Гранатовый перстень

Юрий Субботницкий
   
ПОСВЯЩАЕТСЯ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
ЛИЛИИ ЯКОВЛЕВНЕ АМАРФИЙ,
НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ...


                Мне хотелось бы рассказать не совсем обычную историю, имевшую место быть в моей жизни...
                Давным - давно, я прочёл великолепную повесть Александра Куприна - "Гранатовый браслет".
                Разве мог я подумать тогда, смог бы даже, хоть на миг, представить себе, что моя жизнь сложится так, что в какой-то степени повторит сюжет тонко продуманный, весьма почитаемым мной, да и всеми одесситами вообще, особенно за истинно одесский рассказ - "Гамбринус" -  Александром Ивановичем...
                И, действительно, обе эти ситуации будут так сопоставимы, так разительно схожи с тем, что так ярко и красочно, на тончайшей струне полёта интуиции, были трепетно выписаны Мэтром...
                Тем не менее...
                ... В далёкой юности мне безумно нравилась очень-очень красивая, гордая и неприступная девочка.
                Жили мы на соседних улицах небольшого молдавского городка Оргеев, учились в одной школе.
                Возвращаясь из школы после уроков, объект  моего внимания проходил мимо наших окон.
                Девочка не только была очень хороша собой, но и великолепно пела и, обладая природной грацией, прекрасно танцевала...
                А что... если?!... - неожиданно в мою не разумную голову пришла, вроде разумная, тонко продуманная, как мне казалось на тот момент, "коварная"  мысль...
                А что если купить магнитофон и, когда она будет проходить мимо - включать музыку!!!               
                И таки -"ДА!!!" - мне действительно удалось воплотить в реальность, свой дальновидный, хитро продуманный план...               
                В конце - концов, наконец такой желаемый всей воспалённой юной душой, так необходимый для личного счастья аппарат с превеликими трудностями и приключениями был приобретён.
                Когда же он у меня появился - это чудо последних достижений технического прогресса, этот  пленочный катушечный магнитофон, большая редкость по тем временам, а, со временем и неплохие записи я, зная точное время, когда объект моих воздыханий будет возвращаться из школы домой, выставлял в открытую форточку динамик и таким образом транслировал музыку на всю улицу.
                Чтобы приобрести этот, такой желанный магнитофон и не просить денег у мамы (а их у нее и не было), я устроился работать на плодоконсервный завод рабочим по сбивке деревянных ящиков (тары) для фруктов.
                После уроков в школе я отправлялся на завод и колотил молотком и по гвоздям и по своим пальцам, согласно заводской инструкции обматывая очередной ящик проволокой для прочности.
                Плакал и стонал от боли, слизывая сочащуюся кровь, но вожделенно представлял себе, как своими мелодиями этот магнитофон, это чудо тогдашнего музыкального мира, кстати на тот момент, достаточно редкого и дорогого предмета быта, будет услаждать такие милые розовые ушки...
                ...Иногда соседка гордо проходила мимо нашего дома не останавливаясь и не обращая никакого внимания на децибелы, истошно рвущиеся и из моего сердца и из моего магнитофона.
                Но, иногда, хотя и очень редко, останавливалась у наших окон  вслушиваясь в мелодию звучащей музыки...               
                Повторюсь - от Лилечки, так звали мою воздушную Мечту, в этот момент, да и не только - просто невозможно было оторвать глаз!...
                Я же, в эти благословенные моменты, спрятавшись за занавеску, любовался ей, не в состоянии отвести... сияющих глаз...
                Она была необычайно красива, какой-то загадочной, восторженно-воздушной, гриновской "алопарусной" красотой.      
                Употребив  современный одесский сленг (простите),  сейчас откровенно можно сказать - она  была:
              -  Ну просто "обалденно" красива!
                И из сегодняшнего "прекрасного далёка" можно сказать о той Лиле, о  Лиле того времени словами певца Владимира Кузьмина:
                …Она была прекрасна, как морской рассвет,
                Лучше девушки на всем свете не было и нет…
                Да... так вот - именно в этом случае и на этот раз Господь Бог решил не скупиться и кроме невероятно щедрых даров - музыкального таланта, дивного,  чудного голоса, стройной фигурки, он решил сделать для нее еще один прекрасный, изумительный подарок, как сказали бы в Одессе - "Шикарный подарок". 
                "Дарить, так дарить",- согласовал и договорился сам с собой Всевышний и, махнув рукой на все божественные приличия, одарил Лилю изящной, утонченной, возвышенной Красотой.  Красотой, которая будет потом сводить,  хоть раз увидивших её мужчин, "с ума".
                Великодушно - ПРОСТИТЕ - я позволю себе ещё раз повториться - от Лилечки просто невозможно было оторвать глаз!...
                ...В конце концов Лиля не выдержала и сдалась.
                Однажды в нашу дверь позвонили.
                Открыла мама и каким-то необычным голосом произнесла: -
                - Юра! К тебе гости!
                И... О ЧУДО!
                Я просто не верил своим глазам!!!...
                Наконец-то свершилось, произошло  такое долгожданное и такое желанное ЧУДО!               
                - Вот ОНА, вот ОНА  вожделенная  Жар-птица - Синяя Птица, Птица Счастья! - ликовало и пело моё сердце!
                На пороге стояла Лиля и, смущаясь, произнесла:
                - Меня зовут Лиля.
                Я ваша соседка.
                Из вашего окна всегда звучит такая чудесная музыка.
                Не могла бы я немного послушать, если можно?! 
                Мне именно здесь, необходимо вернуться по времени немного назад и рассказать о том, что происходило на нашей улице.
                Улица, на которой мы жили, называлась имени Сергея Лазо.
                Она круто спускалась вниз к городскому стадиону и далее к улице Первомайской, на которой и жила Лилечка.
                Зимой улица покрывалась снегом, который подтаивая создавал к великой радости местной ребятни, естественный каток.
                У Лилечки очень рано выявились яркие музыкальные способности и абсолютный слух.
                На семейном совете было решено отдать Лилю в музыкальную школу и решили, что она должна будет научиться играть на скрипке.
                Лиля же категорически воспротивилась этому, так как ненавидела скрипку до глубины своей детской души.               
                В конце концов пришли к общему решению и Лиля, вздохнув  согласилась с этим и отправилась учиться играть на аккордеоне в городскую музыкальную школу..               
                Для этой цели был приобретён немецкий трофейный аккордеон.               
                Он укладывался в специальный чемодан, оборудованный лямками и таким образом маленькая Лилечка носила его на занятия.
                Чемодан был невероятно велик и тяжёл для крохотной девчушки.
                И зимой она, чтобы облегчить себе свою участь, снимала его и, как на санках, скатывалась к своему дому.
                В такие моменты моя мама кричала мне:
              - Юра! Быстренько, быстренько подойди к окну - там твоя невеста на баяне катается!!!...               
             ...Мама моя заметалась по квартире, буквально выворачиваясь на изнанку, не зная куда посадить и чем угостить прекрасную гостью.   
                Мы пили вкуснейший (наверно, самый вкусный чай в моей жизни) с малиновым, затем абрикосовым, затем вишневым, затем айвовым вареньями и... наслаждались музыкой и... и, как мне казалось, и нашим обществом...
                - Вот оно, вот оно, вот оно наступило то самое мгновение, то счастливое мгновение, которое я буду помнить всю свою жизнь!
                Мой, как мне наивно думалось тогда, стратегически хитроумно задуманный  и коварный план,  наконец-то сработал!               
                Так мы официально познакомились с Лилией, или как я ее называл для себя - Лилианной.               
                Не так часто, как мне бы этого хотелось, она приходила послушать мои последние записи.
                А я же, в свою очередь, старался и пытался под любым удобным предлогом, как можно почаще появляться у неё в доме...
                И могу поклясться на чем угодно, что очень многие, а вернее все мужское население Оргеева, и совсем молодое, и не очень, хотело бы постучаться в Лилину калитку.
                Все были в нее влюблены.
                Оставаться равнодушным, глядя на нее, было просто невозможно.
                Это было выше человеческих, а вернее мужских сил.      
                К  Лилиному домику прилегал небольшой вытянутый треугольник огорода, посредине /в центре/ которого, находился водопроводный кран.
                И, соответственно, воду в дом надо было приносить.
                Все квартирные "человеческие" удобства были во дворе, и, естественно, водопровода и отлива в доме не было.
                На кухне стоял обычный рукомойник типа "мойдодыра", а под ним огромный бак для грязной воды, который своими размерами и внушительным весом вызывал содрогание, трепетное восхищение и уважение типа "Гей, славяне!  Вздрогнем - ухнем!".
                Присутствие гостей в доме всегда приветствовалось и особенно особей мужского пола и, по достаточно прозаичной причине.       
                О, этот бак!
                О, этот монстр!
                Его ведь надо было иногда выносить!
                Мама Лили менторским голосом говорила мне, когда я с грустью смотрел на это чудовище:
                - Юра!
                Хочешь дружить с красивой девочкой - научись правильно за ней ухаживать.
                Да, да!!!
                И выносить грязную воду тоже, причем научись это делать с радостью и сияющей улыбкой!...
                Что я, тяжко вздыхая, и выполнял.               
                И очень часто её мама,  тетя Маня, когда я приходил к ним  в гости, говорила мне, когда Лили не было дома:
               - Эта фыцка (местный диалект, девчонка подросток-сорванец,  на "идиш") опять на репетиции и, наверно, поет и пляшет на сцене в "ДК" - так местные жители  называли новый Дворец культуры.
                Дополнительная проблема заключалась ещё и в том, что... я... я был старше Лили на "целых" пять лет, а это очевидно, было для неё очень важно в те её годы...
                Да и была к тому же у Лили, своя компания подруг и друзей -
Лариса Кавковская, Алла Минтуш, Валера Намёткин, Толик Табанский, Гриша Янец, Миша Кижнер...
                Девчонки, как на подбор - все красавицы, ребята или классные музыканты или классные спортсмены...
                А мне же  и "блеснуть-то" особенно было нечем.
                Поэтому, для того чтобы спрогнозировать, как будут дальше развиваться события - совсем не обязательно было быть Вольфом Мессингом...
                А в эту компанию мне доступа не было,  по некоторым и всё по  тем же причинам....
                Иди туда и увидишь свою ненаглядную Лилечку!".               
                В Оргееве к тому времени (и очень удачно и своевременно) был выстроен великолепный Дворец культуры, достаточно большой и удобный, из красивого местного белого камня - котельца, с огромным зрительным залом и широким, нависающим балконом. 
                Более того, в город всё чаще и стали приезжать (и приезжать, надо сказать с удовольствием)  с концертами и спектаклями известные и популярные артисты даже всесоюзного уровня
                А в фойе по субботам и воскресеньям стали устраиваться  танцы.   
                Это мероприятие стало, естественно,  очень популярным в городе.
                И вскоре красавец  Дворец культуры стал своеобразным духовным центром города.
                Здесь работало множество разнообразных творческих кружков.
                И в это же время прекрасным, весьма и весьма творчески одарённым оргеевским музыкантом и великолепным, как оказалось, руководителем -  Мишей Ницканским был организован вокально-инструментальный ансамбль - ВИА «Кодру» («Лес»).
               К сожалению, вскоре  Миша ушёл из этой жизни неоправданно рано!
               Душой, сердцем, яркой звездой, "вечным двигателем" и естественным центром, вокруг которого всё вращалось... конечно же была Лиля. 
              Она была настоящим генератором оригинальных идей, предложений, любопытных решений, творческих задумок и сумела таки разбудить,  вечно сонный,  провинциально - болотный Оргеев.
              Ансамбль все чаще и чаще стал выступать, давать концерты.
              И на эти концерты, а вернее и точнее сказать "на Лилю", стало приходить горожан все больше и больше.
              Вскоре концерты стали настолько популярны, что каждый очередной из них ожидался всеми жителями города с огромным нетерпением.
              И каждый такой концерт  был настоящим событием, можно даже сказать,  ярким праздником в жизни города.
              Но мне запомнился  только один концерт, на мой взгляд, как теперь бы сказали -- судьбоносный.
             Была подготовлена абсолютно новая программа.
             Повсюду в Оргееве, где только это было возможно,  были развешаны афиши,
             И публика, как-будто предчувствуя что-то необыкновенное и неординарное, буквально "повалила" на концерт.
             Достаточно большой зал Дома культуры был полностью заполнен, забит до отказа.
            Зрителей было так много, что не было свободного места даже в проходах вдоль стен, а балкон просто чудом выдерживал непомерный суммарный вес пришедших горожан.
            В это время была необычайно популярна мелодичная и веселая финская песенка «Руды, руды – рикс».
           Лиля вышла на сцену в костюме красной шапочки.
           На платьице был красный фартушек в белый горошек и, естественно на ней была красная шапочка, а в руках плетенная ивовая корзиночка, в которую она, по задумке,  должна была подбирать расставленные на сцене грибы.
            В зале... повисла напряжённая тишина ожидания...
            Прозвучали первые аккорды...
            Допев песенку, Лиля, повертев в руках микрофон, а они тогда были шнуровые, и, не найдя лучшего места, куда его положить (он ей явно мешал в этой ситуации), неожиданно засунула  его в горловину саксофона, на котором виртуозно "наяривал", выдавая синкопы саксофонист Тюля (Толя Жмурко).
           Саксофон от такой наглости и обиды оглушительно взревел, взвыл, а мощные динамики буквально взорвались много децибельно усиленным звуком.
          Лиля же, как ни в чем не бывало, пустилась танцевать и собирать грибы.
         Зал сначала ошеломлённо замер, затих, а затем охнул и разразился водопадом аплодисментов, восторженными воплями, криками, свистом, топотом ног.
         Все присутствующие, потеряв самообладание, находились в полном экстазе, попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены.
         А Лиля на бис пела и танцевала, пела и танцевала, еще, и еще, и еще ...
         Мне до сих пор кажется, что именно тогда невообразимый рев динамиков и синхронный рев зала,  как бы возвестил "Городу и Миру",  отметил рождение и вспышку новой ярчайшей творческой кометы, имя которой  -  Лилия Амарфий.
             А ее многокрасочный и многогранный талант, впоследствии разгорелся и засиял в полную силу.
            И потом, когда Лилия приезжала с концертами в Кишинев, Оргеев, Черновцы уже в статусе народной артистки России и, будучи Примой Московского Государственного Академического Театра Оперетты - это уже было явление республиканского, а позже и государственного масштаба...
               Изредка, очень изредка, когда у Лили и у меня появлялось немного свободного времени мы отправлялись либо в кино, либо в библиотеку.
               Выбирая новые книги,  мы обсуждали  понравившиеся рассказы и стихотворения.               
               И я прекрасно помню наш тот давний жаркий спор и неожиданно возникшие резкие разногласия во мнениях по поводу повести "Гранатовый браслет".
              Однако несмотря на все мои, как мне казалось тогда, тщательно продуманные ухищрения, коварно и хитро расставленные сети и ловушки, все мои жалкие попытки добиться её более пристального внимания, её взаимности, были категорически и напрочь, резко и решительно отвергнуты...
                Увы и Ах!!!...
                Первая любовь...               
                Это всегда так неопределённо...
                Всегда, так зыбко...
                Так не "по-настоящему"!               
                Не миновала такая печальная участь и... меня...
                И ничего уж тут поделать было, ну просто никак невозможно.               
                Абсолютно НИЧЕГО!
                Так сложилась жизнь, так случилось.               
                Красочный и непредсказуемый калейдоскоп игры Судьбы сложил именно такую причудливую картинку наших судеб, именно такую конфигурацию.               
                И к моему горькому сожалению далеко не совсем такую, какую хотелось бы мне.
                А её Величеству Судьбе было угодно не согласиться, не посчитаться, не принять во внимание мое мнение, моё пожелание.   
                Судьба небрежно и рассеянно отбросила их, даже не рассматривая мои "деловые предложения" в качестве запасного варианта-версии, в качестве "запасного парашюта"…               
                И, видит Господь Бог, как я не старался, как не извивался в танце бабочки, приколотой булавкой к картону, на котором был начертан план моей жизни, соскочить с этой булавки, повернуть ход событий в другое, нужное, желаемое мною русло, мне так и не удалось, не представилось возможным.
                И вот именно так, именно таким образом и никак не иначе, и именно в таком варианте, и именно в такой
последовательности легли карты наших судеб на сцену этой жизни, лихо и небрежно выброшенные из шулерского бездонного рукава.
                И... сердце моей Ассоль, сердце моей "Веры Николаевны", так никогда и не распахнулось мне навстречу, не вспыхнуло ответным ярким пламенем.
                А всё же...
                А всё же, что-то Важное, Главное, Прекрасное не случилось, не произошло в моей жизни.      
                То Единственное и самое Главное, что бывает лишь один раз в жизни, только лишь один раз в жизни!
                Один раз и... навсегда!               
                Я когда-то, то ли услышал, то ли где-то прочитал удивительно красивую поэтическую фразу, которая запала мне в душу навсегда:
                - Вы прошуршали мимо меня, как ветка полная цветов и листьев...               
                Думаю и уверен, что это было сказано именно обо мне...
                ...Совершенно незаметно, как будто на одном дыхании, промелькнёт более полувека, промелькнёт почти вся жизнь и я, к своему невероятному удивлению, к своему очередному дню рождения, неожиданно получу крохотную бандероль - посылочку.
                В ней будет находится необычное и затейливо изготовленное серебряное кольцо-перстень.
                Даже на первый взгляд станет ясно, что это работа хорошего, высококлассного мастера, великолепно владеющего своим ремеслом.
                Орнамент перстня будет выполнен искусной кабалистической вязью.
                В центре печатки будет красоваться огранённый кристалл граната, переливающийся и пылающий искрами кровавого, тёмно-вишнёвого цвета, в обрамлении золотой накладки в виде загадочного филигранного узора и четырёх крохотных, симметрично расположенных золотых шариков...               
                И я, невольно улыбнусь, вспомнив повесть Александра Куприна и наш, тот давний нелепый жаркий спор - обмен мнениями с Лилечкой...
                ...Красивый, достаточно дорогой подарок.
                Но, это будет не просто подарок (и я прекрасно понимаю это!!!...), а подарок со значением, которого на тот момент ещё не осознавал, но, насколько я смог понять, он будет нести в себе какой-то - особый, тайный смысл...
                УВЫ!!!
                ТАК И СЛУЧИЛОСЬ!!!...               
                Внутрь  будет так же вложен листок с текстом стихотворения.
                ...Ни обратного адреса, ни имени отправителя... НЕТ!!!   
                (Что весьма странно - как же почта во время отправления бандерольки без этой информации... приняла её... к отправке?!!!...)...
                ...Но... но... и без подписи отправителя... понятно, кто этот "загадочный" отправитель...
                И... как окажется потом, эта посылочка-послание будет отправлена почти ровно за год до ухода Лилии, из этой жизни, из этого мира... моей Ассоль...
               
... В путах лести сладкой,    
    Иногда украдкой,
    Вспомни обо мне!
   
    И шагая браво,
    За высокой славой,    
    Вспомни обо мне!

    Руки есть белее,
    И уста аллее,
    И друзья милее,
    Больше искр в вине,
 
    Но за чашей винной,
    За беседой длинной,
    Вспомни обо мне!

    Рассекая волны,
    Под луною полной,
    Вспомни обо мне!

    С пира возвращаясь,
    С милою прощаясь,
    Вспомни обо мне!

    Летом, в час закатный,
    Розы ароматной,   
    Шелест еле внятный,
    Слыша в тишине.

    На заре росистой,
    В час прохлады чистой,   
    Вспомни обо мне!

    Осенью безбурной,
    Под листвой пурпурной,
    Вспомни обо мне! 

    В час тоски и сплина,
    Ночью у камина,
    Вспомни обо мне!
               
    Запоёт ли скрипки,   
    Ласковый и гибкий,
    Голос про улыбки
    Солнца по весне...
               
    Вспомни обо мне!...   
    Вспомни обе мне!...
    Вспомни обо мне!...
 
                Какое это будет изумительное, прекрасно-певучее и какое прекрасно-печальное стихотворение!!!
                Для меня так и останется загадкой - написаны ли эти прекрасные строчки самим отправителем или это, поэтический шедевр, по моему глубокому убеждению, неизвестного поэта!
                ...Я стою на московском кладбище у надгробия в форме православного креста.
                ...На безымянном пальце моей правой руки - "Гранатовый перстень"...
                ...В белый мрамор врезаны строчки, пылающий смысл которых, кажется, проникает в самую глубину сердца:

…Не надо плакать обо мне,
    Душа подвластна только Богу!
    Она отправилась в дорогу,
    По неизведанной стране.

    Там царство света,
     Царство звезд,
     Там царство мировых гармоний!
     Так отними от глаз ладони и...
      Улыбнись - не надо слёз...

                Наверно никогда, реально мыслящий человек, не сможет до конца осознать - понять  неизбежность, неотвратимость ухода Человека из этого мира в Небытие, в Никуда...

                Вот ведь только что, я был молод!
                Вот Она, только что стояла рядом со мной!
                Я мог притронуться, прикоснуться к ней рукой!               
                А вот сейчас... Её уже нет!
                Совсем нет!!!
                И не будет - ОНА - уже живой - НИКОГДА...
                НИКОГДА!!!...               
                Как это можно понять?!
                Как сам факт неизбежности, неотвратимости ухода из этой жизни, из этого мира в НЕБЫТИЕ, в НИКУДА - может уложиться в человеческом сознании?!...               
                ...Мне довелось за 37 лет своей жизни отданной морю, морским дальним плаваниям, посетить множество портов всех континентов земного шара, плавать в водах всех океанов, три раза тонуть во время кораблекрушений, гореть на греческом танкере, семь раз удалось побывать в кругосветных рейсах...

                Не хочу лукавить, я часто вспоминал о своей первой, такой наивной и такой глупой, такой прекрасной и такой светлой, такой нелепой и такой восторженной любви!
                А, если уж совсем честно сказать, то помнил о НЕЙ, о
своей Ассоль... всегда и везде, где бы мне только не приходилось бывать и в какой бы неожиданной и сложной,порой совершенно безвыходной ситуации, я не оказывался.
                Да, не сложилось у нас...
                Но она всюду незримо была рядом со мной, как добрый ангел-хранитель, глаза которого, как две ясные путеводные звездочки светили мне в пути всю жизнь, помогали мне, вели меня и поддерживали в самые наитруднейшие моменты моей жизни...

   ...Пришла так волшебно,
      Ушла в никуда,
      Казалось - вот Чудо!
      И что навсегда,
               
      Разбилась надежда,      
       Погасла мечта,
     "Забудь - умоляю,
      Забудь навсегда.
               
      Забудешь?!" - "Забуду!"...      
      Что б помнить всегда,
      Казалось, что Чудо,
      И что на года,
               
      Пришла ты из детства,      
      Ушла в НИКУДА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ...
Гранатовый перстень...
Юрий Субботницкий
   
ПОСВЯЩАЕТСЯ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
ЛИЛИИ ЯКОВЛЕВНЕ АМАРФИЙ,
НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ...


                Мне хотелось бы рассказать не совсем обычную историю, имевшую место быть в моей жизни...
                Давным - давно, я прочёл великолепную повесть Александра Куприна - "Гранатовый браслет".
                Разве мог я подумать тогда, смог бы даже, хоть на миг, представить себе, что моя жизнь сложится так, что в какой-то степени повторит сюжет тонко продуманный, весьма почитаемым мной, да и всеми одесситами вообще, особенно за истинно одесский рассказ - "Гамбринус" -  Александром Ивановичем...
                И, действительно, обе эти ситуации будут так сопоставимы, так разительно схожи с тем, что так ярко и красочно, на тончайшей струне полёта интуиции, были трепетно выписаны Мэтром...
                Тем не менее...
                ... В далёкой юности мне безумно нравилась очень-очень красивая, гордая и неприступная девочка.
                Жили мы на соседних улицах небольшого молдавского городка Оргеев, учились в одной школе.
                Возвращаясь из школы после уроков, объект  моего внимания проходил мимо наших окон.
                Девочка не только была очень хороша собой, но и великолепно пела и, обладая природной грацией, прекрасно танцевала...
                А что... если?!... - неожиданно в мою не разумную голову пришла, вроде разумная, тонко продуманная, как мне казалось на тот момент, "коварная"  мысль...
                А что если купить магнитофон и, когда она будет проходить мимо - включать музыку!!!               
                И таки -"ДА!!!" - мне действительно удалось воплотить в реальность, свой дальновидный, хитро продуманный план...               
                В конце - концов, наконец такой желаемый всей воспалённой юной душой, так необходимый для личного счастья аппарат с превеликими трудностями и приключениями был приобретён.
                Когда же он у меня появился - это чудо последних достижений технического прогресса, этот  пленочный катушечный магнитофон, большая редкость по тем временам, а, со временем и неплохие записи я, зная точное время, когда объект моих воздыханий будет возвращаться из школы домой, выставлял в открытую форточку динамик и таким образом транслировал музыку на всю улицу.
                Чтобы приобрести этот, такой желанный магнитофон и не просить денег у мамы (а их у нее и не было), я устроился работать на плодоконсервный завод рабочим по сбивке деревянных ящиков (тары) для фруктов.
                После уроков в школе я отправлялся на завод и колотил молотком и по гвоздям и по своим пальцам, согласно заводской инструкции обматывая очередной ящик проволокой для прочности.
                Плакал и стонал от боли, слизывая сочащуюся кровь, но вожделенно представлял себе, как своими мелодиями этот магнитофон, это чудо тогдашнего музыкального мира, кстати на тот момент, достаточно редкого и дорогого предмета быта, будет услаждать такие милые розовые ушки...
                ...Иногда соседка гордо проходила мимо нашего дома не останавливаясь и не обращая никакого внимания на децибелы, истошно рвущиеся и из моего сердца и из моего магнитофона.
                Но, иногда, хотя и очень редко, останавливалась у наших окон  вслушиваясь в мелодию звучащей музыки...               
                Повторюсь - от Лилечки, так звали мою воздушную Мечту, в этот момент, да и не только - просто невозможно было оторвать глаз!...
                Я же, в эти благословенные моменты, спрятавшись за занавеску, любовался ей, не в состоянии отвести... сияющих глаз...
                Она была необычайно красива, какой-то загадочной, восторженно-воздушной, гриновской "алопарусной" красотой.      
                Употребив  современный одесский сленг (простите),  сейчас откровенно можно сказать - она  была:
              -  Ну просто "обалденно" красива!
                И из сегодняшнего "прекрасного далёка" можно сказать о той Лиле, о  Лиле того времени словами певца Владимира Кузьмина:
                …Она была прекрасна, как морской рассвет,
                Лучше девушки на всем свете не было и нет…
                Да... так вот - именно в этом случае и на этот раз Господь Бог решил не скупиться и кроме невероятно щедрых даров - музыкального таланта, дивного,  чудного голоса, стройной фигурки, он решил сделать для нее еще один прекрасный, изумительный подарок, как сказали бы в Одессе - "Шикарный подарок". 
                "Дарить, так дарить",- согласовал и договорился сам с собой Всевышний и, махнув рукой на все божественные приличия, одарил Лилю изящной, утонченной, возвышенной Красотой.  Красотой, которая будет потом сводить,  хоть раз увидивших её мужчин, "с ума".
                Великодушно - ПРОСТИТЕ - я позволю себе ещё раз повториться - от Лилечки просто невозможно было оторвать глаз!...
                ...В конце концов Лиля не выдержала и сдалась.
                Однажды в нашу дверь позвонили.
                Открыла мама и каким-то необычным голосом произнесла: -
                - Юра! К тебе гости!
                И... О ЧУДО!
                Я просто не верил своим глазам!!!...
                Наконец-то свершилось, произошло  такое долгожданное и такое желанное ЧУДО!               
                - Вот ОНА, вот ОНА  вожделенная  Жар-птица - Синяя Птица, Птица Счастья! - ликовало и пело моё сердце!
                На пороге стояла Лиля и, смущаясь, произнесла:
                - Меня зовут Лиля.
                Я ваша соседка.
                Из вашего окна всегда звучит такая чудесная музыка.
                Не могла бы я немного послушать, если можно?! 
                Мне именно здесь, необходимо вернуться по времени немного назад и рассказать о том, что происходило на нашей улице.
                Улица, на которой мы жили, называлась имени Сергея Лазо.
                Она круто спускалась вниз к городскому стадиону и далее к улице Первомайской, на которой и жила Лилечка.
                Зимой улица покрывалась снегом, который подтаивая создавал к великой радости местной ребятни, естественный каток.
                У Лилечки очень рано выявились яркие музыкальные способности и абсолютный слух.
                На семейном совете было решено отдать Лилю в музыкальную школу и решили, что она должна будет научиться играть на скрипке.
                Лиля же категорически воспротивилась этому, так как ненавидела скрипку до глубины своей детской души.               
                В конце концов пришли к общему решению и Лиля, вздохнув  согласилась с этим и отправилась учиться играть на аккордеоне в городскую музыкальную школу..               
                Для этой цели был приобретён немецкий трофейный аккордеон.               
                Он укладывался в специальный чемодан, оборудованный лямками и таким образом маленькая Лилечка носила его на занятия.
                Чемодан был невероятно велик и тяжёл для крохотной девчушки.
                И зимой она, чтобы облегчить себе свою участь, снимала его и, как на санках, скатывалась к своему дому.
                В такие моменты моя мама кричала мне:
              - Юра! Быстренько, быстренько подойди к окну - там твоя невеста на баяне катается!!!...               
             ...Мама моя заметалась по квартире, буквально выворачиваясь на изнанку, не зная куда посадить и чем угостить прекрасную гостью.   
                Мы пили вкуснейший (наверно, самый вкусный чай в моей жизни) с малиновым, затем абрикосовым, затем вишневым, затем айвовым вареньями и... наслаждались музыкой и... и, как мне казалось, и нашим обществом...
                - Вот оно, вот оно, вот оно наступило то самое мгновение, то счастливое мгновение, которое я буду помнить всю свою жизнь!
                Мой, как мне наивно думалось тогда, стратегически хитроумно задуманный  и коварный план,  наконец-то сработал!               
                Так мы официально познакомились с Лилией, или как я ее называл для себя - Лилианной.               
                Не так часто, как мне бы этого хотелось, она приходила послушать мои последние записи.
                А я же, в свою очередь, старался и пытался под любым удобным предлогом, как можно почаще появляться у неё в доме...
                И могу поклясться на чем угодно, что очень многие, а вернее все мужское население Оргеева, и совсем молодое, и не очень, хотело бы постучаться в Лилину калитку.
                Все были в нее влюблены.
                Оставаться равнодушным, глядя на нее, было просто невозможно.
                Это было выше человеческих, а вернее мужских сил.      
                К  Лилиному домику прилегал небольшой вытянутый треугольник огорода, посредине /в центре/ которого, находился водопроводный кран.
                И, соответственно, воду в дом надо было приносить.
                Все квартирные "человеческие" удобства были во дворе, и, естественно, водопровода и отлива в доме не было.
                На кухне стоял обычный рукомойник типа "мойдодыра", а под ним огромный бак для грязной воды, который своими размерами и внушительным весом вызывал содрогание, трепетное восхищение и уважение типа "Гей, славяне!  Вздрогнем - ухнем!".
                Присутствие гостей в доме всегда приветствовалось и особенно особей мужского пола и, по достаточно прозаичной причине.       
                О, этот бак!
                О, этот монстр!
                Его ведь надо было иногда выносить!
                Мама Лили менторским голосом говорила мне, когда я с грустью смотрел на это чудовище:
                - Юра!
                Хочешь дружить с красивой девочкой - научись правильно за ней ухаживать.
                Да, да!!!
                И выносить грязную воду тоже, причем научись это делать с радостью и сияющей улыбкой!...
                Что я, тяжко вздыхая, и выполнял.               
                И очень часто её мама,  тетя Маня, когда я приходил к ним  в гости, говорила мне, когда Лили не было дома:
               - Эта фыцка (местный диалект, девчонка подросток-сорванец,  на "идиш") опять на репетиции и, наверно, поет и пляшет на сцене в "ДК" - так местные жители  называли новый Дворец культуры.
                Дополнительная проблема заключалась ещё и в том, что... я... я был старше Лили на "целых" пять лет, а это очевидно, было для неё очень важно в те её годы...
                Да и была к тому же у Лили, своя компания подруг и друзей -
Лариса Кавковская, Алла Минтуш, Валера Намёткин, Толик Табанский, Гриша Янец, Миша Кижнер...
                Девчонки, как на подбор - все красавицы, ребята или классные музыканты или классные спортсмены...
                А мне же  и "блеснуть-то" особенно было нечем.
                Поэтому, для того чтобы спрогнозировать, как будут дальше развиваться события - совсем не обязательно было быть Вольфом Мессингом...
                А в эту компанию мне доступа не было,  по некоторым и всё по  тем же причинам....
                Иди туда и увидишь свою ненаглядную Лилечку!".               
                В Оргееве к тому времени (и очень удачно и своевременно) был выстроен великолепный Дворец культуры, достаточно большой и удобный, из красивого местного белого камня - котельца, с огромным зрительным залом и широким, нависающим балконом. 
                Более того, в город всё чаще и стали приезжать (и приезжать, надо сказать с удовольствием)  с концертами и спектаклями известные и популярные артисты даже всесоюзного уровня
                А в фойе по субботам и воскресеньям стали устраиваться  танцы.   
                Это мероприятие стало, естественно,  очень популярным в городе.
                И вскоре красавец  Дворец культуры стал своеобразным духовным центром города.
                Здесь работало множество разнообразных творческих кружков.
                И в это же время прекрасным, весьма и весьма творчески одарённым оргеевским музыкантом и великолепным, как оказалось, руководителем -  Мишей Ницканским был организован вокально-инструментальный ансамбль - ВИА «Кодру» («Лес»).
               К сожалению, вскоре  Миша ушёл из этой жизни неоправданно рано!
               Душой, сердцем, яркой звездой, "вечным двигателем" и естественным центром, вокруг которого всё вращалось... конечно же была Лиля. 
              Она была настоящим генератором оригинальных идей, предложений, любопытных решений, творческих задумок и сумела таки разбудить,  вечно сонный,  провинциально - болотный Оргеев.
              Ансамбль все чаще и чаще стал выступать, давать концерты.
              И на эти концерты, а вернее и точнее сказать "на Лилю", стало приходить горожан все больше и больше.
              Вскоре концерты стали настолько популярны, что каждый очередной из них ожидался всеми жителями города с огромным нетерпением.
              И каждый такой концерт  был настоящим событием, можно даже сказать,  ярким праздником в жизни города.
              Но мне запомнился  только один концерт, на мой взгляд, как теперь бы сказали -- судьбоносный.
             Была подготовлена абсолютно новая программа.
             Повсюду в Оргееве, где только это было возможно,  были развешаны афиши,
             И публика, как-будто предчувствуя что-то необыкновенное и неординарное, буквально "повалила" на концерт.
             Достаточно большой зал Дома культуры был полностью заполнен, забит до отказа.
            Зрителей было так много, что не было свободного места даже в проходах вдоль стен, а балкон просто чудом выдерживал непомерный суммарный вес пришедших горожан.
            В это время была необычайно популярна мелодичная и веселая финская песенка «Руды, руды – рикс».
           Лиля вышла на сцену в костюме красной шапочки.
           На платьице был красный фартушек в белый горошек и, естественно на ней была красная шапочка, а в руках плетенная ивовая корзиночка, в которую она, по задумке,  должна была подбирать расставленные на сцене грибы.
            В зале... повисла напряжённая тишина ожидания...
            Прозвучали первые аккорды...
            Допев песенку, Лиля, повертев в руках микрофон, а они тогда были шнуровые, и, не найдя лучшего места, куда его положить (он ей явно мешал в этой ситуации), неожиданно засунула  его в горловину саксофона, на котором виртуозно "наяривал", выдавая синкопы саксофонист Тюля (Толя Жмурко).
           Саксофон от такой наглости и обиды оглушительно взревел, взвыл, а мощные динамики буквально взорвались много децибельно усиленным звуком.
          Лиля же, как ни в чем не бывало, пустилась танцевать и собирать грибы.
         Зал сначала ошеломлённо замер, затих, а затем охнул и разразился водопадом аплодисментов, восторженными воплями, криками, свистом, топотом ног.
         Все присутствующие, потеряв самообладание, находились в полном экстазе, попав под влияние настоящего волшебства, которое струилось со сцены.
         А Лиля на бис пела и танцевала, пела и танцевала, еще, и еще, и еще ...
         Мне до сих пор кажется, что именно тогда невообразимый рев динамиков и синхронный рев зала,  как бы возвестил "Городу и Миру",  отметил рождение и вспышку новой ярчайшей творческой кометы, имя которой  -  Лилия Амарфий.
             А ее многокрасочный и многогранный талант, впоследствии разгорелся и засиял в полную силу.
            И потом, когда Лилия приезжала с концертами в Кишинев, Оргеев, Черновцы уже в статусе народной артистки России и, будучи Примой Московского Государственного Академического Театра Оперетты - это уже было явление республиканского, а позже и государственного масштаба...
               Изредка, очень изредка, когда у Лили и у меня появлялось немного свободного времени мы отправлялись либо в кино, либо в библиотеку.
               Выбирая новые книги,  мы обсуждали  понравившиеся рассказы и стихотворения.               
               И я прекрасно помню наш тот давний жаркий спор и неожиданно возникшие резкие разногласия во мнениях по поводу повести "Гранатовый браслет".
              Однако несмотря на все мои, как мне казалось тогда, тщательно продуманные ухищрения, коварно и хитро расставленные сети и ловушки, все мои жалкие попытки добиться её более пристального внимания, её взаимности, были категорически и напрочь, резко и решительно отвергнуты...
                Увы и Ах!!!...
                Первая любовь...               
                Это всегда так неопределённо...
                Всегда, так зыбко...
                Так не "по-настоящему"!               
                Не миновала такая печальная участь и... меня...
                И ничего уж тут поделать было, ну просто никак невозможно.               
                Абсолютно НИЧЕГО!
                Так сложилась жизнь, так случилось.               
                Красочный и непредсказуемый калейдоскоп игры Судьбы сложил именно такую причудливую картинку наших судеб, именно такую конфигурацию.               
                И к моему горькому сожалению далеко не совсем такую, какую хотелось бы мне.
                А её Величеству Судьбе было угодно не согласиться, не посчитаться, не принять во внимание мое мнение, моё пожелание.   
                Судьба небрежно и рассеянно отбросила их, даже не рассматривая мои "деловые предложения" в качестве запасного варианта-версии, в качестве "запасного парашюта"…               
                И, видит Господь Бог, как я не старался, как не извивался в танце бабочки, приколотой булавкой к картону, на котором был начертан план моей жизни, соскочить с этой булавки, повернуть ход событий в другое, нужное, желаемое мною русло, мне так и не удалось, не представилось возможным.
                И вот именно так, именно таким образом и никак не иначе, и именно в таком варианте, и именно в такой
последовательности легли карты наших судеб на сцену этой жизни, лихо и небрежно выброшенные из шулерского бездонного рукава.
                И... сердце моей Ассоль, сердце моей "Веры Николаевны", так никогда и не распахнулось мне навстречу, не вспыхнуло ответным ярким пламенем.
                А всё же...
                А всё же, что-то Важное, Главное, Прекрасное не случилось, не произошло в моей жизни.      
                То Единственное и самое Главное, что бывает лишь один раз в жизни, только лишь один раз в жизни!
                Один раз и... навсегда!               
                Я когда-то, то ли услышал, то ли где-то прочитал удивительно красивую поэтическую фразу, которая запала мне в душу навсегда:
                - Вы прошуршали мимо меня, как ветка полная цветов и листьев...               
                Думаю и уверен, что это было сказано именно обо мне...
                ...Совершенно незаметно, как будто на одном дыхании, промелькнёт более полувека, промелькнёт почти вся жизнь и я, к своему невероятному удивлению, к своему очередному дню рождения, неожиданно получу крохотную бандероль - посылочку.
                В ней будет находится необычное и затейливо изготовленное серебряное кольцо-перстень.
                Даже на первый взгляд станет ясно, что это работа хорошего, высококлассного мастера, великолепно владеющего своим ремеслом.
                Орнамент перстня будет выполнен искусной кабалистической вязью.
                В центре печатки будет красоваться огранённый кристалл граната, переливающийся и пылающий искрами кровавого, тёмно-вишнёвого цвета, в обрамлении золотой накладки в виде загадочного филигранного узора и четырёх крохотных, симметрично расположенных золотых шариков...               
                И я, невольно улыбнусь, вспомнив повесть Александра Куприна и наш, тот давний нелепый жаркий спор - обмен мнениями с Лилечкой...
                ...Красивый, достаточно дорогой подарок.
                Но, это будет не просто подарок (и я прекрасно понимаю это!!!...), а подарок со значением, которого на тот момент ещё не осознавал, но, насколько я смог понять, он будет нести в себе какой-то - особый, тайный смысл...
                УВЫ!!!
                ТАК И СЛУЧИЛОСЬ!!!...               
                Внутрь  будет так же вложен листок с текстом стихотворения.
                ...Ни обратного адреса, ни имени отправителя... НЕТ!!!   
                (Что весьма странно - как же почта во время отправления бандерольки без этой информации... приняла её... к отправке?!!!...)...
                ...Но... но... и без подписи отправителя... понятно, кто этот "загадочный" отправитель...
                И... как окажется потом, эта посылочка-послание будет отправлена почти ровно за год до ухода Лилии, из этой жизни, из этого мира... моей Ассоль...
               
... В путах лести сладкой,    
    Иногда украдкой,
    Вспомни обо мне!
   
    И шагая браво,
    За высокой славой,    
    Вспомни обо мне!

    Руки есть белее,
    И уста аллее,
    И друзья милее,
    Больше искр в вине,
 
    Но за чашей винной,
    За беседой длинной,
    Вспомни обо мне!

    Рассекая волны,
    Под луною полной,
    Вспомни обо мне!

    С пира возвращаясь,
    С милою прощаясь,
    Вспомни обо мне!

    Летом, в час закатный,
    Розы ароматной,   
    Шелест еле внятный,
    Слыша в тишине.

    На заре росистой,
    В час прохлады чистой,   
    Вспомни обо мне!

    Осенью безбурной,
    Под листвой пурпурной,
    Вспомни обо мне! 

    В час тоски и сплина,
    Ночью у камина,
    Вспомни обо мне!
               
    Запоёт ли скрипки,   
    Ласковый и гибкий,
    Голос про улыбки
    Солнца по весне...
               
    Вспомни обо мне!...   
    Вспомни обе мне!...
    Вспомни обо мне!...
 
                Какое это будет изумительное, прекрасно-певучее и какое прекрасно-печальное стихотворение!!!
                Для меня так и останется загадкой - написаны ли эти прекрасные строчки самим отправителем или это, поэтический шедевр, по моему глубокому убеждению, неизвестного поэта!
                ...Я стою на московском кладбище у надгробия в форме православного креста.
                ...На безымянном пальце моей правой руки - "Гранатовый перстень"...
                ...В белый мрамор врезаны строчки, пылающий смысл которых, кажется, проникает в самую глубину сердца:

…Не надо плакать обо мне,
    Душа подвластна только Богу!
    Она отправилась в дорогу,
    По неизведанной стране.

    Там царство света,
     Царство звезд,
     Там царство мировых гармоний!
     Так отними от глаз ладони и...
      Улыбнись - не надо слёз...

                Наверно никогда, реально мыслящий человек, не сможет до конца осознать - понять  неизбежность, неотвратимость ухода Человека из этого мира в Небытие, в Никуда...

                Вот ведь только что, я был молод!
                Вот Она, только что стояла рядом со мной!
                Я мог притронуться, прикоснуться к ней рукой!               
                А вот сейчас... Её уже нет!
                Совсем нет!!!
                И не будет - ОНА - уже живой - НИКОГДА...
                НИКОГДА!!!...               
                Как это можно понять?!
                Как сам факт неизбежности, неотвратимости ухода из этой жизни, из этого мира в НЕБЫТИЕ, в НИКУДА - может уложиться в человеческом сознании?!...               
                ...Мне довелось за 37 лет своей жизни отданной морю, морским дальним плаваниям, посетить множество портов всех континентов земного шара, плавать в водах всех океанов, три раза тонуть во время кораблекрушений, гореть на греческом танкере, семь раз удалось побывать в кругосветных рейсах...

                Не хочу лукавить, я часто вспоминал о своей первой, такой наивной и такой глупой, такой прекрасной и такой светлой, такой нелепой и такой восторженной любви!
                А, если уж совсем честно сказать, то помнил о НЕЙ, о
своей Ассоль... всегда и везде, где бы мне только не приходилось бывать и в какой бы неожиданной и сложной,порой совершенно безвыходной ситуации, я не оказывался.
                Да, не сложилось у нас...
                Но она всюду незримо была рядом со мной, как добрый ангел-хранитель, глаза которого, как две ясные путеводные звездочки светили мне в пути всю жизнь, помогали мне, вели меня и поддерживали в самые наитруднейшие моменты моей жизни...

   ...Пришла так волшебно,
      Ушла в никуда,
      Казалось - вот Чудо!
      И что навсегда,
               
      Разбилась надежда,      
       Погасла мечта,
     "Забудь - умоляю,
      Забудь навсегда.
               
      Забудешь?!" - "Забуду!"...      
      Что б помнить всегда,
      Казалось, что Чудо,
      И что на года,
               
      Пришла ты из детства,      
      Ушла в НИКУДА...
               


© Copyright: Юрий Субботницкий, 2017
Свидетельство о публикации №217093002136