Солдафонские забавы

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Небольшую историю об исцелении слуги римского сотника* традиция с полным основанием
                относит к разряду чудес, поскольку в ней Иисус Христос на расстоянии спасает больного
                от неминуемой смерти.
                Однако, странные обстоятельства этого лечения уподобляют его фарсу.


--------------------------------------------------------
                *Из двух параллельных евангельских историй о сотнике (Лк 7 и Мф 8) в данной статье
                рассматривается только описание Луки, как более подробное.
--------------------------------------------------------


В самом деле, даже беглое чтение соответствующего отрывка вызывает ряд вопросов, неудобных для традиционной трактовки. Еще больше их возникает после исследования и сопоставления фактов. Вместе с тем, было бы несправедливо из-за проблем интерпретации отвергать весь сюжет целиком: что-то же все-таки случилось.
Поразмыслив, можно предложить такую реконструкцию событий, в которой все вопросы снимаются, а этот эпизод выглядит скорее комическим, нежели мистическим.
   
                *    *    *

Итак, Иисус Христос проповедует в окрестностях Капернаума и, закончив наставления, вступает в город. Римский офицер, командующий отрядом в сотню воинов, просит Учителя прийти и исцелить больного слугу. Милосердный Равви соглашается, но в последний момент сотник отменяет свое приглашение и предлагает исцелить слугу дистанционно – единым словом. Христа удивляет столь непоколебимая вера язычника в могущество иудейского проповедника, а сотников слуга между тем действительно исцеляется.

            «Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга,
             которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин
             просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он
             достоин, чтобы Ты сделал для него это,  ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними.
             И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я
             недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи
             слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю
             одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус
             удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой
             веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим».(Лк 7:1-10) 


Как и в других подобных рассказах, противоречия здесь кроются не столько в сюжете, сколько в его деталях. Чтобы убедиться в этом, надо представить себе место действия и главных действующих лиц.

Историки описывают евангельский Капернаум как богатый, цветущий город. Со своей стороны, Иисус Христос называет его “вознесшимся до небес”. Тем не менее, даже в период расцвета Капернаума его население не превышало 1 500 человек (то есть 300-400 семей).

Нетрудно догадаться, какую роль играл в этом небольшом глубоко провинциальном городке начальник гарнизона, имеющий под своим началом сотню солдат.

Капернаумский сотник слыл либералом и меценатом*, но вряд ли его взгляды кардинально отличались от стереотипов, распространенных в армейской среде. (Офицеры и солдаты римской оккупационной армии в массе своей относились к местному населению как к варварам, стоящим на более низкой ступени цивилизации).

В любом случае, сотник поклонялся иным богам и был самой могущественной персоной в городе. Старейшины города, как простые курьеры, послушно передавали его личное поручение странствующему учителю и целителю**.

Его визави – Иисус Христос – занимал в римской табели о рангах одно из низших мест под названием “Бродячий проповедник”. У части жителей Капернаума он приобрел репутацию целителя, учителя и даже пророка, однако, его “электорат” состоял в основном из маргиналов, а зажиточные и образованные горожане его не признавали.
«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». (Ин 12 37)

                Евангелисты пытаются создать впечатление широчайшей популярности Иисуса, описывая толпы народа,
                стекающегося со всех краев Палестины. Однако, реальная слава Иисуса Христа невелика и явно уступает,
                например, популярности Иоанна Крестителя. К тому же в эти годы палестинскую «ниву» «возделывают» не
                менее десятка бродячих проповедников, сопоставимых по известности с Христом. Ряд городов (Назарет,
                Капернаум, Хоразин, Вифсаида, Иерусалим) не воздает Иисусу того почтения, на которое он рассчитывал***,
                а в другие (такие, как столичные города Самария, Тивериада, Кесария, Сепфорис) он даже не заходит.      
               Ближайшие ученики - и те порой “не вразумляются” или проявляют “окамененость” сердец.
               Короче говоря, слухи о всепалестинской известности  Иисуса Христа несколько преувеличены.


--------------------------------------------------------
               *«он любит народ наш и построил нам синагогу».( Лк 7 5 )
            **«Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его».
                (Лк 7 3)
         ***«Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе
                тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно
                бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
                И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы,
                явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день
                суда, нежели тебе». ( Мф 11 20-24)
                «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел
                Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам
                дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый
                во имя Господне!». (Мф 23 37-39)
--------------------------------------------------------


Итак, самое влиятельное лицо города обращается за помощью к довольно известному в местных маргинальных кругах бродячему врачу и проповеднику. Надо сказать, что действует он довольно странно.
То ли робея, то ли опасаясь отказа, командир римской сотни не решается лично обратиться к Равви, а направляет к нему делегацию уважаемых лиц города*. Вообще-то сотник (по его словам) почитал себя недостойным лицезреть пророка, но ради спасения слуги (!) скромный римлянин, якобы, дерзнул пригласить праведного Учителя в свою резиденцию.

Иудейские старейшины, как видно, придерживаются об иноверце лучшего мнения и потому уговаривают Иисуса исполнить просьбу язычника:

        «И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это» (Лк 7 4)

Добросердечный Равви соглашается помочь и трогается в путь. Тогда стеснительный оккупант совсем теряется и просит Наставника не приходить, а осуществить лечение на расстоянии. Эту просьбу, как и предыдущую, он передает через посредников, на этот раз – через своих друзей**. Мы видим, как на наших глазах стремительно растет самоуничижение офицера - если вначале он чувствует, что недостоин только говорить с Равви, то поразмыслив, приходит к выводу, что недостоин даже принять Учителя в своем доме. Достоинство друзей командир оценивает гораздо выше своего, поскольку им он все-таки разрешает приблизиться к Учителю.
Столь необычные смирение и самоуничижение, право же, требуют какого-то объяснения.

Допустим, робкий сотник комплексует из-за своих языческих верований. Иудеи и в самом деле не жалуют иноверцев вообще и гоим (язычников) – в частности. Но как раз Сын Человеческий славится своей религиозной терпимостью. Еще Симеон Богоприимец называл Иисуса  «светом к просвещению язычников» (Лк 2 32). В насквозь языческой Гадаринской стране Спаситель не задумываясь бросается на помощь бесноватому, даже не поинтересовавшись его вероисповеданием. Пользовал он и самарян, и финикийцев***.

Быть может, сотник вел не слишком нравственный образ жизни? Но и это не помешало бы Христу помочь слуге безнравственного господина****. Исцеляя страждущих, Иисус Христос вообще никогда не интересовался их моральным обликом…
Так подспудно нарастают сомнения в искренности сотникова самоуничижения.

Уж не притворяется ли наглый вояка?


--------------------------------------------------------
            *«Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его».
               (Лк 7 3)
          **«Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не
               трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным
               придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой». (Лк 7 6-7)
       ***«И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве».(Мк 3 8)
     ****«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
               Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же,
               услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (Мф 9 10-12)
--------------------------------------------------------


Посмотрим на эту историю с другой стороны. У сотника смертельно болен слуга, которым он дорожит. И дорожит, похоже, не на шутку, коли готов так унижаться ради слуги перед каким-то бродячим проповедником. В то же время действует заботливый господин удивительно неторопливо.

Сначала он дожидается, пока Учитель закончит проповедь и вернется из окрестностей в город.
Затем вызывает старейшин и отправляет их за доктором.
Старейшины - люди пожилые, солидные - шествуют к Иисусу и убеждают его посетить дом сотника.
После этого врачеватель направляется вместе со старейшинами к сотнику.
У самого дома их встречают боевые друзья командира и объясняют многоуважаемому пророку, почему ему не следует входить в дом.
Только после этого целитель дистанционно исцеляет смертельно больного слугу….

Казалось бы, встревоженный господин должен был лично отправиться за врачом, не дожидаясь его возвращения в город. Опытному кавалеристу не составило бы труда найти в окрестностях небольшого городка толпу почитателей Христа. Для большей убедительности сотник мог захватить с собой и старейшин в какой-нибудь повозке.

В случае успешных переговоров на этой повозке он отвез бы врача к больному и резко ускорил процесс исцеления. И это не предел срочности. Так вместо возвращения в город можно было через старейшин предложить лекарю тут же на месте произнести заветные слова и исцелить слугу бесконтактно. Вышло бы еще быстрее.

«Многоходовый» вариант, избранный сотником, наводит на подозрение, что болезнь не так уж серьезна. А может, слуга вообще не был болен?
Но что же в таком случае означают все эти маневры?


СИЛА  ЛАТИНСКОГО  СЛОВА

Думается - это история не излечения, а развлечения. Безумно скучающий в провинции сотник решил позабавиться. Прослышав о том, что в городе объявился новый амбициозный проповедник и целитель, пользующийся успехом у бедноты, сотник вознамерился разыграть его.

В роли смертельно больного выступал любимый слуга, а гостям предписывалось изображать озабоченность и тревогу. Все ожидали весьма комичного зрелища. (На нечто подобное при других обстоятельствах рассчитывал галилейский правитель Ирод Антипа, когда Понтий Пилат прислал к нему арестованного Христа)*.

Однако, вслед за проповедником к дому офицера двинулась внушительная толпа его почитателей. Дело приобретало нешуточный оборот. Сотнику совсем не улыбалось оказаться виновником очередных беспорядков в этой мятежной провинции. Посовещавшись с друзьями, он отправил их навстречу Равви с весьма лукавым предложением.

Что ж, пусть задуманная шутка и не удалась, но римлянин все равно получил удовлетворение, изящно доказав этим варварам, чьим словом здесь вершится все.

Ведь это по его слову старейшины отправились к бродячему лекарю. По его слову Иисус поспешил в его дом. Он приказал – и слуга “заболел”. Передумал – и тот уже здоров. Велел - и лекарь-туземец лечит, наивно веря в свою сверхъестественную силу… В общем, правителю вновь, как он и говорил, удалось подчинить всех своей воле:

                «говорю одному: пойди, и идет;
                и другому: приди, и приходит;
                и слуге моему: сделай то, и делает». (Лк 7:8)




--------------------------------------------------------
               *«Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и
                надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему…
                Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал
                обратно к Пилату». (Лк 23:8-11)
--------------------------------------------------------
 
 
(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Излечить больного - не велика задача, Иисус и мертвецов оживлял. И в наши дни есть люди, оживляющие мертвецов, Юрий Лонго, например (правда, он уже почил в бозе). Для пущей убедительности этого Лонго следовало бы распять на кресте и подождать, вознесётся он на небо или нет. Но до казни следовало бы попросить его превратить воду в вино (это в период борьбы Горбачёва с трезвостью и в начале 90-х, когда спиртное не продавалось).
А после загнать его в воду - пусть пешком по воде походит, вот была бы потеха - как Лонго шествует по воде, яко по суху! А "оживлять мертвецов", как "оживил" Лонго, любой сможет.

Лев Ольшанский   16.12.2017 19:20     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв, хотя он больше относится к Лонго.:-)))
С уважением,

Томас Твин   17.12.2017 07:49   Заявить о нарушении
Не вижу разницы между обоими персонажами.

Лев Ольшанский   17.12.2017 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.