М. Мамардашвили о феноменологии

Павел Гордеев
Мераб Мамардашвили о феноменологии


"Речь идет о феноменологии. Почему возникла так называемая феноменологическая проблема? Приведу пример. Что такое предметная точка зрения? Скажем, я вижу в мире предмет и вижу людей, на которых этот предмет воздействует, вижу, что у него есть определенные свойства. Например, этот предмет красив, прекрасен и соответственно его красота вызывает определенное эмоциональное состояние в людях, на которых он воздействует. Но дело в том, что то, что волнует одного, может и не волновать другого. Ведь я могу стоять перед чем-то прекрасным, и по идее, то есть с предметной точки зрения, это обязательно, казалось бы, должно вызывать какое-то чувство, а я не взволнован. Или, наоборот, вы не взволнованы, а я взволнован.
Что же является источником эмоции и мысли? Вы, очевидно, сталкивались с этим непостижимым феноменом человеческой слепоты, когда смотришь открытыми глазами на истину и не видишь её...

Повторяю: при наблюдении предметов, составляющих поле зрения, мы не увидим в этих предметах ничего такого, в силу чего и почему мы могли бы заключить, что эти предметы видимы именно глазу. Или еще пример этой отвлеченной истины. Если наблюдать динамо-машину, то по механическому расположению её частей мы не поймем, почему она работает, если у нас нет представления об электрическом токе. Само по себе наблюдение её частей не индуцирует в нас заключения о токе, мы должны как бы это знать.

Или в этом же ряду - пример следующий. Представьте себе марсианина, который смотрит театральное представление. На сцене что-то выражается словами, что-то соотношением тел и их пластикой и т.д. Ведь он никогда не понял бы, что происходит, если уже не имел понятия о театре.

Вот это и есть феноменологическая проблема, то есть такое состояние нашей мысли и наших ощущений, чувств, которое имеет феноменальный характер, а не характер явлений. Следовательно, когда мы говорим о явлениях, мы должны идти к чему-то другому, чем само явление. Ну, скажем, глядя на движущееся Солнце, мы должны движение Солнца воспринимать как явление движения Земли. То есть за движущимся Солнцем стоит нечто другое, и поэтому его движение называется явлением, для перехода от которого к сущности есть определенная техника мысли, техника анализа или метод опыта". (Мераб Мамардашвили "Язык осуществившейся утопии")