Восхождение к поэзии

Игнатий Белозерцев
К 90 – летию со дня рождения поэта Александра Яшина

Недавно на художественной выставке у картины, на которой был изображён букет полевых цветов, в основном ромашки и васильки, я оказался рядом с работником нашего дипломатического представительства, который вот уже много лет живёт в европейских странах. И знаете, что он мне сказал? Говорит, вот таких прекрасных полевых цветов в Европе не осталось. Разве что те, которых специально разводят в садиках.

Не случайно, начиная разговор о творчестве Александра Яшина, мне вспомнился именно этот случай. Для меня его творчество вот такой же прекрасный букет. 27 марта 2003 года поэту исполнилось бы 90 лет. Давайте поговорим сегодня о поэзии. Ведь юбилей такого поэта, по-моему, непременно должен быть праздником поэзии.
 
 Творчество Александра Яковлевича стоит того, чтобы его помнили. Особой любовью он пользуется на родине – в Вологодской области. Есть в Вологде улица его имени, в городе Никольске его имя присвоено школе, там же активно пропагандируют его творчество участники творческого клуба "Земляки", в краеведческих музеях и Вологды  и Никольска ему посвящены специальные экспозиции.

По-моему, самым главным достижением Александра Яшина является его поэзия последних лет жизни, сборники стихов "Босиком по земле", "Совесть", "День творения". Пройдя огонь и  воду, и медные трубы, почти в буквальном смысле этих слов, он обрёл удивительную внутреннюю свободу, раскованность, только ему присущий голос, как говорится, встал на крыло. Или,  как он сам писал, полетел по своей орбите. Как ему  удалось совершить это восхождение к вершинам поэзии? У нас перед глазами масса примеров совсем иного рода. В чём его секрет, его тайна, если хотите?

Пожалуй, у Александра Яковлевича были неплохие возможности сделать себе политическую, административную, или какую-либо ещё карьеру. Что часто случается с творческими людьми, именно так закончили свою литературную деятельность многие наши сверстники. Примеров хоть отбавляй. Начав с поэзии, переходят на прозу, политику и т.п. Потом и вспоминать стесняются о своих стихах. Именно восхождение к поэзии – так наиболее точно можно охарактеризовать его жизненный путь. Не каждому это под силу. Не многие готовы идти на жертвы ради слова. Утраты, трудности, лишения тут неизбежны. Но только так можно достигнуть вершин. В этом подвиг поэта.

За поэму "Алёна Фомина" Яшин был удостоен государственной, или как она называлась, сталинской премии. Где-то я встречал утверждение, будто бы он в последние годы чуть ли не краснел за это произведение.

Но в этой поэме, как и в ряде других произведений, достаточно точно отображён пафос колхозного строительства. Это было! Были надежды, был энтузиазм.


Помните, у Николая Рубцова есть строчка о колхозном  председателе "И лучшую жницу, как знамя в руках проносил". У таких искренних людей не бывает случайных утверждений. Но ведь ни кто иной, как Яшин первый во весь голос заговорил, что сталинские эксперименты в деревне ведут не туда, что земля, крестьянин не желают слепо выполнять директивы партии. Вспомните рассказ "Рычаги", повесть "Вологодская свадьба", многие стихи, в них совершенно точно и правдиво изображены происходящие на селе процессы. Да и в том ли задача поэта чтобы обслуживать изгибы политического курса?! Конечно, нет. Осознание вот этого давалось, может быть всего труднее. Александр Яковлевич был очень неравнодушным человеком. Тут он в литературной среде оказался в одиночестве. Некий туман непонимания, отчуждённости окутывает его имя ещё и сегодня. В этой связи обратило внимание недавнее высказывание А.И.Солженицин, который, на мой взгляд, совершенно точно оценил значение творчества Александра Яковлевича, назвав его среди предтеч грядущих изменений в жизни общества. Задача художника - быть правдивым. И это предполагает не декларации, не митинговое кликушество, а высокохудожественные произведения, продиктованные душой, любовью к людям. Это Яшину удалось. Удалось, не смотря на то, что времени на это у него оказалось очень мало.

Недавно один известный литературный критик подытожил деятельность "деревенщиков". Он утверждает, что этот этап в истории литературы навсегда завершен. Крестьянская Атлантида, де, навек ушла на дно. Лично я термин "деревенщики" не признаю.  Творчество таких поэтов как Яшин было бы не правильно ограничивать каким-то одним тематическим планом. Он затронул самые корневые, глубинные пласты русской жизни.

 Литература, поэзия – это душа народа, а душа наша не так изменчива, как технические устройства, технологии… Она гораздо прочнее самого совершенного компьютера. Земля, природа, традиционный быт, деревенский лад не будут похоронены под железобетоном цивилизации. Я это утверждаю, не смотря на то, что русской деревне сегодня очень трудно, она буквально умирает. Кстати, как и  родная деревня Александра Яковлевича - Блудново.

Признаться, в последнее время поэзия редко нас радует. Новых, ярких литературных имён не видно. Хотя, мы можем их и не знать. Балом правят политические старсти. С одной стороны обличительное политиканство, проклятия, скрежет зубовный. С другой стороны – игра в слова, уход от реальности.

Мы переживаем смутное время. Но это даже не та смута, которая была в начале 20 века, породившая много ярких имён в литературе. Особенность нынешней смуты – отсутствие идеалов, безнадёжность, непонимание происходящего. Всё это отражается и в литературе, в поэзии. Поэтов рождает время. Идёт очень трудный, болезненный процесс осмысления происходящего. Поэзия – нежный цветок, но он жив и он непременно ещё распустится, не смотря ни на что! Идёт накопление сил.

Давайте поговорим об особенностях творческой манеры Яшина, его стихов. Безусловно, он последователь и продолжатель классической русской поэзии. Как бы сегодня сказали – традиционалист. По-мему – это лучшая похвала. Поражает простота его образного ряда, слов, которые он использует – они буквально подняты с земли. И тем не мене – это высокая поэзия. Ещё одна особенность – отсутствие "тумана", "мглы", мистики, ни чего такого, что можно было бы назвать метафизикой. И тем не менее – это поэзия высокого духовного накала. Красота, совершенство формы, одухотворённость – вот такие бы я употребил слова для характеристики его стиля.
Что ещё добавить? Ясность мысли, безупречность формы, неторопливость, уважение к читателю… Он был очень требователен к слову. Ни какой расплывчатости, двусмысленности, тумана в его стихах действительно нет. И, тем не менее, он был глубоко верующим, высоко духовным человеком. Его основной творческий метод  - ясность и простота. Вот на этом он и стоял. По-моему, своим творчеством он ещё раз убедительно доказал, что любая фантазия есть только бледный слепок с действительности.

 Александр Яковлевич принимал самое активное участие в создании вологодской писательской организации.  И эта организация одна из самых авторитетных сегодня. Он был русским человеком и любил всё русское. Меня раздражает сегодня стилизация под русскость, русская экзотика. Без душевной наполненности, без любви все эти лапти, матрёшки, лукошки, валенки выставленные на продажу, вряд ли тронут сердца людей.  Хорошо, что на вологодчине всерьёз занялись возрождением духовности, восстанавливают и строят храмы, приводят в порядок захоронения, возрождают народные промыслы. Думаю, что в этом есть и заслуга Александра Яковлевича.