Искусство принадлежит народу

Алессандро Де Филиппо
Одни говорят: «Искусство принадлежит народу». Другие утверждают лозунг: «Искусство – для искусства». Третьи меркантильно заявляют: «Из искусства шинели не сошьёшь, но на нём можно хорошо заработать».

А Ленин (вождь пролетариата) уточнил, когда ещё был жив: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино, вино и домино». Ну, «вино и домино» это уже злые языки добавили, для смеху…Ленин только про кино говорил, точно помню, из далёкого детства. Когда (в конце сороковых) в поселковом кинотеатре мы смотрели чёрно-белый фильм «Тарзан» аж в 4-х сериях, по одной серии в неделю…Уж такой ажиотаж был! А там, в кинозале, над белым экраном, белыми буквами по красному кумачу был написан сей лозунг. Хотя…может быть, эти слова Сталин сказал. Ну, неважно, главное, что изрёк вождь, а всё что они говорят, это мудрость на века, для всех времён и народов.

Ну, не могут вожди просто так говорить! Особенно при жизни. Что ни слово, то перл или бриллиант чистейшей воды. Что ни жест или «экшн», то пример для подражания. Что ни заявление, то прозрение для подвластного народа: «Вот она, истина, а мы-то думали…».

Вернёмся, однако, к искусству…

В конце января в Москве закрылась выставка картин художника Валентина Серова, которая за 3,5 месяца установила абсолютный рекорд посещаемости за 50 лет. Чужие деньги считать – своих не иметь, но в СМИ сообщили, а мы прочитали (имеем право на информацию), что доходы ГТГ от выставки Серова составили около 93 млн.руб. Экспозиция пользовалась небывалым успехом за всю современную историю России. Говорят, что люди мёрзли в километровых очередях, но держались стойко…Ради встречи с прекрасным.

С чего бы такой ажиотажный спрос на искусство, ведь оно  давно (сто лет, не меньше) принадлежит народу?

А куда деваться, если экономика стала совсем неэкономной: доллар поднялся – рубль упал, цены на нефть падают – на еду поднимаются, а тут ещё санкции, кризис, запреты, евроскепсис, двойные стандарты и т.д. Ближние доступные курорты закрыли, а на дальние не налетаешься – дороговато.

Осмотрелся средний россиянин, проживающий в Москве и в ближних окрестностях, по сторонам и спрашивает жену (или подругу, или приятелей по корпоративу):

    – А не сходить ли нам в Третьяковку, на выставку Серова? Нынче там что-то интересное показывают…Народ валом валит…

    – Отчего же почему же, – отвечают среднему россиянину жена (или подруга, или товарищи по работе). – Вон шеф с женой уже сходили, говорят, есть что посмотреть…

И пошли они, кризисом придавленные, повторяя:

    – Всё равно, делать нечего…А телевизор уже надоел…

И другие пошли, и третьи, и четвёртые, и пятые-десятые…Не сговариваясь…Собралось много людей, устремлённых к прекрасному, отсюда и очередь…

Настоящий ажиотаж вокруг выставки вспыхнул после визита в Третьяковку лидера нации. Уточнимся для ясности: 19 января Путин посетил выставку, а уже 22 января  желающих приобщиться к искусству оказалось так много, что снесли входную дверь. Впрочем, организаторы выставки нашли, что выламывание дверей – это «к счастью». И к деньгам тоже. Примета такая.

На вопрос «Новой газеты»: «О чём это свидетельствует?», художник Ю. Норштейн ответил:
    – На мой взгляд, это скверный знак. Если президент находится под столь внимательным взором публики, если его пристрастия и интересы начинают тиражироваться. ...Ведь Серов выставлялся в огромном количестве и в Третьяковке, и в Русском музее…Почему-то именно после визита наших сановных чинов на выставку у многих сложилось ощущение, что Серова следует отнести к разряду дворцовых, главных придворных художников…Серов не был бытописателем жизни царских особ…

Тем не менее, царей, великих князей, графов и графинь на полотнах Серова многовато. Так мне показалось…А кто я такой? Всего лишь автор данного очерка…Ну, это я так, о себе напомнил…

Президент РФ прошёл по всем трём этажам экспозиции, ознакомившись со всеми представленными работами художника. Около некоторых картин он останавливался и задавал вопросы сопровождавшим его лицам. На одной из картин изображён царь Александр III в регалиях офицера датских королевских войск. Путин отметил, что Александр III изображён с погонами датского лейб-гвардии полковника. Приятно было узнать, что наш президент – знаток военной истории.

А ведь мог бы, подобно Александру III, слушавшему пьесу Толстого, сказать, глядя на одну из картин:

    – Чудная вещь!

Не сказал. Нормальный ход. Иначе, в холуйском экстазе, придворные деятели культуры вознесли бы Серова чёрт те знает куда…А картину вскоре бы украли. Хорошо, что лидеру нации всё ещё присуще чувство меры.

В конце посещения глава государства расписался в книге почётных посетителей. Визит прошёл на высоком организационном уровне, при пустых залах Третьяковки. Ходоков от народа в тот день на выставку не пускали. Они копили силу на будущие дни – для выламывания входных дверей в ГТГ.