Мы едем, едем, едем. Рассказки об Италии

Людмила Артёменко
   
  Весело звонит будильник, стоящий на тумбочке у изголовья, я спросонья шлёпаю его по макушке и он обиженно умолкает. Семь утра. Минутку лежу с закрытыми глазами - просыпаюсь. Медленно поднимаюсь и полусонная плетусь  умываться. Потом иду в кухню, по пути открывая жалюзи на окнах. С чашечкой кофе  и булкой  сажусь в плетёное кресло на балконе,  завтракаю.  Солнышко ещё не раскалило воздух, пахнет землёй, птицы надрываются в густых ветвях деревьев,   я блаженно улыбаюсь новому дню и просыпаюсь окончательно.
  Рабочий день начался. Быстро достаю из холодильника фрукты: банан, персик, киви, грушу, две сливы, два абрикоса - всё это кромсаю мелкими кубиками, выдавливаю половинку лимона, добавляю ложечку сахара, перемешиваю и получаю фруктовый салат под названием "Macedonia".  Странно, при наличии фруктов на Украине, такой салат у нас не делают.  Когда я готовлю его дома, меня все спрашивают: - А что это такое вкусное мы едим?
  Ровно в 7-30 я слышу громкое  пение. Это проснулся и поёт   дед или доктор Сильвио, так  называют его соседи и я, и Аня, которая работает у него  больше десяти лет и которую я в данный момент буду два месяца заменять. Быстренько завариваю ему кофе, круассан уже на столе и через пару минут в столовой появляется Сам! Коренастый, с седым ёжиком волос на крупной голове, немного высокомерно  выпяченной нижней челюстью, с умным,  острым взглядом, насмешливо смотрящих немного исподлобья, глаз. Дед мне нравится. Настоящий синьор, а по-нашему я бы сказала "мужик". Строгий, но щедрый, любит побыть один, не любит, чтобы я донимала его разговорами, не любит никакой новой техники, новых лекарств, носит старые, рваные футболки и шлёпанцы на босу ногу и весь день щеголяет в штанах от пижамы.
  В свои неполные 20 лет, будучи студентом медицинского университета, он ушёл на фронт, воевал в армии Муссолини, дошёл до Украины и работал медбратом в военном госпитале моего родного Днепропетровска с 42 года по 43 год. О городе у него остались хорошие воспоминания, поэтому  без раздумий он взял меня вместо Ани на время её отпуска, хотя претендентками на эту работу были ещё полька и румынка. Всю свою жизнь он проработал в закрытом военном институте врачом терапевтом.
  Итак, утро. Мы обмениваемся приветствиями. Дед глуховат, поэтому включает телевизор  на полную мощность  и садится завтракать. Я же готовлю к обеду что-нибудь мясное, отвариваю овощи и бегу заправлять постели  и навожу порядок в двух ванных комнатах. Потом бегу к себе в комнату, делаю причёску, макияж, переодеваюсь во что-нибудь нарядное и в 8-30 предстаю навытяжку перед дедом.
 - Ну, что, Лудмиля, ты уже написала список покупок на сегодня?
Я молча киваю и он подаёт мне листок, на котором написано одно слово - "IL GIORNALE", так называется ежедневная газета.  Раз в три дня к газете добавляется ещё одно слово "La settimana enigmistica" - журнал с кроссвордами, а во вторник третье слово "Dolce" - пирожные. По вторникам на обед  приезжает его дочь, 67-летняя Олимпия и папА балует её сладеньким.
  По мраморной лестнице мы спускаемся вниз, я нарядная, с сумками, дед в своих шлёпанцах, в брюках с подтяжками и расхристанной рубашке поверх старой белой футболки, заложив руки за спину. Сначала он обходит "владенья свои" в две сотки сада-огорода, где растёт два грушевых дерева, магнолия,  десятиметровый кипарис и десяток кустиков помидор, посаженных Аней. Вчера я скосила траву электрической косилкой и жду, что он скажет, когда похвалит.  Да ничего не сказал и не похвалил! "Свисти, как птица и не жди награды...", как поётся в одной нашей песне.
  Садимся в серую "Тойоту" и дед выруливает на дорогу.
  - Куда едем, Лудмиля?
  Хочу сказать, что каждый день в 8-30 утра  мы едем за покупками в  супермаркет, каждый день в разный.  Я знакома со всеми супермаркетами Пизы и её окрестностей, поэтому выбираю тот, что подальше от дома. Для деда эта поездка единственное развлечение за день, кроме телевизора, а я тяну время и получаю  удовольствие от прогулки по магазину.  Так и ездим, то ближе, то дальше.
В машине дед врубает на всю мощность диск с  неаполитанской  музыкой. Красивая, конечно, музыка, но у меня чуть ни лопаются перепонки и я затыкаю уши "берушами", купленными в аптеке для этого случая. Дед открывает в машине все окна и я покрываю  голову заранее приготовленной косынкой. Дед косится на меня, но звук не убавляет и окна не закрывает. Мало того, он начинает громко петь или насвистывать звучащую мелодию.  Дед неаполитанец и, как все неаполитанцы,  певучий и независимый - делаю,что хочу и как мне нравится - говорит он всем своим видом и поведением. А мне почему-то стыдно и хочется пригнуться и спрятаться от оглядывающихся на нас людей.  Или во мне не изжит дух раба,  или меня  мама так  воспитала - не беспокоить окружающих тебя людей. Так и едем: дорога летит нам навстречу,  музыка и дед орут,  ветер гуляет по салону. Весело нам!
  Так было в первые дни моей работы у доктора.
  А потом я привыкла, перестала затыкать уши и напевала мелодию без слов вместе с дедом "Санта Лючия", и "Вернись в Соренто",  и "Цыганка", и "Испанское болеро" (-"Гордая прелесть осанки, страстная нега очей".) Помните?  Все эти песни  мне знакомы с молодости и слова на русском языке  (в чём я деду не признаюсь, конечно)  и он удивляется, какой у меня замечательный слух и голос неплохой. Поём очень  довольные друг другом. Ветви вековых лип, растущих вдоль дороги,   переплетаются где-то высоко над головой, создавая коридор, сквозь них еле-еле  пробивается солнце и от аромата цветущих лип, от неаполитанских песен и от этого чудного утра хочется жить и жизнью наслаждаться!
  Но!..  Мы слишком расслабились! Ответственность за дорогу лежит на мне - дед крутит баранку, а "navigatore", то есть штурманом являюсь я. Вот и допелись! На левом повороте не пропустили едущую направо девушку в "Фиат-Фиесте", рванули вперёд и налево, проскочили у неё перед носом, едва ни столкнувшись. Я оглянулась, девушка резко затормозила, потом протянула  руки в открытое окно и похлопала нам в ладоши, молодцы, мол! А потом постучала себе  кулаком по голове, всем видом показывая, что у нас мозгов нет! А дед рулит не оглядываясь! Он на днях ещё на год обновил права (а ему, кстати, 93 года!), так что нам всё дозволено.... Ну, дед-то пожил на свете, а мне умирать как-то рановато, да и не хочется, поэтому смотрю я за всеми поворотами и командую на "красный" - "Stop!!!", на "зелёный" - "Avanti !" (Вперёд!"). Дед и сам ещё всё понимает, но бывает у него "заскок" и мы несколько раз оказывались в метре от аварии. Думаю, что зря деду права продлили, но получил он "добро" от медкомиссии (куда она смотрит!), и вот, ...едем!.
  В супермаркете каждый идёт по своим делам: дед за газетой и кроссвордами, я - за продуктами, по пути сворачивая в отдел с игрушками для внучки, косметики, вещей, которые меня интересуют. Всё бегом! Набегавшись начинаю прислушиваться, откуда слышен свист деда. Или пение. Рыскаю между стеллажами и ищу его. Как собака -  иду на свист. Дед даёт мне кошелёк с деньгами, а сам отправляется в машину, он устал. Я же выстаиваю очередь в кассу,  тащу сумки с покупками в машину и складываю их в багажник.
  Из ряда стоящих на стоянке машин  дед выезжает задом, не вписывается в поворот и "чмокает" огромный "Range Rover". Сердце моё ухает вниз!  Из машины выходит парень лет сорока, оглядывает свою машину, видит, что ничего страшного не произошло, улыбаясь делает деду успокаивающий жест:
- Всё в порядке, синьор!
  Но деда понесло!
 - А-а-!! А-а!! А-а!! - коротко и зычно кричит этот горячий неаполитанец, да ещё при каждом "А-а!!" делает неприличный жест рукой, наступая на парня. Тот отступая под натиском и положив руку на сердце успокаивает  расшумевшегося не на шутку  деда. Наоравшись, дед садится за руль и выруливая  ударяет передом стоявшую в ряду "Volvo". К моему счастью в машине никого нет  и мы сметаем по дороге урну, проезжаем брюхом по бордюру и наконец выезжаем на дорогу.  Немного поостыв, дед опять врубает музыку и поёт во весь голос. Я сижу молча, прихожу в себя.
  Едем... . На кладбище.
  Двенадцать лет назад дед похоронил свою любимую жену Жазмину. Двенадцать лет, раз в неделю он везёт ей на могилу  живые цветы. Это закон и обсуждению не подлежит. Исключением может быть только серьёзная болезнь деда. Цветы мы покупаем у ворот кладбища, идём к стене, в первом ярусе которой  покоится Жазмина, А ярусов пять, один над другим и везде похоронены люди.*  Дед садится на мраморную скамейку напротив фотографии Мины, как он её называет и разговаривает с ней, рассказывает, как прошла неделя.
  А я меняю воду в вазе, прикреплённой к стене возле мемориальной доски, ставлю свежие  цветы и выбрасываю в мусорный бак  цветы,  увядшие за неделю.
  Дед прикасается пальцами к фотографии, а потом к своим губам. Прощается.
  Мы едем домой.
  Во дворе я осматриваю машину. С моей стороны, там, где мы проехались по урне, внизу дверь помята и поцарапана, я про себя сокрушаюсь, а дед даже не оглядывается. Поднимается по лестнице, заложив руки за спину и насвистывая свою любимую  "гордую прелесть осанки", а сзади молча иду я.
  Обедаем рано, в половине двенадцатого. Дед  ест мало, всё предлагает и подкладывает мне. Ему нравится, как я готовлю, хвалит меня перед своими дочками Глорией и Олимпией, а я и рада стараться, каждый день готовлю что-нибудь вкусненькое, денег на продукты он не жалеет.
  После обеда, да и ужина обязательно наливает себе в стаканчик грамм пятьдесят белой водочки (Grappa bianca), хорошей марки  "Vecchio Podere" или бренди "De Bercy",  садится в кресло на балконе своего третьего этажа и сидит пол-часа, потягивая из стаканчика и  задумчиво глядя на жёлтые  поля подсолнухов, расстилающихся через дорогу от его дома. За подсолнухами, в трёх километрах от нас,  начинается территория Пизанского интернационального аэропорта "Galileo Galilei", с которого каждые пол-часа взлетают и на который приземляются самолёты со всех концов мира, своим рокотом нарушая идиллию покоя. 
  Уставший  дед идёт в постель до трёх часов дня, наказав мне приготовить ему "макинетту" с кофе.  Проснувшись, он сам   его приготовит.  А меня отпускает на все четыре стороны. Я свободна, как птица до 17-00. Дед сам мне говорит:
 - Лудмиля, ты свободный человек, никогда не забывай об этом!
  Эти слова дорогого стоят! За все годы рабской, в общем-то, работы в Италии, никто мне этих слов, кроме деда, никогда не говорил.
  Море в пяти километрах и я, захватив пляжную сумку, выбегаю под палящее солнце на улицу и жду автобуса в тени  цветущего олеандра. Всего  через пятнадцать минут передо мной блестит и переливается на солнце лазурная гладь моря! Плещусь в нём и радуюсь, как ребёнок малый! Потом валяюсь бездумно на песке, дремлю, прикрывая лицо шляпой.

  А на обратном пути автобус попадает в "пробку" и я  вместо пяти часов заявилась домой в начале седьмого. Нервная и виноватая взбегаю по лестнице, жду нагоняя, дед встречает меня нахмурившись, но молча - видно ждал и переживал.  Я оправдываюсь, глаза деда теплеют и я бегу готовить ужин.
  После ужина  каждый занимается своим делом: он читает биографию Эйнштейна,  я вышиваю картину крестиком. В квартире тихо! Иногда дед поднимает  голову от книги, рассказывает мне её содержание и жалуется, что не все термины ему понятны. Я сочувственно  киваю ему головой, но "ничем не могу помочь-с", биографию Эйнштейна я не читала, не пришлось!

   
                ***               

 
               

  Что-то быстро мы управились сегодня с покупками! По лицу деда видно, как ему не хочется возвращаться домой! И я его осторожно спросила:
 - Доктор Сильвио, а Вы когда в последний раз были на "Piazza dei Miracoli"?
  Это в переводе означает "Поле чудес", там, где находится известная во всём мире Пизанская падающая башня.
 - Да лет двадцать назад, - ответил  он.
 - Может быть съездим туда, прогуляемся? Это близко отсюда, вон, за крышами домов  видна башня и купола Собора и Баптистерия.
 - Ну что ж, давай поедем, - засмеялся дед,
  Я опять внимательно слежу за дорогой, советую, где лучше оставить машину: можно  в переулке, а можно на стоянке, находящейся справа. Дед напряжённо смотрит вперёд, по-моему он меня не слышит и на всём ходу поворачивает налево, прямо к воротам крепости, за которыми находится весь этот комплекс.
  Я хватаюсь за голову, но процесс пошёл:  нам некуда деваться, мы не можем развернуться, на площадь въезд закрыт, вокруг крепостной стены рядами стоят палатки с сувенирами и пешеходная дорога для туристов, которые нескончаемым потоком идут любоваться  падающей красавицей -  Пизанской башней.
  Дед заметался, вцепился в руль, опять повернул налево и поехал между палатками, повалив несколько стендов с сувенирами, вызывая проклятья на свою голову от продавцов, какой, мол, идиот въехал сюда на машине! Дед едет глядя только вперёд, навстречу разбегающимися во все стороны группами  туристов: индусов, японцев, немцев, китайцев... и прочего народа! Назад хода нет! Только вперёд!
  Что будет, то и будет! Сижу в ужасе, прижимая  ладони к щекам.
  Наконец-то! Высокий полицейский в белом шлеме и белом же мундире обеими руками пытается остановить  нас, выставляя вперёд ладони:
- Стоп, синьоре! Стоп!
  Перепуганный дед кричит во всё горло в открытое окно:
 - Mi scusa! Ошибочка вышла! Ошибочка-а! - и медленно едет на полицейского, который уже почти лежит на капоте машины, загораживая нам дорогу. Видя за рулём старого человека, он не остановил нас, а шагая впереди,  жезлом указывал путь.
  Уф-ф! Выехали на дорогу, едем молча, ни тебе музыки, ни тебе песен до самого дома! Посмотрели Пизанскую башню, называется!
  Возле дома дед говорит задумчиво:
 - Да, двадцать лет назад  там всё было иначе!
  Я так поняла, что двадцать лет назад на площадь можно было заехать на машине и дед ещё остался в том времени. Ну, что же, простим ему и это!
  Через два месяца нам надо было расставаться - вернулась из отпуска Аня.
  Как мне не хотелось уходить от деда! По-моему, ему тоже было жаль расставаться со мной:
 - О, bimba mia! (О, дитя моё!) - говорил он. - Я же не могу оставить вас двоих с Анной у себя!
  В следующем году по просьбе деда Аня  опять позвала меня на замену. К сожалению я была занята на другой работе и отказалась. Я созванивалась с ней, доктор Сильвио ещё жив, ездит под её чутким руководством  в ближайший супермаркет и меня даже не вспоминает. А я вот помню! Кто знает, может ещё свидимся.
 
 

   *Итальянские кладбища я как-нибудь опишу отдельно. Думаю, это будет интересно. Всё не так, как у нас. (Л.А.)

   Италия. Пиза.
   Март. 2016.