Марк Аврелий. Наедине с собой

Юрий Язовских
Во второй половине II века, когда Марк Аврелий правил в Римской империи, не было Интернета. Именно поэтому император оформлял свои размышления о жизни не в виде постов в Фейсбуке или записей в блоге, а просто записывал их в дневник. Большая часть этих заметок формально представляют собой поучения, обращенные к некоему читателю, но на самом деле автор адресовал их самому себе. Вероятно, что тексты в дневнике в принципе не предназначались для публикации. Непонятно, где они провалялись сотни лет, но впервые записки Марка Аврелия были напечатаны лишь в 16 веке, то есть почти через полторы тысячи лет после их написания!

Небольшие заметки и высказывания автора по разным поводам никак не связаны между собой, но несколько основополагающих идей пронизывают значительную часть из них – именно они и позволили причислить Марка Аврелия к философам-стоикам. Идеи эти весьма просты: все, что ни делается – все к лучшему; на все воля Божья; от судьбы не уйдешь; делай, что должно, и будь, что будет; "донт ворри, би хэппи" ("не беспокойся, будь счастлив")… Ну, может быть с последним утверждением я погорячился, а остальные поговорки более-менее точно характеризуют мировоззрение римского императора…

Чтение философского дневника – занятие, разумеется, на любителя. Те, кто заимствует "мудрые мысли" из неисчерпаемой телевизионной говорильни, вряд ли почерпнет для себя что-то полезное в этой книге-дневнике. А вот остальные наверняка что-нибудь интересное для себя найдут. К примеру, из многочисленных высказываний Марка Аврелия о смерти, которой стоики всегда уделяли особое внимание (как говорил философский учитель Марка Аврелия Эпиктет: "человек – это душонка, обремененная трупом").

Император полагал, что незачем беспокоиться о приходящей смерти, поскольку "самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а, следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?.. Настоящее – вот все, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает". - Логично излагает! Трудно возразить автору, хотя поспорить все-таки хочется.

Хорошо сказал Марк Аврелий и про посмертную славу: "Ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих ни самих себя, не то, что тех, кто давно покинул этот мир".

Приведу еще крайне актуальное высказывание, которое понравилось мне больше всего: "Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. … Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа". Сейчас, когда поехать к морским берегам или в горы простому россиянину весьма затруднительно, многим стоит последовать мудрому совету Марка Аврелия. И отдохнете, и денег не потратите ни копейки…

У читателя этой книги-дневника возможно возникнет вопрос: а хорошо ли, когда глава государства вместо ежедневной и беспрерывной работы на благо родной страны сидит целыми днями в тиши кабинета и размышляет о смысле жизни? Я думаю, что использовать мозг по прямому назначению полезно и для первых лиц в государстве. И если правитель так же мудр, как Марк Аврелий, то почему бы ему ни записывать свои мысли в дневник?…
Наоборот, если интеллект не является сильной стороной правителя – оставлять после себя дневники не стоит ("гулял и убил 4 вороны" – из дневников Николая Кровавого).

И еще немного о правителях-философах. Я не большой поклонник стоицизма, но считаю, что для народа лучше иметь правителя – стоика, чем правителя-циника. К сожалению, к числу последних можно отнести 99% всех ранее живших и ныне правящих вождей народов. Именно циники творят все безобразия в этом мире, и любой из них лишь посмеется над высказыванием наивного Марка Аврелия: "не приносящее пользу улью не принесет ее и пчеле"…