Шило на мыло

Тамара Шелкова
           Каждую пятницу  на площадку перед  домами по улице Ленина  въезжала повозка, которую тащила худая, со впалыми боками, кобыла Машка. Управлял повозкой дед Михай, шустрый,  маленького роста мужичок, с густой черной шевелюрой и бородой, закрывавшей  почти поллица.
- Меняю шило  на мыло! Меняю шило на мыло!- зазывал дед Михай.
Голос  у  него был густой, зычный, не соответствующий его росту и худобе. 
Этот шуточный призыв собирал около повозки немало жильцов и ребятни.
У деда Михая можно было купить разную мелочь, за которой ехать в  магазины, только зря тратить деньги за проезд. Кроме этого, если у человека не было денег на покупку,  дед мог обменять ее на  продукты питания, в основном на картошку, морковку, свеклу, капусту, выросших  на придомовых участках жильцов.
Ребятишки покупали у него разноцветные   шарики, леденцы и  глиняные свистульки  по пять копеек. Хозяйки – мыло, керосин,  платки головные и носовые. Мужики – ваксу для сапог и кой-какой инструмент: то же шило, молотки, гвозди, ручные пилы, ножовки и  кусачки.  Товар вроде бы копеечный, но в хозяйстве нужный.
Свой товар  Михай продавал с шутками- прибаутками. Около его повозки всегда было весело и празднично.
               
                Леденцы – детишкам,
                Девчонкам и мальчишкам.
                Пять копеек не жалей,
                Налетай-ка поскорей!

Если дети выбирали что-то другое, дед вместо слова «леденцы», вставлял слова  «шарики»  или  «свистульки».  На все у него были  готовы приговорки.

                Покупай быстрее мыло
                Чтобы личико умыло.
                Мыло пригодится
                Каждому умыться.

                Гвоздики остреньки,
                Вроде бы простеньки.
                Побыстрее  шевелись,
                Тебе без них не обойтись

                Дамочке – платочек,
                Спрятать завиточек.

                Вот товар хороший,
                Покупай галоши!


                Керосин для керосинки
                Знамо дело, не новинка.
                Керосинка без него
                И не сварит ничего.   

Кроме всего прочего, дед Михай мог починить керосинку, наточить ножи. С эти к нему частенько обращались вдовы или одинокие женщины. Их в наших домах было много. Так что без работы дед Михай  не сидел.
              И так мы привыкли к его приездам, что, когда однажды не увидели в пятницу его повозки и не услышали его призывов, то ощутили  какую –то странную пустоту. У всех сразу появилась необходимость в приобретении именно тех товаров, которые привозил дед Михай.
       В следующую пятницу отсутствие Михая взволновало все население. Жители домов собрались  и решили узнать, почему дед Михай больше не появляется. Для этого они отрядили  бывшего фронтовика однорукого Федора, который был,  пожалуй, самым грамотным среди нас.
          Федор вернулся быстро. Не заходя в дом, он сел на скамейку и долго сидел неподвижно, глядя в одну точку. Жители стали  также молча собираться около  Федора, вопросительно глядя на него. Федор поднялся, горестно махнул рукой:
- Не приедет больше Михай. Убили его, когда возвращался в последний приезд от нас. Какие-то подонки позарились на его лошадь. Так в милиции сказали. Войну пережил, так после войны погиб от руки ублюдков. Найти бы…
Женщины промокнули платочками глаза, ребятишки, всхлипывая, сопели в рукав, мужики тяжело вздыхали. Толпа  потихоньку разошлась по домам.
             Прошло немного времени. И однажды во дворе  прозвенел мальчишеский голос:
- Пашка, выходи на улицу. Неси свои игрушки. Я свои уже вынес. Сегодня не будем играть в войну. Будем играть в  Михая.  Я Михай, ты покупатель.

                Игрушки – детишкам,
                Девчонкам, мальчишкам.
                Пять копеек не жалей,
                Налетай-ка побыстрей.

И долго еще в нашем дворе звучало имя деда Михая, хотя при жизни многие даже не знали, как его зовут. Для многих он был просто дедушка.


( Из собственных воспоминаний, уточненных пожилыми соседями. Примерно 1953 год)