DUализмус 2. Трава тысячелистника

Ярослав Полуэктов
Это сборник №2 серии "DUализмус". Состоит из рассказов вполне мобильного  формата.

 Что такое «дуализм» мы знаем.
 Об авторском же «DUализмусе» у читателей мнения могут разойтись: от сознательно язвительного отношения к теме до белой горячки. 
 Вопрос только в том: если у автора через башку организовалась мигрень, не собирается ли он заразить этой напастью ещё и читателя?
 Добавка в названии сборника словесного оборота «Трава тысячелистника» несколько меняет дело. Она сообщает примерно следующее: нас - заглянувших на будто бы невинные, развлекающие страницы, да застрявших в их словесных лабиринтах - при любом раскладе вылечат. Причём простецкими народными средствами - травкой в кипятке.   

 В данный сборник автора вошли относительно ранние  произведения малой прозы, сочинённые в 2008-10 годах. Собраны вместе по жанровому принципу: они написаны в «мемуаристской» манере. 
 "Мемуарность" сюжетов вовсе не лишает характерных для автора того периода черт: совмещения правды с выплесками относительно "спокойной фантазии", ибо главный герой этих историй, почти зеркально отождествляясь с самим автором, является носителем творческой профессии, прочих навыков и наплевательского способа жизни, которому ничто человеческое, в том числе феномен графоманства, не чуждо.
 Разборчивые "фаны" и любители ворошить писательские биографии (которых ничтожное количество, зато все они "в тельняшках") даже в этой "ранней стадии" находят зачатки "тотальных черт" "более позднего" автора, а именно:
- подкожный шпилько-игольчатый сарказм,
- интеллектуальный юмор с маргинальным налётом,
- самоирония,
- своеобразное перекапывание мира, начиная от себя - плотского и неуверенного, склонного к неожиданным поступкам при внешнем благообразии, - до макро- и микро-космических далей и "культурной зависимости", что даже и рядом не лежало с темой наркотиков и антидепрессантов.   
 Едва заметен интерес к "чистой" эротике; при этом "грязный" секс и "ходьба налево" декларируются не почётными занятиями. Они, конечно, существуют, но лишь в экспериментальном и не обязательном, а в случайном смысле: доведётся, так не отвергать всё подряд, дабы чисто "писательски" понять - что же это за сторона жизни, и нельзя ли в этой суровой жизненной накипи наскрести чего-нибудь полезного для литературы. Речи о чувственной полезности даже не идёт: чувственность закончилась вместе с разрушением семьи - раз и навсегда.
 Уже проклёвывается будущая "стенографичность" диалогов, но пока ещё без подслушивающих и подсматривающих девайсов, чем автор вооружится несколько позже.
 Заметна тяга к тщательности прописки текстов.
 Начинается синусоиднообразная "эпидемия перфекции". В данном случае это периодический возврат к "прозаическим брошенкам" - то есть к ранним текстам (синон., гиперболиз. - жёны и любовницы), написанным по горячей любви.
  - Но то, - как утверждает автор, - было давно, и без желательной для литературы "обстоятельности быка", которого обязательства вожака заставляют в очередной раз спускаться с горы к несколько наскучившему уже гарему. При этом успевая наставнически учить уму-разуму бычьего "вьюноша", обожающего метод горячего наскока с немедленным экстазом.
  Однако, уже наблюдается нечто вроде джазовой инвариантности, лёгкости, игривости в любовных сношениях с мачехой Сюжетом и её соблазнительными дочками Фабулами.
  В области литературных "украшательств" уже заметен явный крен всё дальше от расцветки собственно текста и попутных составляющих текстов (т.к. описание антуражей, примет времени, одежды, внешности и так далее), которые для автора становятся всё менее обязательными.
   В классическом понимании "прозоустройства" автор тяготеет к глобальной метафоризации образов главных персонажей.
   При таком отношении автора многие персонажи становятся эталонами "героев диванной литературы" с такими же ленивыми, больше рассуждальческими, нежели  производительными наклонностями.
   И, что - вот же парадокс - не делает их менее значимыми по сравнению с литературными героями других авторов, движущимся по пространствам планеты более активно, а именно: в поисках и насильном прилепливании к ним неких "якобы обязательных" антагонистов с единственной целью: каким-либо образом (даже можно неявным) "надрать им морды".
  И, как утверждают, конструкторы литературы - они же менеджеры (и это классический цирковой трюк, фокус, замануха, библейская заповедь; чего-вот не сделаешь ради бабла!), тем самым поддержать неувядаемый интерес к книге (будто других методов нет!), и, как главный вывод этого довольно древнего менеджмента: укрепить позиции автора в читательском мире. Что и подтвердит в итоге правильность данной (греко-еврейской) литературной конструкции с обязательностью протагониста и  антагониста.
  А как же: не будь у Геракла врагов - получилась ли бы мифы Древней Греции?
  Не будь в еврейском и окружающем народе жуликов, собирателей подати и извращенцев - нужен ли был кому-нибудь Христос? Был бы написан Ветхий, а позже Новый Завет?
 
  Отвлеклись...
  Персонажи, от обыкновенного участия в ДЕЙСТВИИ, которое для автора является как бы попутным свойством прозы (как арена боевых действий, а не главная суть сражения, всегда скрытая от глаз внешнего наблюдателя), становятся проводниками авторских идей в области психологии и психопатии. Они являются своего рода "паноптикумом" лиц и соотношений людей в обществе. Или, с помощью их автор обнажает скрытые в обычной жизни размышления других лиц.
  Это преимущество литературы перед реальной жизнью и задача каждого сочинителя: писатель может и обязан угадать, интерпретировать в символы, запустить инфу в массы, и тем усилить общечеловеческую НООСФЕРУ.
  Ну и, конечно, присутствует литературно-эстетическая ценность. Это персональный язык на стыке традиции и модерна. 
   
Всем здоровья и хорошей литературы!


Содержание сборника:
__________________________________
• Паучок
• Дада Кигян, Грунька и её мама Олеся
• Плафон
• Лебеди-воробьи
• Маська – недотрога
• Машкины университеты
• August Foster
• Протестная тренировка русской души


 © Ярослав Полуэктов, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.

Купить можно:
- электронную книгу: http://www.ozon.ru/context/detail/id/135309621/
- печатную книгу: http://www.ozon.ru/context/detail/id/135312454/