О бессмертии души

Евгений Терещенко
«Есть только два времени: прошедшее и будущее; настоящее же вне времени. И жизнь истинная, свободная вне времени, то есть в настоящем». Л.Н. Толстой.

Накопленные знания и многолетние размышления позволяют мне предположить, что бессмертие души нельзя понимать, как существование во времени, как проекцию жизни в бесконечное будущее. Бессмертие никак не связано с известным нам линейным временем, оно заключается в «выходе» из времени в вечность, что возможно уже в земной жизни.

Во времени мы воспринимаем себя благодаря нашему уму, если понимать это слово в восточном, широком смысле, как совокупность эмоциональной, интеллектуальной и волевой активности. В то же время, наше «Высшее Я», «Чистое сознание», всегда находится в вечности, в глубине настоящего мгновения. Очень точно об этом говориться в известной песне: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

Восточные практики: буддистские, индуистские, суфийские направлены на достижение «просветления», такого состояния сознания, при котором человек функционирует не в «режиме ума», а в «режиме чистого сознания», что позволяет жить вечной жизнью уже здесь, на земле. По-видимому, отмирание физического тела у «просветленных», святых людей происходит при ясном сознании, не скачкообразно, как у обычных людей.

Интересную формулировку вневременного, высшего состояния сознания дал наш незабвенный Лев Николаевич Толстой:
«Насколько живешь настоящим, настолько живешь вечною жизнью, неподвижною жизнью. Жизнь, события, твоя старость, смерть бегут мимо тебя, а ты стоишь».

Более сложно, но более конкретно, выразил ту же мысль Н.Бердяев: «Есть мгновения приобщения к вечности. Эти мгновения проходят, и я вновь впадаю во время. Но проходят не эти мгновения, прохожу я в своей падшей овремененности, мгновение же остается в вечности. Задача, стоящая передо мной, в том, чтобы целостная личность вошла в вечность, а не разорванные ее части».