Василий Иванович Сальери и Петька Моцарт

Эспри Де Лэскалье
Василий Иванович Сальери и Вольфганг Амадеус Петька.


Перечитывал многократно драму Пушкина и каждый раз восхищался точностью и выразительностью его мыслей, которые он вкладывал в уста Сальери и Моцарта. Но что-то «царапалось» в уме и сердце – понял: Клевета на Антонио Сальери. НЕ БЫЛ он убийцей — отравителем!!! И, вот, когда читал последний раз, подумал: Ведь мысли в этой драме глубоки и УНИВЕРСАЛЬНЫ!!! Передаются ощущение двух людей – талантливого и легкомысленно относящегося к своему творчеству Моцарта и серьёзного, одарённого, но не столь талантливого Сальери. И поскольку эти мысли универсальны, то есть могущие быть и у других людей со схожими способностями и характерами, то МОЖНО ведь переименовать героев! Например Сталин и Карл Радек.
Товарищ Радек, – спросили у него, – как вы относитесь к товарищу Сталину?
Хорошо отношусь, – ответил Радек, – только с ним спорить трудно:
Ты ему – цитату, а он тебе – ССЫЛКУ!

Вот я и решил: Назову-ка Сальери – Василием Ивановичем, который смертельно завидует талантливому Петьке. Роль скрипача в трактире, эпизодического героя драмы, отдадим Анке-пулемётчице! Сделал желаемую подстановку и в душе моей исчезло «царапание». Даже интерес и уважение проснулось и к Василию Ивановичу Чапаеву (в прошлом), а нынче Сальери, и к Петьке –  Моцарту и таланту!  Анку-тачанку тоже пристроил неплохо: Из пулемётчиц в скрипачки! Ну, конечно, дёргает она смычком, как будто одной рукой держит ручку пулемёта «Максим», а другой нажимает на гашетку. Так это как раз совпадает с содержанием драмы. Моцарт, то есть Петька хохочет, слушая её «исполнение», а Сальери – Василий Иванович, возмущён безобразной игрой скрипачки. Там, правда, слепой старик – скрипач, но это просто Анка переоделась, по привычке, как делала в отряде, чтобы не приставали...
А ведь всё очень близко к «истине».
Один эпизод из жизни обоих главных героев:
Видит Василий Иванович, что Петька целый день что-то пишет.
Петька, ты что пишешь?
Оперу, Василий Иванович (Ну, чем НЕ МОЦАРТ??? – Мой комментарий)
ОПЕРУ???? А про кого?
Да, про Вас, про Анку, про Фурманова...
Интересно! А когла закончишь?
Да, вот, завтреча чтоб всё было готово, ОПЕР приказал!
«О небо!
Где же правота, когда священный дар.
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Петька, Петька!» – Восклицает Василий Иванович.
Его, талантливого военачальника и опытного бойца, справедливо возмущает что какой-то Петька, молодой воин, создаёт шедевры военного искусства, ему, Чапаеву, недоступные.
«Как, некий херувим
Он несколько занёс нам песен райских.
(Петька ещё придумал, усилив тем раздражение Чапаева, скакать – лететь в сабельную атаку под звуки каких-то ПЕСЕН, якобы поднимающих боевой дух красных конников, что Василию Ивановичу, не понимавшему психологии воина и воевавшему по-старинке, казалось ненужным и бесполезным! Он ограничивался обычно чаркой водки.)
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха,  после улететь!
Так, улетай же! Чем скорей, тем лучше.»
И Эдуард Багрицкий тоже добавил к неудовольствию Василия Ивановича, написав снова про Петьку:
«Нас водила МОЛОДОСТЬ в сабельный поход,,,»
«Написал бы хоть «Нас водила ОПЫТНОСТЬ» или, ещё лучше, «Нас водил Чапаев В. в сабельный поход!» – Сердито думал он.

Моя цель в подстановке была – устранить неприятное чувство, которое вызывала клевета на Сальери! Как это ни странно, но упомянутая подстановка действительно сняла с моей души этот камень и теперь я с удовольствием (без всяких «побочных эффектов») читаю драму и наслаждаюсь талантом, с которым она была написана.
Читатели, если и у вас возникало такое «царапание», сделайте тоже подстановку, и вовсе не обязательно Чапаева и Петьку!!! Можете подставить вместо Сальери кого угодно, хоть Эспри де Л'Эскалье, а вместо Моцарта какого-нибудь талантливого автора или СЕБЯ! Не бойтесь, яда у меня нет и талантами обычно восхищаюсь, не ревную и не травлю!
Написал последнюю строку и собрался было опубликовать заметку. Да призадумался, вдруг анекдот советских времён всплыл в памяти:
Негр собрался поехать в Советский Союз. Друзья его отговаривают:
Не езжай ты туда! Они там все расисты, про нас всякие анекдоты рассказывают.
Негр всё же поехал. Идёт по Москве, на плече сидит обезьянка.
Встречается ему старушка, которая вежливо спрашивает:
Простите, а кто вы такой?
Я, – отвечает негр, – тот, про кого у вас анекдоты рассказывают.
Старушка всплеснула руками:
Ой, как же вы изменились, Василий Иванович! А Петьку-то, Петьку  вообще не узнать!

Ежели эта старушка прочитает мой опус, реакция будет схожей.
2 III 2016