Вперед в прошлое. Глава 2

Ник Литвинов
Глава 2.  Пешком по берегу Эльбы

   На прогулку по Дрездену я отправляюсь с Татьяной, моей женой, только что прилетевшей в Дрезден, и моим новым знакомым – Сашей Васневым, секретарем военного трибунала армии, с которым мы успели подружиться. Нам нравится уютность и какая-то домашность этого города, а Татьяна уже решила делать в качестве диплома для университета цикл акварелей на тему Дрездена. Я тоже участвую в этом дипломе как автор названия цикла – “Крыши Дрездена”. 

   По короткой и широкой улице Вальдшлёсхенштрассе, что в переводе означает – улица маленького лесного замка, идем вниз, на берег Эльбы. Вдоль реки проложена длиннющая Баутцнерштрассе, которая после пересечения с Вальдшлёсхенштрассе, идет круто вверх, поднимаясь всё выше и выше.  Она проходит по краю высокого холма, откуда, как с балкона, открывается прекрасный вид на раскинувшийся на противоположном берегу Эльбы Альтштадт, на его улочки, греющиеся на солнце, на проплывающие вниз по течению белые колесные пароходы.

   Вот, оживленная улица, с движущимися по ней автомобилями и трамваями, осталась позади, и мы уже идём по набережной Эльбы. Набережной как таковой нет, а есть речная долина Эльбы с заливными лугами, тянущаяся почти на 18 километров от центра города вверх по течению реки до Пильница – загородной резиденции Саксонских монархов. Из-за своей необычной красоты эта долина Эльбы до 2009 года будет входить в список объектов Всемирного наследия.

   Тут и там столбики с предупреждающими надписями, что всё это – зона водозабора, поэтому использовать луг для отдыха и развлечений запрещается. По широкой пешеходной дорожке, выполненной, как беговая дорожка на стадионе, с гаревым покрытием, мы направляемся к центру Дрездена. Справа тянется невысокий забор-живая изгородь, обозначающий границу садоводства. оказавшегося практически в черте города, на самом видном месте. Площадь участков где-то одна-две сотки, но всё находится в по-немецки образцовом порядке: только цветы и клубника, кое-где низкие яблони.

   Левее нашей пешеходной дорожки проложена дорожка для велосипедистов, которую, желательно, не занимать, чтобы не вызвать недовольство обладателей велосипедов. Слева – обширный заливной луг. Он изумрудной полосой, шириной метров сто, тянется вдоль берега Эльбы. Трава высокая, сочная, густая, так и хочется пройти по ней, как в детстве, босиком. Сегодня воскресенье и поэтому вдоль Эльбы, у самой воды, прогуливаются, одетые по-праздничному, целые семьи: сначала идут дедушки-бабушки, за ними их взрослые дети, а замыкают процессию внуки. Видимо, это традиция: они идут вверх по течению, до подвесного моста “Голубое чудо”, там они переходят на левый берег, отдыхают в кафе или кондитерской, а потом возвращаются по другому берегу домой.

    Присмотритесь! По берегу, у самой воды, для таких прогулок -  выложенная брусчаткой неширокая пешеходная дорожка. Оно и правильно, учитывая, что река регулярно разливается и затапливает луга, никакое покрытие дорожек, кроме брусчатки, не выдержит. Кстати, в 2002 году уровень Эльбы во время разлива поднимется более чем на девять(!) метров выше ординара. Значит, над нашими головами было бы ещё 5-6 метров воды. Сейчас такое трудно себе представить, но это было!

    Эльба берёт своё начало в Чехословакии и стремительно несёт свои воды к Северному морю. Вода в ней тёмная и мутная. А какой она может быть, если Эльба протекает через двадцать городов только в Чехословакии и два, до Дрездена, в Германии. В её водах, растворена, наверное, вся таблица Менделеева, что, впрочем, не является препятствием для использования воды Эльбы в водопроводе города. То и дело по Эльбе проплывают белые колесные пароходы, направляясь вниз по течению, в центр города. Там, на левом берегу, у моста Августа, для них оборудованы причалы. Флотилия этих колесных пароходов называется “Белый флот”.   
          
    А мы, тем временем, дошли до “Долины роз” – это большое пространство на, относительно, возвышенном участке берега, превращенное в огромный розарий, окруженный по периметру, зарослями акации, сирени и магнолии. Здесь собраны, наверное, все возможные, какие только существуют в природе, сорта роз, а когда они начинают цвести, то….. Ну, женщины лучше мужчин могут представить себе, что это такое. Хочется верить, что если существует рай на земле, то он, наверное, выглядит, примерно, так, как Долина роз. 

    Тут и там скамейки для отдыха, а по дорожкам, покрытым гаревой смесью, почти не боясь людей, скачут зайцы, а может быть, кролики. Их много. Значит бродячих собак в городе нет. Вы не устали? Если устали, то давайте посидим здесь, посмотрим на окружающую нас красоту! Кстати, этот путь мы не торопясь прошли минут за 20, а через год, примерно, в это же время, наша приятельница Лена К., молодая пухленькая блондинка, стройная, со вкусом одетая, на высоких каблуках будет проходить здесь, возвращаясь с покупками из торгового комплекса “Центрум”, что на Прагерштрассе. Внезапно, из кустов выйдет  мужчина со спущенными штанами. Лена бегом, на высоких каблуках, на одном дыхании, не растеряв свои покупки, преодолеет этот путь менее чем за пять минут.

   Сегодня последнее воскресенье октября. По-летнему тепло. Ни ветерка. В высоком небе застыли редкие, легкие облака. Полдень. В окружающем нас пространстве разлились щемящая душу тишина и уходящее летнее тепло. Тишину изредка нарушают крики чаек, да проплывающие по Эльбе пароходы, но шум от них какой-то особенный – смесь низкого звука работающего двигателя и плеска воды под плицами вращающихся гребных колёс. Не хочется отсюда уходить, но идти надо – нам предстоит пройти ещё столько же и мы, перейдя по мосту Августа на левый берег, окажемся на Театральной площади. Здесь, в радиусе километра, сконцентрированы основные архитектурные шедевры Дрездена.

    Вдруг поймал себя на мысли, что Дрезден разительно отличается от Москвы особой благожелательностью, умиротворенностью. Москва устала от своих гостей и жителей, ей некогда всматриваться в их проблемы, да и жители отвечают ей тем же. А вот Дрезден спокойный, не очень большой город, но с богатой историей. Кажется, что ему самому интересно всё, что было, что происходит сейчас, что будет происходить здесь в будущем.