Уж вы, горы мои, Воробьевские!

Ретровизор
                "Уж вы, горы мои, Воробьевские!" 
                Породили горы лишь бел горюч камень,
                Из-под камушка течет ручеёк Смородиновый,
                А у этого ручейка стоит куст калиновый  .....   
                Вот так в  четырех строчках народной песни обозначено место перехода из глубины веков  к белокаменной Москве, но что-то величественное от нас ускользает и сам процесс рождения будущего обозначен словом "ЛИШЬ", мол шиш вам а не древняя история Воробьёвых гор.  Много всего разного понаписано о покупке села Воробьёво  Софьей Витовтовной в 1453 году у  потомков Юрия Воробьёва, который якобы происходил от легендарного крестителя Новгорода Воробья Стояновича, т.е когда г.Москвы и в помине не было. Известно, что для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия в 1352 году в Царьград был отправлен великим князем Симеоном Гордым некий Юрий Воробьёв, но когда он вернулся в живых не было ни Симеона, ни его детей, погибших от чумы. Да и бог его знает откуда он был сам, воробьёв и Воробьёвых на Руси хоть пруд пруди, а вот горы Воробьвские одни и воробьёв на них видимо невидимо.
                Так или иначе при князьях Василии I, II, и III и Иванах III и IV  и Романовых село Воробьёво превращается в великокняжескую и царскую резиденцию: строится деревянный княжеский дворец и дома для прислуги,  усадьба патриарха Никона в 17 в,  затем ещё один дворец переносится с Волхонки в 18 в., но вскоре его ломают и  начинается строительство храма Христа в честь победы над Наполеоном, который обозревал с  этого места Москву, но горы поползли и строительство храма перенесли в 19 в.  на Волхонку, сломали в 20 в. и вновь построили. В советское время снесли и само Воробьёво, а на его месте построили скверы МГУ и трамплин. Т.е. постоянно идёт какая-то строительная суета, которая  затмевает Божественный замысел Воробьёвых гор.
                Надо сказать, что Воробьево  подвергались нападению врагов Московского государства и особенно часто приходили  крымские татары: 
     При Василии III крымский хан Магмет-Гирей, «забыв свои клятвы правду», захватил Коломну, подошел к Москве, сжег Николо-Угрешский монастырь  и в Воробьеве в великого князя селе татарове мед на погребах великого князя пили». Тогда великий князь спасся от них, сидя в стоге сена. Как только не сожгли его.
     В 1571 г. на Москву напал хан Девлет-Гирей. Иван Грозный в страхе покинул столицу, крымцы в праздник Вознесения зажгли предместья города и в три часа Москва выгорела вся, сам же Девлет-Гирей взирал на пожар с Воробьевых гор.
     Через 20 лет 4 июля 1591 года началась битва московского рати   с  огромным войском крымского хана Казы-Гирея  на реке Кровянке в овраге Котёл (парк Дворца пионеров) и оврагах у берега Москвы реки ( Андреевскик заразы за 3-им кольцом).  Утром предстоял решающий бой, исход которого предугадать было очень трудно, но ногайцы схватили русского воина-разведчика, который под пытками рассказал, что в город, мол, прибыл сильный отряд из Новгорода. Когда взошло солнце, татары не стали атаковать, а неожиданно ушли. На месте, где стоял русский лагерь, в честь находившейся в войске иконы Донской Божьей матери основали одноименный монастырь. А поскольку случилось все в день Андрея Стратилата, то и этого святого нужно было отметить. В честь святого Андрея был заложен храм на берегу Москвы-реки раз посередине между русским и татарским лагерями. Вскоре был организован Андреевский монастырь  http://moslenta.ru/article/2015/06/14/vor/
     Ещё через двадцать лет в 1612 г. через Воробьёвы горы в Можайск бежал гетман Ходкевич после решающего поражения  Польское войско шло  на соединение с гарнизоном Кремля через  Замоскворечье, защищавшие его дворянские отряды сбежали и поляки  добивали оставшихся стрельцов и простых москвичей. Казаки отказались их выручать и тогда Кузьма Минин взял свой последний резерв отряд татарской  конницы, в него входили татарские воины с Поволжья из отрядов татарских ханов из Казани и и Астразани, которые ранее перешли на сторону русского царя  и были поселены в  Юрьевце на Волге и в Касимове на Оке. Парадокс, но именно эти татарские воины спасли Москву от поляков и, предвкушая богатую добычу,  преследовали Ходкевича на Воробьевых горах.
     Последний приход крымских татар в Москву был в 1638 году «государь…указал в приход крымских людей готовым быти за Москвою рекою за земляным валом по Колужской дороге… Боярин Борис Михайлович Салтыков стоял с повороту Колужские дороги до Котла, а полчаня ево стояли по полю по обе стороны дороги». Незадолго  до этого в 1635 г. он покупает усадьбу на Воробьёвых горах между царским дворцом  и слободой Андреевского монастыря, но не понятно у кого и  кто владел этими землями в 15-17 вв.? Если бы это были земли царские, то Салтыковы могли бы просто получить их в подарок, благодаря своему родству с матерью царя Михаила Фёдоровича, Ксенией Иоанновной Романовой, до брака Шестовой. Её племянники (по матери)  Борис  и Михаил Салтыковы пользовался при царском дворе большим влиянием, но после возвращения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета попали в 1923 г. в царскую опалу,  провели в ссылке десять лет и вернулись в 1633 году после смерти патриарха.
     Интересно, что усадьбу Салтыковых в 1709 приобретает фельдмаршал князь Василий Владимирович Долгоруков и называет его село Васильевское, а в 1744 г. усадьба переходит к его родственнику генералу князю Василию Михайловичу Долгорукову, который командовал Русской армией и завоевал Крым во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. , а  сам получил победный титул «Крымский». В 19 в. во время Крымской войны Россия с трудом удержала Крым, а в  20 веке Россия чуть было снова не потеряла Крым, но он вернулся в начале 21 в. Вот такая история крымско-воробьёвская военная история, однако сколько вокруг неё князей с именем Василий.
                Московские краеведы полагают, что история села Воробьёво уходит глубже XIV века и якобы оно  выросло на месте древнего поселения — городища дьяковской культуры, которое как показали археологические раскопки XIX века, существовало здесь уже в I тысячелетии до н.э. Но это не совсем так, поскольку городище находится на склоне Воробьёвых гор  в 2-3 верстах на Восток от Воробьёвской церкви по соседству  Андреевским монастырём, в котором в середине пришлые монахи из Киева стали переписывать церковнослужебные книги под руководством патриарха Никона (по национальности мордва-эрьзя из деревни вблизи Арзамаса) и боярина Ртищева, что в итог еи привело к расколу Русской церкви. Наверняка это можно было сделать это как-то спокойнее и без расколов, но ретивые сообщники патриарха Никона начали преследовать ревнителей старой веры и отбирать под этой надуманной причине их имущество.  Как на эти исторические события влияли сами Воробьёвские горы не совсем ясно, но какое-то незримое присутствие протестного духа чувствуется до сих пор, когда москвичи в 2015 г. высказались против установки на смотровой площадке памятника Владимиру Крестителю. Непонятно почему упирались церковные власти, но прекрасные места для памятника есть на перекрёстке Косой улицы и пр. Мичурина, у 4-ого Воробьёвского проезда рядом с домом Горбачёва, а также между домом Косыгина и Мамоновой дачей.
                Как и везде в России древняя дохристианская история Воробьёвых гор, к сожалению,  покрыта мраком, но  только стоит выйти из одноимённого метро, повернуть налево и пройти по тропинкам  на склонах гор можно найти удивительные камни и надгробия из известняка, остатки средневековой керамики и какие-то железяки из прошлого века. Не будем уподобляться историческим фантазёрам и сочинять сказки про "Московский  круг капищ" http://rodonews.ru/news_1431173386.html , но и в их писаниях есть рациональное зерно: "В древности был весьма распространён тип священного места, условно называемый "сакральная пара". На территории Москвы их несколько: языческие святилища в Кунцево, Коломенском, изгиб реки у Воробьёвых гор...  Такую пару составляют два капища: мужское и женское, находящиеся на противоположных сторонах реки."
                Первыми берега Москвы-реки заселили племена  народа Меря, которые и дали своё название реке. Это были небольшие разрозненные  поселения рыболовов, охотников и собирателёй.  В середине первого тысячелетия н.э. во времена Великого переселения народов  по берегам Москвы-реки пришли с Волги и Оки  скотоводческие сарматские племена светловолосых аорсов, известные нам сейчас как народ эрьзя.  Вплоть до 14 в. московские города Коломна и Лопасня принадлежали эрьзя, т.е.  Рязанскому княжеству. В это же время в верховьях Оки и Жиздры (в районе  городов Таруса, Калуга, Козельск и Дедославль   http://kozelsk.ru/geogr/chergor1.htm )  жили славянские племена вятичей, которые постепенно мигрировали на Северо-Восток   под давлением киевских и черниговских князей в район нынешних городов Звенигород и Москва. С Запада с берегов Днепра из района городов  Гнездово, Смоленск, Ярцево,  в верховья  Москвы-реки приходили воинственные ватаги  смоленских кривичей (по В.Н.Татищеву славянизированные сарматские племена роксалан), которые поставили крепость Можайск. Другие кривичи с Полоцка, Изборска и Пскова захватили Верховья Волги и  периодически проникали в  Верховья Клязьмы и   Москва-реку с Севера и  Северо-Запада. Древние жители Москвы-реки немногочисленные  племена народа Меря  уходили на Северо-Восток в Ростов, Нерехту и Кострому, а также на Восток  на берега Киржача, Нерли, Уводи и Тезы (в район Иваново, Кинешмы и Шуи) и далее за Волгу. Этим уже путём уходили из Москвы староверы в 17 в после раскола церкви.
                Таким образом в начале второго тысячелетия на территории будущей Москвы сплелись интересы разных миграционных потоков. По-видимому сначала победили вятичи с помощью хазар, которым они платили дань, но после их разгрома Хазарского каганата киевскими князьями, положение вятичей на реке Москве стало шатким, чем и воспользовался суздальский князь киевской династии Юрий Долгорукий, разгромив в 1147 г. усадьбу  боярина Кучки, тут же решил отпраздновать победу над вятичами и позвал в "Москов" своего родственника черниговского князя Святослава и его сына Олега. Но всё это известная история http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c3a а нас интересуют племена построившие  Мамоново городище на Воробьёвых горах.
                Мирным скотоводам аорсам-эрьзя для прокорма своих стад и создания запасов сена на зиму нужны были большие заливные луга на низком затопляемом берегу реки, но свои укрепленные городки они, как правило, ставили на высоко сухом берегу. В лугах на  Девичьем поле (Лужники) пасли скот до середины 20-ого века и нельзя исключить, что где-то в укромном место, например, ручей в лощине оврага располагалось Капище скотьего бога Велеса. Археологи давно раскопали древние Дьяково городище в Коломенском  и того же типа на Воробьёвых горах. Как назывался сам этот древний городок мы пока не знаем, а городище названо по  Мамоной даче - бывшему дворцу князей Долгоруковых. Со склонов Воробьёвских гор стекает более десятка ручьёв, но на каком из них было Велесово святилище можно определить по старой топонимике, например, село Васильевское возможно раньше называлось Велесовское или Власьевское. 
                Историю усадьбы впервые подробно исследовал и сделал о ней доклад в 1922 г. член комиссии «Старая Москва» Н.С. Пучков. Это место долгое время принадлежало фамилии Салтыковых: в архиве Министерства юстиции Пучков обнаружил первое упоминание о нем, датируемое 1635 годом, когда усадьба была приобретена боярином Б.М.Салтыковым. Это он вместе с братом Михаилом интриговал против женитьбы царя Михаила Федоровича на Марии Хлоповой. Сын Михаила Салтыкова боярин Петр, ровесник царя Алексея Михайловича, был очень близок к нему. Его хвалили за редкое благоразумие, верность, и потому царь поручил Петру Салтыкову важный Малороссийский приказ и доверил участвовать в низложении патриарха Никона.
Его сын Алексей Петрович Салтыков был пожалован в бояре в 1682 г., а в 1713 г. назначен московским губернатором; впрочем, он задержался не надолго, т.к. его обвинили в злоупотреблениях. Род Салтыковых владел усадьбой до 1709 г. – тогда ее получил в результате обмена подполковник Преображенского полка князь Василий Владимирович Долгоруков, в своей карьере переживший несколько падений и взлетов, живой пример непостоянства придворной жизни. Во времена Петра он был одним из ближайших его помощников, отличился в Полтавской битве и при торжественном въезде победителей в Москву ехал по левую сторону от царя, в то время как Меншиков по правую; в 1718 г. из-за причастности к делу царевича Алексея его лишили чинов, орденов, имения и сослали в Казань. Екатерина I возвратила его, а Петр II сделал генерал-фельдмаршалом и пожаловал 1000 душ; однако императрица Анна Иоанновна из-за дерзких выражений его жены в свой адрес конфисковала все его имение и сослала в Соловки, а Елизавета Петровна вернула ему чин и назначила президентом Военной коллегии. Герцог де Лирия, испанский посол в России, так писал о Долгорукове: «Человек умный, храбрый, честный и довольно хорошо знавший военное искусство. Он не умел притворяться и часто доводил искренность до излишества; был отважен и очень тщеславен; друг искренний, враг непримиримый... Он жил благородно, и я поистине могу сказать, что это такой русский вельможа, который более всех приносил чести своему отечеству». Похоже, что дух противоречий и гордыня захватили его во время жизни на Воробьёвых горах.
                Складывается впечатление, что это место рядом в 2-3 верстах Царским летним дворцом  князья Долгоруковы из рода Черниговских князей присмотрели ещё раньше и стремились так или иначе получить его. Среди приближённых Ивана Грозного был  князь Григорий Иванович Долгорукий-Шибановский, по прозвищу - Чёрт. Он был воеводой в разных городах, участвовал в походах на крымцев и в Ливонской войне; пользовался большим доверием Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Его сын князь Алексей Чертёнок Долгоруков был объезжим головой на Москве и свояком царя Василия Ивановича Шуйского, т.е. мог получить любые московские земли. В общем и целом "чёрти что", но такие прозвища в Москве просто так не давались, их ещё надо было заслужить. Возможно и получил он за участие в тайных ритуалах Ивана Грозного.
           В 1744 г. фельдмаршал В.В. Долгоруков продал или передал Васильевское, как стала называться усадьба, своему родственнику князю Василию Михайловичу Долгорукову, другому московскому губернатору, более чем на полстолетия позже А.П. Салтыкова, т.е. кто владел этой местностью В.М. Долгоруков сделал блестящую военную карьеру: начал службу 13 лет, а уже в 14 участвовал в штурмах Перекопа и Очакова; при Екатерине II его назначили командовать армией для завоевания Крыма, что он и исполнил блистательно. За этот подвиг Долгорукий получил приставку Крымский к своей фамилии, шпагу с алмазами, 60 тысяч рублей и бриллиантовые знаки ордена св. Андрея Первозванного; но обидевшись, что ему не дали звания фельдмаршала, предпочел остаться не у дел, пока в 1780 г. не был назначен в Москву главнокомандующим.
         Потомок  Долгоруковых князь Василий Михайлович (1722—1782) построил  1756-61 гг. огромный замок на Воробьевых горах и часто устраивал пирушки в Васильевском, чем заслужил любовь московской знати и уже к концу жизни стал московским главнокомандующим (военным губернатором) в 1780—1782 гг.  Московским губернатором в 1793 — 96 был также генерал от инфантерии князь Пётр Петрович Долгоруков (1744 — 1815). Свой нынешний ампирный облик господский дом приобрёл в 1820-е годы при князе Н. Б. Юсупове, был надстроен купольный зал для балов и бельведеры в виде башенок, но почему-то Юсуповы не прижились в Васильевском и переехали в подмосковную усадьбу Архангельское также на берегу реки Москвы. В 1831 году  при поддержке императора Николая II приобрели Васильевское  и опекуны насильно поселили в этом дворце под надзор последнего претендента на престол из рода Рюриковичей - Матвея Дмитриева-Мамонова из рода смоленских князей,   объявленного умалишённым за претензии на престол. Позже дворец москвичи прозвали Мамоновой дачей, на которой он жил взаперти целых 30 лет, пока не сгорел облившись одеколоном. 
               
Васильевское перешло к действительному статскому советнику, бывшему московскому губернатору И.С. Фонвизину, дальнему родственнику Дмитриева-Мамонова (его тетка была замужем за И.А. Фонвизиным, отцом писателя). Новый владелец, как и предыдущие, задавал пышные пиры с многочисленными гостями в усадьбе, но, по-видимому, его денежные дела пошатнулись, и он был вынужден сдавать Мамонову дачу в аренду под больницу для душевнобольных доктора Левенштейна, которая занимала ее с 1877 по 1884 г. По воспоминаниям родственников доктора, дом тогда находился в полном порядке, но особенно хорош был парк, полный статуй мифологических героев. Однако И.А. Фонвизин не смог выкупить усадьбу, заложенную в Кредитном обществе, и в 1883 г. ее приобрел садовник Ф.Ф. Ноев, превративший Мамонову дачу в крупное, почти промышленного масштаба, цветоводческое хозяйство, которое было таким известным в Москве, что иногда Мамонову дачу называли Ноевой.
В 1908 г. Московская городская дума обсуждала вопрос о приобретении Мамоновой дачи, но ее остановила высокая цена – 15 рублей за квадратную сажень. Ее удалось снизить до 9 рублей, и в 1910 г. покупка состоялась. В начале 1912 г. было решено превратить Васильевское в сад общественного пользования – привести в порядок парк, разбить дорожки и цветники, построить музыкальную эстраду, кофейню, устроить площадку для лаун-тенниса. Все это требовало немало денег, и в конце концов решили попробовать сначала сдать главный дом внаем под ресторан, однако наступили военные времена и было не до того.
После коммунистического переворота в октябре 1917 г. Васильевское разрушалось все более и более и находилось в отчаянном состоянии, и только после настоятельных обращений архитектора С.К. Родионова к властям имение взял под охрану Главмузей и там был восстановлен относительный порядок.
http://prorossiu.ru/?page_id=417

               
                После революции во дворце располагался Музей народов СССР, в котором были экспозиции жилищ и возможно модели древних святилищ. В 1948 г. здание и парк передали Институту химфизики АН СССР, который в 2013 г. сгорел, но сейчас внешний облик восстановили, но химлаборатории перенесены в новое здание на улице Косыгина. Так что именно здесь находится запутанный клубок Московской Истории и  здесь  целесообразно разместить Институт проблем (тайн) древней истории России.
                Рядом  с древним Мамоновым городищем из склона  горы бьют два родника, а рядом льётся из трубы другой и вместе они   сливаются в маленькую речку. Место полное тайн и подходит для святилища. Наверно именно здесь родилась народная песня "Горы Воробьёвские" и был Калинов мост через ручей Смородиновый в старое городище, которые нередко ассоциируют с кладбищем и царством мёртвых.
"Уж вы, горы мои, Воробьевские!"
Породили горы лишь бел горюч камень,
Из-под камушка течет ручеёк Смородиновый,
А у этого ручейка стоит куст ракитовый,

На кусту том сидит млад сизой орел,
Во когтях держит черна ворона,
Он и бить его не бьет — всё выспрашивает:
«Где ты, ворон, братец, был? Где полетывал?»

"Уж и был я в крутых лесах московских,
Там лежит, лежит тело белое,
А вокруг него вьются три ласточки,
Матушка, родна сестра и молода жена.

Как и мать по нем кричит, что река течет.
А сестра по нем кричит, что ручьи текут.
А жена по нем кричит, утрешня роса.
А как и солнышко взойдет — роса высохнет".
 
                По-видимому подобные капищи-языческие святилищи были у всех древних московских сёл, и слово "капище" должно соответствовать не какой-нибудь лысой или вшивой горе, святой дубраве или девичьей поляне для хороводов, а месту где капает вода, т.е. роднику на склоне горы. Подходящее место имеется также у бывшего села Воробьёво на пересечении Воробьёвского шоссе и Мичуринского проспекта, к нему ведёт дорожка 300 м влево и вниз от Смотровой площадки мимо Воробьёвской церкви. Родники недавно вновь обустроили и даже поставили мостик, который ведёт к строящемуся Президентскому дворцу на месте бывших госдач. http://svyato.info/moskva/zapadnyjj-administrativnyjj..
                И всё же капище села Васильевское представляет больший интерес, нежели Воробьёвское, и даже хорошо, что оно не обустроено и потому можно видеть вокруг двух родников куски обработанного известняка. Ручьи стекают на площадку, текут параллельно, сливаются в маленькую речку, которая стекает по крутому склону, образуя небольшие водопадики-капицы и любое из них могло служить древним Капищем. Косвенным доказательством значения Васильевского капища, то что на небольшой территории бывшей усадьбы жили 5 нобелевских лауреата: Николай Семёнов - 1956 г., Лев Ландау - 1962 г., Пётр Капица - 1978 г., Михаил Горбачёв - 1990 г., Виталий Гинзбург - 2003 г., а самое главное непризнанный гений советского государства, Председатель Совета народных комиссаров РСФСР во время войны (1943—1946) - Алексей Косыгин, после его смерти в 1980 г. в Стране Советов всё пошло на наперекосяк.
                "Из капища наук явился он
                (поэт Языков из университета)
                в наш сельский круг."
                А.С.Пушкин.
                Как раз над Васильевским капищем в семье физика  С.П.Капицы  в 1950 г. появился на свет Фёдор Капица  — российский литературовед, фольклорист, писатель и переводчик. Книга "Славянские традиционные праздники и ритуалы". Его соавтором часто является жена Колядич Т. М., д-р филол. наук, профессор МПГУ, Энциклопедия колдовства и демонологии Рассера X. Роббинса / пер. с англ. Т. М. Колядич и Ф. С. Капица.  Интересно, что в Москве уже были купцы по имени Капица, например, в списке гостей-сурожан, взятых Дмит­рием Донским в поход против Мамая, на первом месте упоминается Васи­лий Капица (или Капца), http://www.russiancity.ru/books/b70.htm#c3a
           Как будто кто-то генерирует интерес к древним верованиям и чертовщине, также снова возвращает к Черту и Четёнкам Долгоруковым. Подробное перечисление родственных связей и дел рода Долгоруковых приводит П.В.Долгоруков в кн. "Сказания о роде Долгоруковых"  http://bookree.org/reader?file=762572&pg=38
Практически одновременно  пишет в свои воспоминания князь Иван Михайлович Долгоруков ПОВЕСТЬ О РОЖДЕНИИ МОЕМ, ПРОИСХОЖДЕНИИ И ВСЕЙ ЖИЗНИ Князь Иван Алексеевич пожалован ко двору Екатерины I в гоф-юнкеры. По смерти ее сделался любимцем Петра II и  был первый вельможа на приступках трона. Сестра его родная княжна Катерина очаровала сердце Петрово. Монарх в нее влюбился, готовился вступить в брак с ней и уже нарек ее своей невестой; Россия поверглась к ногам ее, бояра лобзали ее десницу, род Долгоруких. Видя незадолго пред сим, что князь Меншиков, любимец Петра I и супруги его, восхотел оковать Петра II узами супружества в семействе своем и отдать за него дочь свою, дерзнул противиться такому отважному намерению надменного вельможи, поставил ему преграды и, купно с единомышленниками своими обратя на главу любимца все его горделивые замыслы, виновником был удаления его от двора и ссылки в Сибирь. Вскоре Петр II скончался оспой. Осиротел престол российский! Падение Долгоруких приближалось. Анна взяла подозрение на Долгоруких, увидела в них похитителей прав своих, размыслила о хартии, ей поднесенной, и природная наклонность ее к тирании все довершила. Дед мой со всем своим семейством сослан в ссылку, лишен чинов, сняты с него все знаки почести, отнято имение и  отправлен в Сибирь. В этом-то состоянии изгнанник, женившись под Москвою в селе Горинках на дочери графа Шереметева Наталье Борисовне, с которой обручен был еще при Петре И, поехал вместе с ней, будучи 23 лет от роду, в Сибирь, в местечко Березов, где прожил 10 лет в тюремном остроге; дал жизнь и возрастил двух сыновей: отца моего князь Михайлу и дядю князя Димитрия. Прошли злополучные годы заключения, и рок нанес деду моему последний свой и жесточайший удар, он был возвращён в Питер и в  1740 года, ноября 8 дня был возведен на эшафот и казнен публично. Палач отделил голову его прежде, нежели произнесены последние слова кающегося пророка.
                Жизни не жалели Долгоруковы чтобы как-то подобраться к престолу. Боярин князь Владимир (Петр) Тимофеевич (1569 — 1633) в 1615 в отсутствие царя Михаила Фёдоровича оставался в Москве вторым по старшинству, а его  дочь, княжна Мария Владимировна, в 1624 вступила в брак с царем Михаилом Фёдоровичем, но через четыре месяца после свадьбы умерла (многие современники считали, что ее отравили ядом). Приблизиться к трону удалось также дочери гвардии капитана в отставке князя Михаила Михайловича (1815 — 1863), княжне Екатерина Михайловне Долгоруковой (1847 — 1922), которая в 1880 вступила в морганатический брак с императором Александром II и получила вместе с тремя детьми титул светлейших князей Юрьевских. Но вскоре взорвали  Александром II. Какая странная судьба у этих браков, если вспомнить невесту раноумершего Петра II княжну Екатерину Алексеевну Долгорукову (1712 — 1745), тоже сосланную в Берёзов http://www.librero.ru/author/dolgorukov  Василий Александрович Долгоруков (1868 — 1918)  с 1914 состоял в должности гофмаршала, постоянно находился при императоре Николае II. После Февральской революции 1917 добровольно остался с царской семьей, сопровождал ее в Тобольск и Екатеринбург, был арестован и расстрелян большевиками.
                Интересно, что в Берёзове оказались одновремённо главы соперничающих родов Меньшикова и Долгоруковых. Казалось бы, что нам дела старины далёкой, а теперь прикиньте откуда к нам явился нынешний Воевода Москвы - из д.Няксимволь Березовского района Тюменской области. Если откинуть благоглупости по тротуарной плитки, то следует признать, что он  успешно решает транспортную проблему и хотя казалось выделенные полосы снизили ширину проезда обычных автомобилей, Москва поехала, после того как встала при Лужке-уплотнителе. Организация платных парковок отбила у многих автоподжопников желание ездить через центр Москвы, теперь они называют его Собянин-парковщик, но не самое худшее прозвище у языкатых москвичей после  реконструкция парков, в то числе и Воробьёвых гор, которое пока только радует. Зато у некоторых торговцев как москвичей, так  и  приезжих, злобу вызывает снос оптовых рынков,  киосков и торговых павильонов у метро, так что москвичам теперь  нужно остерегаться торговую  и строительную мафию.

В Кремле при Иване III итальянцы заменили белый камень на кирпич, http://puls-msk.ru/cvet-sten-kremlya/  , интересно, узнать, где сейчас эти камни и уточнить причину: может он был прочнее или дешевле? В статье сказано, что белый камень со стен Кремля частично растащили и использовали для стройки.. Я кажется знаю один адрес: ул. Косыгина 2, фундамент забора. Возможно здесь была усадьба Василия III, задолго до её покупки Салтыковыми в 1635 г. ? Если посмотреть на карту, то можно видеть, что это место самое узкое между берегом Москвы-реки и оврагом Котёл, по которому и сейчас в коллекторе течёт река Кровянка.

Есть прекрасная виртуальная экскурсия по  дворцу Волковых-Юсуповых в Б.Харитоньевском, 21 http://kraeved1147.ru/yusupovskiy-dvorets/ , но по дворцу Долгоруковых-Юсупова-Мамонова такого и близко, нет хотя его история намного интереснее.

Сейчас непонятно, что будет с Историческим парком на ул.Косыгина, рядом с метро и ж/д станцией на пл.Гагарина. В этом парке находился один из трёх древних городов Москвы - Мамоново городище. Возможно также, что здесь в 15-16 вв. находилась усадьба сына великого князя Ивана III - Василия III, которая на карте 1766 г. обозначена как с. Васильевско.
Кстати, в основании ограды можно видеть блоки известняка. Возникает вопрос, а не были они сняты со стен древнего Белокаменного Кремля в конце 15 в. при строительстве краснокирпичных стен? Известно, что Василий III боролся с боярской оппозицией и потому должен был укреплять свою усадьбу. Возможно из известняковых блоков был построен форт защищавший царскую резиденцию - Воробьёвский дворец с Востока? Но это пока только гипотезы, нужны серьёзные исследования.
Постановление Правительства Москвы
№ 73-ПП от 3 февраля 2009 года
Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры): «Андреевский монастырь: церковь Андрея Стратилата (надвратная), 1675 г., церковь Ивана Богослова, 1748 г., церковь Воскресения в Пленицах, 1689—1703 гг., корпуса Богадельни, начало XIX в.», парк «Усадьба „Дмитриева-Мамонова“, „Институт физических проблем Академии наук СССР, 19341949 гг., 1950-е гг., архитекторы П.Николаев, Б.М.Иофан, Е.Н.Стамо при участии Г.А.Асеева“, границы объединенной охранной зоны N 355, режима использования земель и градостроительного регламента на территориях зон охраны объектов культурного наследия
http://mosopen.ru/document/73_pp_2009-02-03