листвой пурпурной,
Вспомни обо мне!
В час тоски и сплина,
Ночью у камина,
Вспомни обо мне!
Запоёт ли скрипки,
Ласковый и гибкий,
Голос про улыбки
Солнца по весне...
Вспомни обо мне!...
Вспомни обе мне!...
Вспомни обо мне!...
Какое это будет изумительное, прекрасно-певучее и какое прекрасно-печальное стихотворение!!!
Для меня так и останется загадкой - написаны ли эти прекрасные строчки самим отправителем или это, поэтический шедевр, по моему глубокому убеждению, неизвестного поэта!
...Я стою на московском кладбище у надгробия в форме православного креста.
...На безымянном пальце моей правой руки - "Гранатовый перстень"...
...В белый мрамор врезаны строчки, пылающий смысл которых, кажется, проникает в самую глубину сердца:
…Не надо плакать обо мне,
Душа подвластна только Богу!
Она отправилась в дорогу,
По неизведанной стране.
Там царство света,
Царство звезд,
Там царство мировых гармоний!
Так отними от глаз ладони и...
Улыбнись - не надо слёз...
Наверно никогда, реально мыслящий человек, не сможет до конца осознать - понять неизбежность, неотвратимость ухода Человека из этого мира в Небытие, в Никуда...
Вот ведь только что, я был молод!
Вот Она, только что стояла рядом со мной!
Я мог притронуться, прикоснуться к ней рукой!
А вот сейчас... Её уже нет!
Совсем нет!!!
И не будет - ОНА - уже живой - НИКОГДА...
НИКОГДА!!!...
Как это можно понять?!
Как сам факт неизбежности, неотвратимости ухода из этой жизни, из этого мира в НЕБЫТИЕ, в НИКУДА - может уложиться в человеческом сознании?!...
...Мне довелось за 37 лет своей жизни отданной морю, морским дальним плаваниям, посетить множество портов всех континентов земного шара, плавать в водах всех океанов, три раза тонуть во время кораблекрушений, гореть на греческом танкере, семь раз удалось побывать в кругосветных рейсах...
Не хочу лукавить, я часто вспоминал о своей первой, такой наивной и такой глупой, такой прекрасной и такой светлой, такой нелепой и такой восторженной любви!
А, если уж совсем честно сказать, то помнил о НЕЙ, о
своей Ассоль... всегда и везде, где бы мне только не приходилось бывать и в какой бы неожиданной и сложной,порой совершенно безвыходной ситуации, я не оказывался.
Да, не сложилось у нас...
Но она всюду незримо была рядом со мной, как добрый ангел-хранитель, глаза которого, как две ясные путеводные звездочки светили мне в пути всю жизнь, помогали мне, вели меня и поддерживали в самые наитруднейшие моменты моей жизни...
...Пришла так волшебно,
Ушла в никуда,
Казалось - вот Чудо!
И что навсегда,
Разбилась надежда,
Погасла мечта,
"Забудь - умоляю,
Забудь навсегда.
Забудешь?!" - "Забуду!"...
Что б помнить всегда,
Казалось, что Чудо,
И что на года,
Пришла ты из детства,
Ушла в НИКУДА...
© Copyright: Юрий Субботницкий, 2017
Свидетельство о публикации №217093002136