Что больше всего поразило меня на Кипре

Майя Кара Одесса
Ни с чем не сравнить впечатления от первой поездки за рубеж. Если хорошо покопаться в памяти - можно найти много увлекательных историй. Новые места - захватывающие дух пейзажи, словно сошедшие со страниц журналов, пролистанных когда-то; необычные люди - взирающие на тебя с таким же неприкрытым любопытством, с каким ты смотришь на них; странная еда - к каким-то блюдам привыкаешь и они даже становятся любимыми, а какие-то даже не решаешься попробовать...

Во вторую поездку уже ничему не удивляешься и даже делаешь лицо бывалого путешественника, не признаваясь даже себе, что вокруг всё же так много незнакомого, увлекательного и неописуемого! По работе мне приходилось часто ездить, плавать, летать и где-то в пелене мелькающих лет потерялось то чувство новизны и удивления тому, что открывается глазам путешественника, когда он спускается по трапу самолёта!

Год назад я работала на Кипре. Время было для меня не очень приятным, дни и ночи были заняты работой, решением разных проблем, вопросов. Да, я вроде бы замечала тихие огненные закаты, невероятно тёплую пересоленную воду Средиземного моря, заросли граната, гигантские двухметровые кактусы, оливковые плантации, сверкающие серебром в лучах яркого солнца... Но всё это было где-то в стороне, не в моей жизни, я всё думала - вот разберусь с проблемами, порешаю все вопросы и тогда буду наслаждаться красотой этого воистину райского уголка!

Видимо судьба распорядилась иначе, мне нужно было возвращаться домой и в последние пару недель перед отъездом я все же решила познакомиться с достопримечательностями этого древнего и прекрасного острова. Местные коллеги по работе называли много мест, которые посещают туристы и любят сами киприоты. Чаще всего звучали два таинственных для меня названия: "Хиларион" и "Мави Кошк".

- Мави Кошк, что за странное название! Звучит, как кошка какая-то! - Спросила я у коллеги во время перерыва в работе.
- По турецки это означает "Синий Дом". - ответила она и пожала плечами. - Мы были там с подругой, нам не понравилось. Правда дом красивый, весь выложен синими камушками, оттого и название. Мы сделали несколько снимков на планшет, но охрана попросила нас их удалить, потому что внутри дома нельзя снимать без предварительного разрешения...
- А открытки можно купить?
- Да, конечно, сколько угодно. Они просто не хотят, чтобы люди сами делали себе фотографии. Но когда мы вернулись домой, то все фотографии восстановили! На планшете "Эппл" можно восстанавливать...

До отъезда у меня оставалось всего полторы недели, я подумала, если место не понравилось другим, то вряд ли стоит тратить на него время. И переспросила:
- Ну а что же там внутри? Что именно тебе не понравилось? - Айгуль снова пожала плечами:
- Неуютно там. В доме такая тяжёлая энергетика... Там раньше жил мафиози, его давно убили. Мне не понравилось и подруге тоже. Поезжай лучше на Денис-Кызы или на черепаший пляж, там красиво - море, песок, пальмы!

Я уже успела побывать на нескольких известных пляжах, в старом городе, съездила в Никосию под палящим солнцем, вдоволь нагулялась вокруг центральной бухты с маяком и яхтами и снова задумалась о странном голубом доме убитого мафиози, вспоминая всё, что услышала о нём.
"Там дешёвый чай. Эта территория принадлежит сейчас военным, там можно купить недорого сувениры и попить чаю с печеньем. Это очень далеко от города, но поехать стоит. Доехать туда несложно, на автобусе можно. Это обыкновенный дом, просто внутри весь синий."
Хмм.. А почему бы и нет? Когда ещё я побываю на Кипре, почему бы сейчас не увидеть всё, что я могу посмотреть? К тому же посещение "Синего Дома" стоит всего несколько долларов и приехать туда можно в любое время, в отличие от других туристических маршрутов.

Гирне - небольшой спокойный городок, удивительный островок покоя и роскоши среди грозных обрывистых скал, яростного прибоя и прекрасной дикой природы, круглый год утопающий в зелени и наполненный гортанными жизнерадостными голосами его жителей. Если знаешь несколько слов на турецком и пару фраз на английском, то можешь вполне чувствовать себя, как дома!
На одной из центральных улиц возле базара всегда стоит в ряд несколько автобусов. Здесь конечная остановка и отсюда можно добраться до каждого уголка Гирне и даже до соседних городишек. Прямо на остановке на тротуаре стоит стол, за которым солидный усатый киприот разложил билетики. Это касса и справочное бюро в одном лице! Рядом прогуливаются водители, пьют неизменный в этих краях чай из маленьких стройных стаканов, переговариваются, отдыхают. Я подошла к столу:
- "Мераба! Мави Кошк, лютфен!" (Здравствуйте! Синий Дом, пожалуйста!") - водители загалдели и один из них провёл меня к нужному автобусу. Внутри сидело всего два пассажира и я выбрала себе место поудобнее у окна. На Кипре автобусы ходят по расписанию, это очень удобно, потому что всегда можешь спланировать своё время.

А потом мы поехали! Очень скоро позади остались те улицы, которые я уже знала. Я знакомилась с новым для меня Кипром. Неширокая, но хорошая дорога шла прямо вдоль побережья. Слева и справа вдоль дороги стояли жилые дома - виллы, каждая из которых была просто произведением искусства. Здесь очень популярны белые строения с колоннами. Два этажа, балкончики, резные ставни и витые железные ограды, сделанные для красоты, а не для защиты. Виллы перемежались мегазинами, как маленькими лавочками, так и огромными гипермаркетами, которые всё равно почему-то казались маленькими и изящными, как и всё здесь в Гирне.

По левую сторону дороги далее за домами плыли холмы в зелёно-голубой дымке. Линия холмов казалась бесконечной. Местами у их подножия были домики, издали они казались совсем игрушечными. По правую сторону за линией домов и садов мелькало море. Синяя синяя вода, белые паруса яхт, несколько больших кораблей далеко в открытом море. Водитель, давно привыкший к пейзажу, неотрывно смотрел на дорогу, подпевая в такт мелодии из приёмника.

Когда мы выехали за пределы города мне стало немного неуютно - а как я доберусь обратно. Но я успокоила себя мыслью о том, что автобусы в обратную сторону отходят прямо от самого Синего Дома, и мне нужно только узнать расписание.

В Гирне не строят высотки, самые высокие новые здания в центре - в 4 или 5 этажей. Здесь же, далеко за городом, можно было увидеть Кипр, каким он был раньше, много много лет назад. Строения из глины и камней с маленькими окошками и каменными оградами, казались сошедшими с картинок школьных учебников по истории. Но в этих домиках живут люди, на верёвках во дворах развешено бельё, у порога играют дети. Водитель ловко маневрировал по узенькому проезду между домами, точь в точь места, чтобы не задеть боком машины за ограду. Переулочек то резко поднимался вверх, то резко уходил вниз. Казалось вот вот автобус потеряет управление или врежется в стену, но водитель даже не сменил позу, продолжая напевать в такт весёлой песенке по радио.
Внезапно из-за угла выскочил щенок, белый в коричневых пятнышках, он звонко залаял на автобус! Водитель вмиг нажал на тормоза и остановился прямо рядом с лохматым малышом задирой! Убедившись, что враг напуган, малыш важной походкой вернулся за ворота и мы поехали дальше.

Мави Кошк или Синий Дом расположен в одном из самых красивейших мест Северного Кипра, высоко среди холмов и соснового леса. Когда-то хозяин дома выбирал место для постройки, продумывал планировку, интерьер, мечтал о том, как будет прогуливаться по саду рядом с домом, заниматься в своей личной библиотеке, сидеть на балконе с друзьями... Говорят, что любое жилище сохраняет энергетику своих жильцов и даже несёт в себе нечто от характера своих хозяев. Наверное это так, потому что уже подъезжая к дому я почувствовала ауру таинственности и приключений, которой по слухам была окутана жизнь владельца Синего Дома.

Позже я конечно же поискала информацию интернете и нашла несколько сухих фактов, даты рождения и смерти, профессия, род деятельности... После смерти владельца прекрасное строение и часть территории вокруг него прибрали к рукам турецкие военные подразделения, вокруг разместились военные базы, а в Синий Дом открыли доступ туристам, чтобы обеспечить себе постоянный доход. Но всё это я узнала позже, а тогда, когда автобус остановился у тропинки, ведущей к дому сквозь сосновую рощу, я знала только то, что рассказали мне коллеги на работе...

Но сразу я поняла, что мне дом нравится. Вокруг него действительно была особенная энергетика, особенное ощущение присутствия чего-то увлекательного, сильного и свободного, как яростный осенний ветер в бухтах Кипра, как полёт орла над зелёными холмами.
Не дожидаясь пассажиров, автобус уехал, унося с собой шум мотора. Вокруг не было ни души и только пение птиц и отдалённые звуки голосов нарушали эту торжественную тишину дикой природы. Мягко покачивались ветви высоких сосен, мелкий гравий чуть слышно похрустывал под подошвами, минуя небольшой садик с зелёными лавочками и аккуратными клумбами, я подошла к Синему Дому.

Вестибюль был оформлен для приёма туристов, здесь, как в гостинице на стенах висели плакаты с планом здания, фотографиями и описанием комнат, продавались открытки. Группа иностранных туристов рассматривала плакаты, тихо переговариваясь на своём языке.
Заплатив за вход я оглянулась и с волнением вздохнула - сейчас я своими глазами увижу все комнаты этого загадочного дома, что-то есть в нём особенное, что удивляет и манит! Ресепшионист спросил, нужны ли мне услуги гида, я отказалась - интереснее всё узнавать самой. Улыбчивый турок вручил мне журнал для туристов - с фотографиями каждой комнаты и описаниями на турецком и английском языке: "Вы можете всё сами прочитать, когда будете смотреть комнаты, если не хотите гида!" - И я пошла...

Первый зал - огромная просторная комната, выложенная меленьким синим кафелем, с бассейном посередине. На тумбочках стоят причудливые вазы, на стенах - несколько картин. И вазы и картины - синие, так же как и занавеси на окнах. Описание в журнале поведало о том, что хозяин дома любил устраивать вечеринки, приглашал друзей и женщин. В бассейн посредине комнаты наливали тёплое молоко и в нём купались женщины. Я остановилась на минуту, не замечая других посетителей и попробовала представить себе, как здесь, много лет назад было шумно и весело!

Наверное играла музыка на старых патефонах, или что-то там было в то время. Люди курили дорогие сигары, подмигивали девушкам в бассейне, смеялись, подшучивали друг с другом. Словно на миг я перенеслась в прошлое и мне показалось, что я даже мельком увидела эту весёлую картину вечеринки в доме известного и состоятельного мафиози. Но что-то было там невесёлое.

Общественное мнение приучает нас к тому, что мафиози и бандиты - это плохие, злые, страшные люди. Они - убийцы и злодеи, общество их презирает, а доблестные стражи порядка - ловят и наказывают. Хотя фильмы об известных американских мафиози, которые я любила с детства, нарисовали мне совсем другую картину. И эти смелые люди, решившие жить по-иному, бросившие вызов стабильному обществу и порядку всегда вызывали у меня интерес и восхищение! Вот и теперь мне захотелось узнать, каким же был этот таинственный человек, который жил когда-то в этом доме. Что он хотел получить от жизни, о чём он мечтал! Я не знала ни как он выглядит, ни его имени, ни лет его жизни. Но если это верно, что любое жилище хранит дух своего хозяина, то мне вдруг показалось, что душа его находится где-то рядом, незримо живёт в каждой комнате этого дома, и холодные выбеленные стены до сих пор хранят эхо его шагов и звук его голоса.




(... продолжение следует)