Чтобы не корить себя

Тамара Шелкова
Мама у Татьяны жила в двухкомнатной квартире на другом конце города. Каждую субботу они встречались или у мамы в квартире, или в квартире Татьяны, где она жила вдвоем с мужем после того, как выдали дочерей замуж.  Мама была уже старенькая.  После смерти мужа, отца Татьяны, мама сильно сдала. Глядя на нее, у Татьяны сжималось сердце от нежности к матери. Ей казалось, что мама  стала еще меньше ростом, еще худее, и волосы полностью поседели. А улыбка, которая всегда была на ее лице, казалась какой-то растерянной, виноватой. И от этого Татьяне хотелось обнять маму, уберечь ее от всего плохого,  говорить ей о том, как она ее любит и как ей хорошо и спокойно рядом с мамой.
       Мама всегда ждала прихода  дочерей.  Татьяна со старшей сестрой Верой жили  в одном городе  и навещали маму часто.  А три  младшие сестренки , которые жили  далеко,  приезжали повидаться  с мамой только в отпуск.
     В последнее время мама чувствовала себя неважно: были неполадки с сердцем и скачками давления. Татьяне нередко приходилось вызывать скорую помощь и  с работы  ехать  не домой, а к маме. Когда приступ проходил, Татьяна облегченно вздыхала. Не хотелось ей оставлять маму одну в квартире, но та категорически отказывалась жить у Татьяны.
- Ну, зачем  мне ехать к вам. Дома я сама себе хозяйка. И не мешаю никому. А у вас я буду чувствовать себя сковано.  Да и не хочу мешать Вам. У вас своя семья, дети  навещают, внуки неделями живут. Заботы и без меня хватает.
- О чем ты говоришь, мама. Мои дети любят тебя. А все внуки зовут второй бабушкой. Вот и будет у тебя  повод чаще с нами общаться.
- Извини, Танечка, но я уж как-нибудь дома перетопчусь. Дома спокойнее.
Я почти каждую субботу повидаться приезжаю. Супы у тебя вкусные. Да и стряпанное не хуже.  Сама-то  давно  не стряпаю, у тебя лакомлюсь. Со мной тебе итак  заботы хватает.
      Однажды  в субботу в квартире раздался звонок. Звонила соседка мамы.
- Татьяна, извините, но звоню по поводу  вашей мамы. У нее высокое давление. Но она решила не вызывать скорую помощь, а ехать к вам. Я ее проводила до автобуса. Вы уж встретьте ее, пожалуйста.
Татьяна быстро оделась и выглянула в окно. Сердце в груди ухнуло от плохого предчувствия. Она увидела маму, которая  шла как-то боком, еле-еле, а за руку ее вел мальчик лет десяти. Выскочив из подъезда, Татьяна обняла маму и почти волоком повела  в квартиру.
-Таня, я правильно пришла?  Меня мальчик правильно  привел? Он сказал, что знает  тебя.
- Все хорошо, мамочка, все правильно,- как заводная твердила Татьяна.
Еле-еле дотащив  маму до квартиры, Таня  устроила ее на диване и позвонила в скорую помощь. Муж помог снять обувь и одежду.
Скорая помощь приехала быстро. Диагноз фельдшера ошеломил всех:
- Ничего хорошего сказать не могу. У вашей мамы обширный инсульт. Вызывайте врача. Срочно нужна квалифицированная помощь.
      Последующие восемнадцать дней для Татьяны  остались в памяти, как самые черные дни ее жизни. На ее глазах умирал самый родной для нее человек. А она не могла ничем помочь, не оградить от болезни, не отвести  боль.
Второй раз в их жизни  вся их семья была в сборе. Но встреча эта принесла только слезы. На восемнадцатый день мама ушла в мир иной.
 В день похорон мамы  в семье у Татьяны появился на свет внук. Каким был этот день, который перемешал  радость и горе?   Представить трудно.
   Прошло восемнадцать лет. Но до сих пор Татьяна, перебирая в памяти те дни, считает, что она чего-то не сделала для своей любимой мамочки, не призналась ей в  своей дочерней любви в те последние мгновения, когда  разговаривала с  ней, когда в тот последний миг не успела взять ее руку в свою.
 Дочери и сыновья, не ждите этого последнего момента. Любите своих  родителей. Не бойтесь признаться им в своей  дочерней и сыновней любви, чтобы не корить себя  до последних дней своей жизни.