Болезнь это благо для человека?

Вадим Ирупашев
     Никогда бы я не согласился с тем, что болезни и страдания могут быть для человека благом и даже полезны ему. А вот после просмотра одной телепередачи я подумал: «А быть может, и действительно болезни и страдания для нас желательны».
     Вы скажете мне: «Брось умничать-то – кому могут быть полезны болезни?»
     А вот и не умничаю. И послушайте, что говорили участники этой телепередачи.

     За столом сидели ведущая-журналистка, женщина пожилая и, очевидно, очень религиозная, но с каким-то измождённым и страдальческим лицом и два священника.
     Один священник – молодой, щекастый и весёлый, другой – пожилой, очень упитанный и серьёзный.
     Телеведущая зачитывала письма телезрителей, а священники комментировали их и отвечали на вопросы.
     В одном из писем прозвучал такой вопрос: «Почему Бог допускает для человека болезни и, как следствие, физические страдания?»
     И ответы священников меня очень удивили.
     Молодой улыбчивый священник: «Человек должен радоваться ниспосланным ему болезням. Бог посылает болезнь как предостережение – чтобы в страданиях своих человек подумал о своей греховности, покаялся, а по выздоровлении начал жизнь новую, безгреховную».
     Пожилой упитанный священник: «Человек должен быть благодарен Богу: только в болезнях и страданиях человек может осознать свою греховность и найти в себе силы для очищения от скверны». И священник привёл в пример святых, которые желали себе болезней, молили бога послать им страдания, чтобы в них искупить свои грехи и укрепить себя в вере.
     Ведущая телепередачи попыталась возразить священникам и рассказала о своей приятельнице, у которой мать во время тяжёлой болезни испытывала сильные физические страдания. И телеведущая спросила священников: «Неужели дочь может спокойно смотреть на страдания своей матери, да ещё и успокаивать её, говоря, что болезнь ей дана Богом во благо?»
     Молодой улыбчивый священник подтвердил это: «Да, болезнь матери вашей приятельницы дана Богом ей во благо как возможность для неё в страданиях искупить свои грехи. И надо только радоваться этому».
     А пожилой упитанный священник добавил: «Человеку бывает трудно понять и признать свою греховность: когда он здоров, то мало думает о своей причастности к Богу, о своей зависимости от Бога, о необходимости служить Богу. И только болезни и страдания дают человеку путь к очищению себя от грехов».
     На этом вопрос о болезнях и страданиях в этой передаче был исчерпан. И было видно, что телеведущая согласилась с доводами священников.

     А я задумался.
     Ну, допустим, что со всем сказанным священниками можно и согласиться, но у меня возникли и некоторые сомнения. Ведь болеют не только взрослые, но и дети. Да ещё как болеют и как страдают! Но дети-то ещё не успели погрязнуть в грехах, а если и есть у них какие-то грехи, то не могут дети их ещё разуметь. А многие погрязшие в грехах взрослые доживают до глубокой старости, не подвергаясь тяжёлым болезням – и почему же Бог не назидает их страданиями?!
     И ещё подумал: «Возможно ли, чтобы во время тяжёлой болезни человек способен был трезво оценивать свою жизнь, свои поступки, думать о своей греховности? Испытывая сильные страдания, человек способен лишь на обращение к Богу с молитвой о спасении своей жизни. И мыслимо ли, чтобы Бог, милостивый и вселюбивый, обрекал человека на страдания и только для того, чтобы он осознал свою греховность и покаялся. Ведь есть же у Бога и иные пути для назидания – более гуманные».
     И ещё как-то смутили меня сами священники – уж очень они показались мне упитанными, ухоженными и довольными. И как-то не верилось мне, что коснулись их тяжёлые болезни и прошли они через страдания и покаяние.
     И чтобы развеять эти мои сомнения, решил я понаблюдать, как люди ведут себя во время болезни. Осознают ли они, что болезнь им ниспослана Богом во благо, как назидание, и обращаются ли они к богу с покаянием?
     И вот как-то звонит мне старый приятель. Жалуется: «С глазами у меня плохо: почти не вижу левым глазом». А я ему: «Радуйся, старик, это тебе испытание Божье». И хотел уже и дальше развить эту мысль, да приятель положил трубку – обиделся!
     А вот и сестра ко мне зашла. Говорит, что муж её слёг с печёночной коликой, и просит навестить его. Я, конечно, обещал зайти, поддержать родственника.
     Прихожу и вижу: лежит мой родственник в постели с перекошенным от боли лицом и стонет. А я ему: «Сергей, уж как-нибудь потерпи, это Бог тебе назидание посылает, чтобы ты в своих страданиях уразумел грехи свои и покаялся. А грехи-то есть у тебя: пьёшь, жену обижаешь».
     Сергей посмотрел на меня с испугом и даже стонать перестал. А потом что-то сказал и отвернулся от меня. Что он сказал, я не расслышал, но показалось мне, что послал он меня в нехорошее место.
     Ну, думаю, остаётся только всё на себе проверить, когда заболею.
     Господи, дай мне силы.