С чего начинается родина?

Александр Ишмаев 2
   Не так давно во мне созрела мысль- описать народ, окружающий меня. Только не в том духе, каков требуется или желаем для руководителей или властителей разных категорий: местных поселковых или, вообще, государственных. Есть ведь большая разница между тем, как жизнь народная отражается в средствах массовой информации и тем, какая она видится на самом деле при непосредственном соприкосновении с потенциальными героями полос и страниц. Да и само окружение в виде построек, дорог, сооружений с побитой штукатуркой и кровлей из толи и старого шифера, колдобин на проезжих полосах, заросших в палисадниках кустов старой сирени, окруженной репьем и чертополохом, пугающих безлюдных пустот не только в вечернее или ночное, но и дневное время. Не говорю, что все сплошь так, но это присутствует наравне с иномарочными вещами- спортивными горками, рифлеными разноцветными покрытиями и сногсшибательными скоростными автомобилями. Это все на виду; тут не соврешь, а если где соврешь, так приедут и проверят, в морду натычат за пасквиль... За вранье в положительную сторону, наоборот, похвалят, а то и какую "грамотешку" подкинуть захотят в знаменательную дату. Так оно!

   С чего начинается Родина? Судя по всему, начинается она с любой вещи, события, что примыкают к людской сущности. Третьего дня я начал искать начало Родины с ярмарки выходного дня. Все-таки, думаю, данная ярмарка прибавляет кое-какую копеечку в кошелек трудолюбивых, но бедных сельчан. Кстати, зададим себе вопрос: что такое бедность? Словарь Ожегова и Шведовой объясняет такое понятие- как состояние того, кто постоянно нуждается. Тут можно и не согласиться, так как и миллиардер постоянно в чем-то нуждается и всегда приумножает свое богатство, изыскивая изощренные способы "добычи" карманных средств. Мне нравится трактовка из Википедии:  бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Вообще-то, рассуждать на эту тему можно много. Но все мы уверены, что ныне девяностолетний старец, живший , допустим, в пятидесятые годы в прошлом столетии, не имевший ни холодильника, ни телевизора, ни автомобиля, никогда не считал себя бедным. Наевшись картошки с хлебом, был сыт и доволен своей судьбой, так как знал, что и другие не всегда намазывали масло на горбушку того, что называли "всему голова". На современной ярмарке хлеб не продается, тут даже нет пирогов и шанег, так как ни одна бабушка не перешагнет через постоянную продавщицу хлебобулочными изделиями, торгующую с постоянных лотков и палаток. Поэтому бабульки несут сырьевую продукцию: картофель, морковь, чеснок, ягоды и томаты.

         Я давно заметил: как только начинается в стране маломальский кризис, на ярмарку вместе с продавцами овощей и фруктов, собранных со своих земельных участков, выходят умельцы различных поделок. Только авторы изумительных шедевров- резных шкатулок, улыбающихся матрешек, великолепных сплетений из ивняка- стоят с лицами хмурыми и, по всему видать, в последний раз. Спрашиваю резчика по дереву: "Что хмуритесь?"   Ему и отвечать не хочется, но все-же выдавливает из себя: "Стою себе в убыток! За место на ярмарке заплатил 250 рублей, а наторговал, продав две деревянные ложки, 120 рублей". Тут подошел к нам, знакомый мне издавна, Никодим. Он давно занимается плетением коробов, кресел, корзин... "Плевал я на эту ярмарку выходного дня,- ошарашил и меня и резчика изумительных шкатулок,- еле уговорил молодоженов купить корзину для грибов. Мое присутствие здесь обошлось ровно трудовому дню, когда плел изделие, теперь выручка от продажи которого ушла на оплату места. А какое оно место? Капот  автомобиля!"

    Тут под ногами чья-то собачка заерзала; собравшиеся перестали возмущаться, глядя на ее кувырканье на обледеневшем асфальте. Один сказал, что это она к ветру опрокидывается, другой особо возражать не стал, только добавил: к холодному ветру... А собачка, наконец, встала на четыре лапы, отряхнулась и начала скулить-попрошайничать чего-нибудь съестного, так как, судя по ее впалым бокам живота, она была голодна. Но кормить ее никто здесь не собирался и не собирается, потому что ни бабульки, ни мастера по изготовлению шедевров, ничего, кроме термосов с чаем, съестного с собой не принесли. Все ожидают молодую и энергичную женщину, которая каждый день привозит на тележке пирожки с картошкой по 20 рублей и громко рекламирует: "Покупайте... горяченькие... только что испеченные!" Однако, дураков, желающих купить лишний пирожок для бездомного пса, находится мало, разве что - бедный прохожий пенсионер под хмельком, основную жизнь проживший при Советской власти и еще сохранивший чувства добра и взаимопомощи. Да и то, половинку кинет псу, а другую половинку теплого пирожка с картошкой съест сам.

   К обеду ярмарка немного оживает. Народу прибавилось, появились молодые семейные пары, отцы которых толкают коляски с младенцами, а мамы "прощупывают" то козлятину, то говядину, то свинину. Обещают продавцам, чтобы их не обидеть за то, что не приобрели продукта у них, вернуться и обязательно купить килограмм или два хваленого мяса.

   А вот и тот, который поборы делает. По моему он даже вежлив, скромно и, как-будто стыдясь даже, берет с продавцов деньги и аккуратно выдает квитанции. Все безропотно оплачивают и только мастер по изготовлению ложек тычет бумагой в грудь сборщика: "На, читай! Здесь все написано!" А на сканированном листе форматом А-4 написано: " Расширение ярмарочной торговли в городе – это одна из совместных мер ОПОРЫ РОССИИ по развитию конкуренции и упрощению порядка доступа малых предпринимателей к каналам сбыта...

Место на городской ярмарке выходного дня предоставляется совершенно бесплатно. Город полностью оплачивает подрядчикам все услуги. Если вас просят оплатить место, вывоз мусора, охрану или другие услуги, просим вас информировать в Департамент города."

  - Сходи в туалет с этой бумагой,- говорит вежливый сборщик.- Это в Москве бесплатно, у нас свои правила и законы.

   - Тогда покажи Решение о том, что надо платить!-  говорит не совсем вежливый мастер.

   - В Горсовете покажут, а я могу тебе показать только полицию. Или- плати, или- убирайся!- теперь уже  сборщика вежливость покинула, видимо, надолго и он будет обдирать остальных зло, быстро и... копеечка в копеечку, как было решено на заседании Горсовета.

   Потом сборщик еще многим доказывал, что средства эти пойдут на оплату уборщиков, которые будут подметать торговую площадку после ярмарки выходного дня. А один товарищ ему крикнул: "Заплати мне 250 рублей за уборку территории. Я соглашусь... Только не обделяй сотни стариков и старух, Бог знает из каких отдаленных деревень прибывших сюда. Они за дорогу еще платят сотнями... да здесь еще...

   Только потом, через сутки или двое, в интернете мне попалась небольшая заметка :"Из оперативной сводки: «В полицию поступила оперативная информация о том, что администратор ярмарки выходного дня, расположенной на Валдайском проезде, осуществляет незаконный сбор денежных средств с фермеров и предпринимателей за предоставление им права торговли.

     Борцы с экономической преступностью Северного округа провели оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых       администратор ярмарки был задержан с поличным в момент незаконного требования и получения от предпринимателя     наличных денежных средств.

   В настоящее время в отношение задержанного возбуждено уголовное дело по статье 204 УК РФ (коммерческий подкуп)».

    А вчера я не поленился и съездил в город. Машину оставил на той площадке, где по выходным дням проходит ярмарка. Жена пошла в "Быстроденьги", чтобы взять в заем несколько тысяч до того дня, когда нам принесут пенсии. "Быстроденьги"-это тот самый микробанк, при котором, как передают по телевидению, обитают страшные коллекторы для выколачивания, в случае чего, долгов с заемщиков. Но когда выхода нет, то хочется плевать на их страшные морды, ибо деньги срочно потребовались сыну для очередной оплаты за обучение в морском училище. По дороге в госучреждение, где намеревался "навести справки" об оплате за места на ярмарке выходного дня, мне попался Борис Сергеевич. Ему доложил о причине пребывания в городе в данное время.

      - Эко, куда тебя занесло!,- говорит,- никакой 204 статьей УК РФ их не припугнешь. В каждом "регионе и региончике свои законы и закончики". Как оно есть, с тем и соглашайся. Хотя-я...

   Потом Борис Сергеевич начал рассказывать о том, с чем ему пришлось бороться в своей нелегкой жизни. Но о подобных сопротивлениях с властями я давно был знаком из других источников, к тому-же спешил, поэтому твердо его отсек на половине какого-то предложения и сказал:

     - Успеем еще об этом... Но все-же сходить в Администрацию города стоит. Не врежут-же в лоб да наотмашь!

   Там, в холле здания на первом этаже, кого только нет: и уборщицы с ведрами, и охранники за барьерами, и полицейские на диванах. Но все вежливые и в большинстве улыбающиеся, наверное, на всех действует и преждевременное предвесеннее тепло за огромными окнами, и приближающийся женский праздник 8 марта. И я, не стыдясь своего намерения спросить о совсем незначительном.., смог вежливо обратиться к солидному охраннику в  темной форме:

    - Не подскажете, к кому мне обратиться с вопросом о Ярмарке выходного дня?

   -Скорее всего к женщинам на первом этаже; идите прямо и направо...

    Потом и столоначальник тоже вежливо ответила, когда я обратился по поводу огромной суммы по понятиям бедного гражданина, то есть, 250 рублях за место на Ярмарке выходного дня:

   -Обращайтесь к тому, кто с вас деньги собирает. У него свои правила, так как он является хозяином ярмарочной площади.

   -Вот те на!..- шепотом, чтобы не испортить хорошего настроения никому, ответил я. - И это пункт, где вершится порядок и сообразность среди народа. На стационарном рынке стоимость одного места- 10 рублей, а здесь на мероприятии..? Хотя место на городской ярмарке выходного дня должно предоставляться совершенно бесплатно. Город полностью должен оплачивать подрядчикам все услуги. Если будут просить оплатить за место, за вывоз мусора, охрану или другие услуги, граждане даже обязаны информировать Департамент.

   

                +++


Удивительное дело: писать и знать, что никто не прочитает, по крайней мере, пока я живу, о мнениях и взглядах, о порядке и дисциплине, о взаимоотношениях, дружбе и любви, с точки зрения обыкновенного жителя нашей страны, которую полмира любит, а полмира ненавидит. Но утешает то, что через сотню лет не все рукописи сгниют, и не вся электронная переписка испарится в интернете, когда снова будут лаять и презирать прошлых правителей, не думая о том, что не их дело судить живших в другом отрезке времени при обстоятельствах, толкающих на другие свершения при других характерах. И сейчас мы адаптированы к условиям, каких не будет в будущем. Может исчезнут невыносимые коррупция и равнодушие к тем, кто слабее, когда не будет рвения разбогатеть при помощи любых способов, когда запускается в ход подхалимаж, используются родственные связи, а где и, несправедливо теряя здоровье, зарабатывание денег честным путем. Никто не претендует на стопроцентное изложение истины, утверждая, что было так, а не иначе. Но все-таки это было так, с точки зрения обыкновенного обитателя Башкирской глубинки.

Мне сложно раскрыть тему, постоянно вертящуюся в голове. Эта тема идет в разрез с нынешними понятиями о жизни, предназначении человека в ней, с понятиями: почему должно быть так, а не по-другому, с понятиями о о счастье и стремлении идти к тем целям, на какие настраивают идти руководители и вожаки общества. Но попробую это сделать.

Тут надо исходить от отправной точки зрения. Думаю, все согласятся, что главной идеей для человека является счастье. А далее: что необходимо... для счастья? В настоящее время почти всем, даже творческим людям, вдолбили в голову, что для приобретения счастья нужны деньги и только деньги.Нужны для того, чтобы при помощи них приобретать много вкусной еды, красивых и качественных одежек, строить великолепные жилища, какого нет ни у кого в мире, приобрести билеты и улететь, уехать в нужную точку земного шара и смотреть на удивительную архитектуру, прекрасные пейзажи, а то- загорать на ласковом песочке в январе под палящим солнцем. А потом? Снова: разбогатеть при помощи любых способов, запуская подхалимаж, родственные связи и тд. и тп..

   Хочется поставить восклицательный вопрос: да разве в этом есть духовность и воспроизводство ценностей!? Не является ли главной целью в нашем существовании нечто другое, чтобы мы были счастливы.

                +  +  +

   Может, так оно и есть: где счастлив человек, там его и Родина? Скорее всего, не так. Есть путешественники и уехавшие жить в другие страны люди. Они чувствуют себя прекрасно там, где находятся. Но большинство народу, в том числе и мы называли своей Родиной места, где родились, где в детстве играли в прятки, в лапту. Потом вместе с семьей собирались за огромным столом отведать того, что Бог послал: или тюрю, или, в лучшем случае, отварную солонину в прикуску с рассыпчатой картошечкой. Сказывали, будто в других местах мамы выпекали более вкусные лепешки и шаньги. Но мы не верили, считая, что вкуснее ничего и быть не может, и всякий раз тянулись к своему месту под образами святых и самого Господа, в низах под которыми и размещался огромный стол, где после перечисленных выпеченных блюд, никогда не исчезали постный борщ да молочная пшенная каша. И никто никогда и в мыслях не держал навострять лыжи, чтобы когда-либо покинуть это застолье и примкнуть к другому, где больше всяких там деликатесов. Нам и здесь было хорошо и уютно. Ни одна голова не была забита соломой, хотя забубенных головушек хватало, чтобы когда-нибудь, наконец-то, сорваться из дома в лучшие зоны, где поговаривали,будто все в сметане и шоколаде. Это только теперь такое обстоятельство- норма. "Вылупился" дитё, потом стал статным да ухоженным и... айда хоть на окраину страны, хоть за границу... И все-равно о закутке страдает, где голубей гонял и бычкам хвосты крутил.
   Но о такой родине, где родились и распушились, могут сказать и звери, и пернатые. Но, чтобы определить с чего Родина начинается, таких примитивных понятий для человека мало.
   Тут я пропущу период нахождения юных отпрысков в яслях и детских садиках. Там о формировании чувства любви к Родине упоминать, скорее всего, напрасно. Маленьким человечкам лишь бы чему научиться мал-мала: ровной ходьбе, бросанию палочек и камушков, кушать, не опрокидывая на себя тарелку и не размазывать кашу по щекам.
   Но школа- другое дело. Здесь впитывается история и география родного края. Что и как учительница заложит еще в пустые ячейки мозга о том или другом явлении, о местах понятных и непонятных, так это все и напечатается в головках на всю дальнейшую жизнь. Здесь уже начинает работать "не где Бог пошлет", а "не приведи господь" оступиться от правил. Отсюда идет наслоение любви или ненависти к своей Отчизне, от которой, можно сказать, начинает струится Родина. И пусть, порой, что-то не стыкуется с реальностью, но всякий думает, что это исключение. Но наше Отечество все-равно- самое справедливое и совершенное в мире. И мы не перестанем его любить все сильнее и сильнее.
   Хорошо, когда к отроку примыкают люди добрые, старательные и добросовестные, а еще лучше, когда опекают фронтовики и их дети, знатные люди- примеры для подражания. И, вероятно, Родина и начинается с первой учительницы и людей, мною упомянутых. Но вы что думаете, я забыл о мамах и папах, от которых идет начало Родины? Выше описанные обстоятельства и поиск начала Родины- это все-равно не главное начало. И если бы каждый мог вспомнить роддом и бирки, и крик, и стоны своих матерей, когда каждый появляется на свет божий, то безусловно всякий был бы более привязан, до самой гробовой доски, к своим мамам, потом постепенно превращающиеся в сморщенных старушек. Ничто бы не уводило в сторону упреков и скандалов. Но мы не помним этих моментов и с легкостью спорим и что-то делим между повзрослевшими детьми и мамами. А я помню маму, когда мне было уже "без году неделя", когда ползал по столу, на котором горела керосиновая лампа и от нее падали страшные тени людей и предметов. И помню замерзшего путника, который просился на ночлег, когда на улице бесчинствовала свирепая стужа. Но мама сказала, что не может приютить, так как муж, который находится в командировке, очень ревнивый. Она отвела путника к одинокой старушке-соседке Федоре, которая и обогрела и накормила озябшего человека.
    Дня через два вернулся отец со сладкими гостинцами и мелкими подарками. Например, мне он подарил ручной компас, который я уронил однажды с полатей. До сих пор понять не могу: в какую такую прореху в полу он мог угодить, что до сих пор найти не могу? Хотя, и дома-то теперь нет, сгнил вместе с компасом.
   Но отец всегда дарил ребятишкам всякие интересные вещи: воздушного змея, губную гармошку, детский трехколесный велосипед и пр.. Иными игрушками он и сам забавлялся: детскими кларнетом, флейтой... У него раннее детство прошло в далеких двадцатых годах. И, видимо, не доиграл. Потом и голод, и война, с которой он вернулся раненым. Досталось и маме, вскормившей нас после перенесенных драм и тяжб и в сталинские, и в хрущевские, и в брежневские...времена. А может Родина и не от них началась, а с дедов и прадедов, в конце концов, со Степана Разина, Емельяна Пугачева, Крещения матушки Руси?
   Вот тебе и базарная площадь выходного дня. Только базар и вытягивается из прошлого; он был есть и будет всегда существовать. А что еще осталось от начала Родины? Конечно, милая сердцу природа. И озера, и дубравы, и сосны на увалах- ничего не изменилось. Так было и сто, и пятьсот лет назад. Лесным воздухом дышали и предки. Любовались дубравами, сопками и лесными увалами не только наши родители, но и пра...пра...пра.... Так, значит, с этих прекрасных мест и начинается Родина. И сколько-же пернатых и зверей сменилось? А они вон, существуют как встарь. Все будто из жизни прошлой и дожившие до наших дней. И рыжая лиса, предки которой отстреливались самим Пугачевым, хитро смотрит на тебя и бежит степенно: экий ты, сударь, не помнишь, как я вас давным давно в болото загоняла, когда вы шли с полными лукошками брусники мимо моего пристанища. Глупыми вы были- вот и боялись. Сейчас не боитесь, да и я вас не боюсь, бессмертны все; и сорока в объеме двора- бессмертна, кружится, только уже крылом в окно не стучит, не извещает о письме. Бумажной почты нет, электронная на смену пришла
   Погулял я по базару, на народ посмотрел. Думал еще похожу, поищу начало Родины. А берет она начало из головы, там его зародили.