Трижды реабилитирован

Анатолий Хватов
При всяких равных возможностях люди живут все же по – разному. У одних в доме достаток, уют, любовь и понимание. Живут такие люди на зависть тем у кого все наоборот: нужда беспросветная, в доме так неуютно, что самим хозяевам не хочется бывать дома.
Была в одной деревне семья, вначале бездетная, обеспеченная, жила в хорошем, уютном доме. Потом в семье появился  желанный сынок Алешенька. Мать и отец души в нем не чаяли, любили, лелеяли, учили, прочили ему большое, счастливое будущее. Сын уже вырос, хорошо работал, одевался красиво, и девушки во всей округе заглядывались на него, мечтали стать его невестой, а потом…
        Родители лучше сына знали его подружек, их родителей и ,наверняка, выбрали для него невесту. До поры до времени сын помалкивал, но пришло время и он сказал родителям о намерении женится. «Вот и ладно» - заявили те, свадьбу справим, заживете счастливо, дом большой, всем места хватит, мы уж тебе и невесту выбрали. «Посылай сватов к Ульяне: девушка она славная, семья благополучная, живут – полная чаша». «Да нет, матушка, я уж сам выбрал и сватов посылать не надо, у нас не с Ульяной, а с Лидой все уже решено, она согласна, да и ребенка от меня ждет, на ней и женюсь». «Нет, сынок, не бывать этому, не будет нашего родительского благословения  на брак с Лидией! Живут, как бобыли, изба на подпорках, в доме голо, шаром покати, а Лидия у матери нагуляна, отца своего не знает, даром, что на лицо пригожая. Не вздумай перечить нам, а благословясь, послушайся родительского совета». Не долго думая и собираясь, сын перешел жить в лачугу Лидии и однажды пришел в дом родителей забрать кое – какие вещи. Но не тут – то было, мать встала на его пути, не позволяя вынести ничего из дома. Алешка отстранил мать и вышел за порог без вещей, сорвал с себя рубаху и бросил позади себя матери. Потрясая кулаками, стоя на крыльце, мать прокричала вслед уходящему сыну: «Да будь ты трижды…,»но проклятия из ее уст не вылетело, она упала на крыльце без сознания, лишилась речи и была парализована. Переживал и мучился сын, зная, что виноват в тяжелой болезни своей матери, но не пришел навестить мать: обида все еще кипела в его душе. Не быстро, но мать перенесла тяжелое потрясение, хотя совсем здоровой не стала. В семью сына не пришла навестить теперь уже двоих внуков. Обиды стали забываться, но все же кому – то завидно было смотреть на молодую семью, а может едва не слетевшее с губ плохое слово матери стало отражаться на его судьбе. Как хорошему работнику, в колхозе ему доверяли лучшую лошадь на вспашке, на уборке хлеба косилкой. Надо же было такому случится, что во время вспашки, у него вдруг пала лошадь. Нашелся злой человек и полетел навет, что это он умышленно загубил коня. Вот и кончилась счастливая жизнь. Следствие, суд и осудили Алексея к исправительным работам. Люди стали по другому смотреть на него, кто – то даже радовался. Вот оказывается какой он человек, хотя и казался честным работником. Умеющий сносить обиду полагает, что терпение и труд – все перетрут. Так думал и Алексей, не обращая внимания на косые взгляды односельчан, на то, что о нем думали и говорили. Знай себе, работал да растил детей.
        Новая беда опять уж подстерегала его. Только убрали хлеба, складировали его в гумнах, полностью загруженное, пора приступать к обмолоту. И тут грянула беда. Сгорело гумно, полностью загруженное снопами спелого хлеба. Опять следствие, и кто – то  опять нашептывает на него, Алексея, только он один в деревне судим. Не поверили, что в день, когда возник пожар, его в деревне не было, да это он  следы заметает, не дурак. На этот раз осудили строго, на пять лет исправительных лагерей и взыскание ущерба за сгоревший урожай. Расплатиться у него было нечем. Жил не богато, даже дома нового не построил. Тут поневоле задумаешься, кто же так невзлюбил его. На родителей и подумать не смел.
        Хорошие работники даже в лагерях ценились, и через три с небольшим года вернулся Алексей в родную деревню, не затаив злобы на сельчан, умней вроде бы стал. Умней – то умней, да и повидал больше других. Рассказал он как – то при встрече с мужиками, что сидел вместе с  одним грузином, и тот поведал, какие маленькие у них в республике налоги  деньгами, а о том, что сдаем почти бесплатно молоко, мясо, шерсть, они и не слыхивали, а живем в одном государстве. Как же так? Недолго задержался Алексей дома на этот раз. Следствия и суда не было, просто увезли его из дома. Видимо, сидел среди своих мужиков, человек и сообщил о разговоре куда следует. Семья осталась дома, а он неизвестно где и живой ли. Только домой на этот раз он не вернулся. Много лет спустя прислал письмо и деньги, чтобы семья приехала к нему. так и случилось и, кажется, теперь все о нем забыли.. Не забыл деревню только он. Прошли еще годы. Новые порядки наступили в стране. Стали открывать и пересматривать старые уголовные дела. Задумался и он о возможном пересмотре своих дел. Ждал, надеялся. Оказалось, не напрасно ждал, получил, наконец, известие и на руки документы, что по всем трем делам он признан невиновным и полностью реабилитирован. Теперь можно и в деревню приехать, пока есть там люди, кто еще знает и помнит его.
        «Смотрите, люди добрые,  по всем делам, что отбыл наказания, полностью реабилитирован, трижды. И хоть годы прошли, обратно ничего не вернуть, но честное имя всего дороже, знайте и помните таким». С тем и уехал из деревни. Навсегда.