Гибкость Павла

Рыжов Александр Геннадьевич
Смотришь иногда, как скальпельную благовестническую или душепопечительную работу делают топором - людей жалко становится. В связи с этим выложу несколько абзацев из переписки о гибкости Павла.

Гибкость эта была обусловлена самими обстоятельствами служения апостола. Он ведь среди язычников проповедовал, довольно смутно знакомых с догматическим, культурным и обрядовым контекстом зарождавшегося христианства и многовекового иудаизма. И ему надо было найти для каждого случая точные пропорции: в каких объемах и с какими акцентами в какой местности какие вещи преподавать.

То же самое, когда он возвращался к евреям в Иерусалим. Его учение о свободе во Христе и о законе, если его подать "не гибко", а топорно, вызвало бы шквал негодования в среде уверовавших из числа евреев. У Павла и так полно проблем было в Иерусалиме.

А как пластично он защищался перед иудеями! "Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось" (Дн.23:6-7). Павел не только великий стратег, но и великолепный тактик, а тактическое мышление предполагает гибкость ума.

Когда человек в устоявшейся системе повторяет более-менее одни и те же вещи, тут гибкость нужна по минимуму, а когда условия постоянно меняются (а события книги Деяний происходили на стыке эпох), да когда общаешься то с одной аудиторией, то с другой, и тебе нужно аккуратно подвести слушателей к смене парадигмы взглядов, тут гибкость ой как нужна.

Еще многое зависит от понимания человеком своей задачи. Один видит своей целью сохранение внешних рамок системы. Такой будет подгонять людей под заранее определенные шаблоны. Или загонять их в эти шаблоны. Другой видит целью усвоение людьми принципов этой системы. Из-за того, что люди все разные и условия часто бывают разными, ему придется в разное время действовать по-разному, а это и есть гибкость.

"Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его" (1Кор 9:19-23).

04.03.2016