Зов Севера

Виктор Афсари
   
                Чем Севера нас всех к себе манят?
                Синим льдом и звоном тишины?
                Или тайной, что в себе хранят
                Мерцанье звёзд, несбывшиеся сны...   



       Хорошо, наверное, в «бананово-лимонном Сингапуре». Хорошо в любом другом месте у синего моря. Хорошо там, где нас нет. А за то, чтобы понежиться на лазурных берегах, да вкусить экзотики надо платить. Можно податься на севера. Там уже будут платить тебе. Но есть одно но. Там холодно, Никакие витамины по деревьям не растут. Да и самих деревьев не сыщешь. Охота пуще неволи. Вот и тянутся люди за длинным рублём, за стажем, карьерой, северными надбавками к пенсии… Но есть категория одержимых людей, которые готовы не только терпеть лишения, мёрзнуть. Но и рисковать самой жизнью.

       Понятно, что когда поморы уходили на севера за зверем, за рыбой – жизнь заставляла. Но были ведь и Беринг, Лаптевы, Нансен, Амундсен, Скотт, Седов… Всех не перечтёшь. После кого-то оставались имена на картах, а после большинства лишь крест среди снегов, да и то не всегда. Кто-то работал в экспедициях, а кто-то пробивался на севера на свой страх и риск.

       Сейчас Арктика изучена неплохо. Есть метеостанции. Есть научные станции на дрейфующих льдинах. Есть ледокольный флот, авиация… Но есть также и люди, которые идут на север по нехоженым местам. Идут без особого финансирования и снабжения. Кто-то хочет «проверить себя», кто-то хочет вновь прочувствовать красоту северов. Сделать фильм. Снять замечательные фотографии. Написать книгу или стихи. Каждый в севере видит что-то своё. Это так же, как и восхождения в горах, поход через пустыню или одиночное кругосветное плавание. Каждый ждёт от этого свои впечатления.

       Модно говорить об «экстриме», «адреналине» и тому подобном. Об этом хорошо порассуждать в тёплом кафе на горнолыжном курорте. А когда требуется многодневный напряжённый труд с ночёвками в обледенелом спальном мешке, тогда этих разговоров становится значительно меньше. Я ни разу не слышал от кого-то бы ни было, если он не геолог, метеоролог и т.д. чёткого ответа: зачем он идёт в горы, на север… У каждого свои мотивы. Каждый слышит свой зов Севера, Гор, Моря… И это прекрасно! Прекрасно потому, что человек способен чувствовать и слышать только одному ему ведомую музыку Вселенной. Это даёт возможность повысить свою самооценку. Посмотреть на себя и товарищей со стороны. Это как у Высоцкого: «…Пусть он в связке одной с тобой – там поймёшь, кто такой…». Поэтому, как бы ни развивались коммуникации на севере, всегда будут люди, которые сойдя с нахоженной тропы, уходят в неизведанные дали. Уходят на свой зов Севера.

       В тёплых уютных квартирах, сидя своей компанией, ребята, взяв гитару, будут петь песню Юрия Хохликова на стихи Александра Городницкого:

«…Я повторять готов, живущий трудно,
Что мир устроен празднично и мудро,
Да, мир устроен празднично и мудро,
Пока могу я видеть каждый день

Тень облака, плывущего над тундрой,
Тень птицы, пролетающей над тундрой,
И тень оленя, что бежит по тундре,
А рядом с ними – собственную тень».