Чем породил, тем и убью!

Леонид Андреев 2
Есть два способа миропознания и самонаучения. Один из них - слушать мудрецов, запоминать то, что великие умники (Будда, Моисей, Христос... и т.д.) изрекли, и применять эти продукты эксплуатации чужого ума или суммированного человеческого опыта при оценке меняющейся обстановки и качества собственных размышлений, при решении жизненно важных вопросов и т.п. Другой способ - пытаться самостоятельно, не используя посторонний опыт, делать выводы, покрывающие все аспекты данного интересующего личность конкретного вопроса. Грубо говоря, речь идёт о преимущественной опоре на чужие или на свои мозги.

На определенном этапе онтогенеза кормление человека с ложечки является вполне естественным процессом. Естественной можно считать и ситуацию, когда кормят с ложечки человека в терминальной стадии старческой деменции. Но основную часть человеческой жизни приходится в подавляющем числе случаев самому подносить еду ко рту. С годами мне всё больше приходит в голову мысль о неком формальном сходстве между эрудицией, если её рассматривать в качестве способа преимущественного конструирования персонального отделения гугла и википедии в собственном сознании, и кормлением этого сознания из посторонней ложечки. Если вдуматься, то у эрудиции большое формальное сходство с потреблением алкогольных напитков, которые приносят пользу лишь при разумном дозировании.

Эрудиция, которую обычно рассматривают в качестве блестящего достижения человеческого интеллекта, в подавляющем большинстве случаев является блестящим достижением вовсе не интеллекта, а памяти и способности целевого вспоминания, что только на первый взгляд эквивалентно интеллекту. В реальности же, хотя это и не очевидно, и звучит возмутительно нетрадиционно, эрудиция вставляет виртуальные палки в колёса интеллекта, постоянно тормозя его совершенствование, а в некоторых случая, фигурально выражаясь, является фактором апоптоза в сложной клеточной структуре интеллекта и его функциональной активности. Сказанное мне представляется краеугольным камнем педагогики, который большинство педагогов старательно обходит, чтобы об него не споткнуться, поскольку выучить и передать выученное кардинально проще, чем обучить приёмам генерирования знания.

Даже при наличии неограниченных финансовых возможностей съесть сосиску у "холодного" разносчика часто представлется более удобным для насыщения возникшего голода, чем добираться домой или в ресторан. Выучиться на педагога - "холодного" разносчика знаний - можно без особых персональных талантов, научить же обучаемого генерировать знание практически невозможно в отстутствии собственного таланта и умения генерировать знание. Как и в примере с сосиской, использовать плоды чужого интеллектуального улова намного более соблазнительно своей простотой и доступностью, нежели учиться конструировать собственную интеллектуальную удочку, с помощью которой обеспечить себе улов неограниченного числа объектов интеллектуальной охоты.   

Конечно, преимущества в создании персонального отделения гугла и википедии не вызывают сомнений. Например, сказать что-то умное в отсутствии компьютера, подобрать сногсшибающий довод в жарком споре, произвести впечатление кажущимся высоким качеством мыслительных способностей и т.д. - всё это имеет неоспоримую силу в межчеловеческих контактах. Для некоторых профессий, например, для профессии журналиста, сочетание эрудиции с оригинальностью мышления даёт весьма позитивный эффект. И тем не менее, чрезмерное использование продуктов чужого ума не может не тормозить развитие собственного. Это является неоспоримой истиной и, как правило, даже для тех, которые скрывают собственное осознание этой истины по политическим и/или житейским мотивам.

Так, сторонники внедрения в общественную жизнь т.н. "позитивной дискриминации" (affirmative actions) делятся на нативно тупых и вполне нормальных, работающих под тупых. Позитивная дискриминация в сухом остатке является расизмом наоборот. И если сам по себе расизм, будучи отвратным явлением, тем не менее не сильно портит умственные способности носителей этой мировоззренческой заразы, то расизм наоборот делает униженных и оскорбленных в дополнение к этим весьма непрезентабельным характеристикам ещё и инвалидами мозга. Есть единственное оправдание опоры на постороннюю помощь, которое можно сформулировать как архитектурные разработки собственных мыслей на основе более качественных строительных материалов.   

Вообще-то люди, по-видимому, на генетическом уровне отличаются повышенной тягой к эксплуатации достижений чужого ума, поскольку тяга к бесплатному, к сожалению, является продуктом эволюционного "усовершенствования" Homo sapiens. Среди тяготеющих по преимуществу встречаются экстраверты, для которых самолюбование в одиночестве совершенно нехарактерно и неаппетитно. Но даже те, которые привыкли в подавляющем большинстве случаев опираться на персональные мозги, нуждаются в верификации продуктов собственной мозговой деятельности.

Все мы живём в реальном мире и далеко не все способны осваивать "профессию" интеллектуальных отшельников, которых в человеческом обществе экстремально мало, как, впрочем, и реальных отшельников. Поэтому, во-первых, важно встроиться с собственными интеллектуальными находками в общечеловеческое знание. В частности, или обнаружить, что всё это давно известно, или понять, что тот или иной эксплуататор преимущественно собственного интеллекта заполнил вакуум в общечеловеческом знании. Во-вторых, сравнивая по конкретному вопросу независимое достижение собственного интеллекта с достижениями иных интеллектов, можно значительно повысить уровень собственных интеллектуальных достижений. Хотя в выше высказанных мною соображениях нет ничего особо оригинального, тем не менее мы вынуждены констатировать, что эти минимальности доступны всё более уменьшающейся доле современного человечества.

Мы живём в постиндустриальных обществах, которые помимо прочих особенностей отличаются экспоненциальной динамикой в совершенствовании средств массовой информации. Это вызвано тем, что прежние способы сакрализации власти кардинальным образом противоречат механизмам функционирования постиндустриальных обществ. Диктатуры типа северокорейской сегодня могут существовать лишь в качестве гельминтов общемировой научно-технической структуры и функции. Когда-то к власти прорывались храбрые, богатые, родовитые. Сегодня путь к власти формируется с помощью привлечения внимания масс. Работа на среднестатистическую массу - занятие непростое. Несравненно проще привлекать внимание малоспособных и слабоумных. Иногда просто достаточно обещать им талоны на питание и даже просто "всего самого хорошего".

Понятие "эрудиция" далеко неординарное, как представляется в его тривиальной интерпретации. Формально эрудированным можно считать и младенца, который может очень толково объяснить другим младенцам, как мамы с папами зачинают и рождают детишек. В современном понимании под понятие "эрудиция" подпадает и знание основ миропонимания и житейской логики не особо оттягощённых умом, но сильно обогащённых хитростью и жлобством современных вождей современных людей. Если в обычном понимании эрудиция погружает интеллект эрудированного во всё многообразие человеческого знания и моральных норм, то "теле-эрудирование" населения в плане освоения интеллектуальных и моральных ценностей руководящих отморозков ведёт лишь к росту уровня законченных идиотов или скриптоидиотов в тех или иных социумах.

В любых ипостасях постиндустриальных обществ изготовление идиотов и полуидиотов оказывается совершенно не критическим для функционирования этих обществ. В цивилизованных прогрессивных сообществах идиоты абсолютно не влияют на уровень научно-технического прогресса, поскольку последний зависит целиком и полностью от очень небольшой фракции людей, на которых, если телевидение и действует, то, никак не затрагивая их профессиональные способности, за которые им хорошо платят. Ну а в обществах, где вожди имеют от 80% до 110% народной поддержки, тем более. Здесь выращивание идиотов только способствует укреплению того, что ослабить часто бывает просто невозможно без иностранной помощи или даже помощи инопланетян. Таким образом, постиндустриальное общество представляет собой этап исторического развития человечества, на котором процесс превращения людей в идиотов не встречает сопротивления и вообще часто протекает совершенно незаметно.

То есть мы (под "мы" я имею ввиду тех, кто ещё не успел трансформироваться в характерного обитателя современности и окосеть мозгами) становимся свидетелями превращения постиндустриальных обществ в брандтовский "Корабль дураков". То есть в продукты соответствия магической формуле "чем породил, тем и убью". Именно экспоненциально растущий доступ ко всем видам эрудиции, включая теле-эрудицию, явился повивальной бабкой современного общечеловеческого слабоумия, растущего и матереющего.