Экскурсия в Таллин 2015г

Анатолий Емельяшин
                Экскурсия в Таллин. Май2015

                Фото: позирую на смотровой площадке с видом на Нижний город.

        Едем в Таллин по однодневной путёвке. Хотя, как однодневная? – ночь предстоит в автобусе, и назад вернёмся к полуночи. Но хорошо, что без ночёвок в гостиницах и пешком только по Вышгороду и парку, заложенному Петром Первым в честь Екатерины. В общем, путёвка «пролетарская» или как сейчас скромно называют, – «эконом класса».

        Облик Столицы Эстонии я помню по поездке туда в послевоенном детстве. Во всяком случаи, некоторые места, где тогда побывал, ещё воскрешаются в памяти. Можно будет сравнить, что и как изменилось. Подумать только! 68 лет прошло после той поездки, а я ещё что-то помню.

        Автобус идёт из центра, но мы подсаживаемся в уже заполненный салон на углу Московской площади. И дальше дрёма до  Нарвы. Впрочем, правобережье, где проходим нашу таможню, вернуло себе старое название – Иван-город.

        Таможню проходим ещё в темноте, и нашу и эстонскую. Чистая формальность: собирают паспорта, где-то  штампуют, по проходу прогуляли собачку на предмет наркотиков, и всё. А на эстонской стороне  даже на таможенную территорию не заезжаем – там идёт реконструкция, штамповались прямо на улице во временной будке.

        На выезде из Нарвы начинает светать, хоть в окошко можно поглазеть. Но глазеть не на что – такие же бурьянные поля как и в России. Дорога неплохая, но сплошные ремонты. Километр едем по своей полосе, потом столько же по встречной. И так несколько раз.

        По плотности придорожных застроек чувствуется, что начинается пригород большого города. Хотя какой он большой? По населению не больше Новгорода или Пскова, т. е. обычный российский областной.

        Вспоминаю, как впервые подъезжал к Таллину. Это было почти 70 лет тому назад, и было мне 12 лет. Мы ехали с сестрой от Риги в диковинном поезде. Назывался это чудо – скоростной экспресс Рига – Таллин.
        Три серебристых вагона состыкованы без всяких переходов между ними, двери центрального открываются прямо в салоны первого и третьего. Я это запомнил потому, что устал сидеть, а приткнуться где-то стоя – места не нашёл, ни в вагоне, ни на отсутствующей напрочь переходной площадке.
        В вагонах были мягкие  2-х или 3-х местные диваны лицом друг к другу, и столики между ними. В таком экспрессе ехать было бы приятно час-два, не более. А мы сидели, не имея возможности вытянуть ноги более восьми часов
        Салоны торцевых вагонов короткие, т. к. треть их занимает отсек с дизельными двигателями и будка машиниста в закруглённом торце.
        Я впервые видел такой поезд; на Российских дорогах МПС чуфыркали паровозы, а дизельные локомотивы в те времена были маломощны и использовались как маневровые.

        Прильнул к окну, пытаюсь разглядеть что-то знакомое, но тщетно – пригород изменился капитально. В тот раз город открылся сразу серыми кварталами многоэтажек, вернее их развалинами. Сейчас по сторонам какие-то склады в современном ангарном исполнении. Раньше здесь были отдельные усадьбы с заросшими кустарником полями между ними.
        Вот промелькнули торчащие над крышами стабилизаторы воздушных лайнеров, потом здание аэропорта. В этой части города после войны его не было. Или он был разрушен и не работал. Нет, ничего знакомого на въезде в город я не вижу.

        На завтрак остановились у отеля. Здесь уже стоит несколько автобусов, и народ валит из них в столовку. Нам тоже выдают талоны на питание. Проходим внутрь.  Шведский стол, но народу столько, что пробиться к раздачам сложно.
        Одновременно с нашим появлением с этажей хлынула толпа школяров. Гвалт, шум-гам, толкотня. Видимо, отель эконом класса и обслуживает в основном 2-х дневные экскурсии школьников из малых городов. Ну и нас, дальних скоротечных экскурсантов.

        Осмотр города начинается с парка Кадриорг.
        Его я хорошо помню, но многие места не узнаю. Проходим мимо квадратного бассейна-озера, с фонтаном в центре и беседкой со сферической крышей над ажурными колоннами. Нет, не было после войны ни озера с фонтаном, ни беседок, ни статуй у песчаной дорожки.
        А вот выглянувшее из-за крон деревьев здание в розово-белой расцветке я узнаю: мы проходили с братом мимо него и уходили вот по этой дороге, переходящей на небольшом подъёме в улицу. Это был кратчайший путь от моря через парк к баракам улицы Турбо-манти, где жила тётя. Помню, что это дворец, построенный Петром для Екатерины.
        Дворец так и остался дворцом и сейчас в нём художественный музей. Что было в те времена – не знаю, но был он обшарпанный и без всякой раскраски. И не было вокруг него великолепного парка-цветника и не было бронзового Нептуна в нише стены. А вот стена была, но полуразрушенная.

        Дальше проходим к зданию из стекла. «И бетона» – можно не добавлять – тонкие обрамления стёкол могут быть и пластиковые. Это государственное книгохранилище.    Здание выходит в парк только фасадом, остальное заглублено в земляной откос. Вот такого тут после войны явно не было. Это совремённого типа красотище.
        Мимо цветников на пологих террасах возвращаемся к автобусу и едем дальше к Певческому полю.

        Ракушка для хоров, на первый взгляд, такая же, какой её видел в 47-м, вот только пологая терраса для зрителей, кажется, стала круче и выше. Да ещё рядом выросла высокая башня с балконами. Впрочем, тогда мы проходили понизу, через поляну вблизи ракушки, а сейчас я вижу её сверху. Всё же тогда она была значительно меньшей, и казалась мне огромной по малолетству.
        Группа спускается вниз для осмотра скульптурной композиции и памятника знаменитому эстонскому композитору. Я его не знаю, скульптуры меня не интересуют, поэтому остаюсь наверху.

        Дальше мчим в Пириту. Я в детстве там не бывал. Помню, брат упоминал про порт для небольших судов. А в зрелом возрасте слово Пирита у меня отождествлялось с байдаркой. Какой-то завод начинал выпуск байдарок «Пирита», но вскоре свернул производство, – видел я эту байдарку  всего два-три раза на соревнованиях.
        Сейчас всё устье реки в причалах, на берегах лодочные станции и эллинги парусных яхт.

        Но ехали мы сюда не ради яхт-клубов, а для осмотра другой достопримечательности – Стен монастыря Святой Бригитты. Монастырь был построен шведами в первой половине второго тысячелетия и был разрушен во времена Ливонских войн войсками Ивана Грозного. С тех пор руины и стоят.
        Рядом древнее кладбище с выщербленными временем каменными крестами и надгробиями.

        Возвращаемся назад и паркуемся вблизи памятника «Русалке». Памятник я хорошо помню и мысленно хорошо его представляю. Вот только ищу бронзовый барельеф внизу на основании, а он оказался чуть выше и к нему надо подняться по ступеням. Подзабыл немного.

        За памятником пологий берег и ширь залива.
        Вот тут в 47-м мы купались, когда не штормило. Морские виды восхищали и завораживали, – я впервые видел, как штормит море. Сейчас волнения нет, но вид залива угрюмый, любоваться нечем.
        Может  в детстве восторгался из-за того, что в то время на рейде стояли раскрашенные сигнальными флагами миноносцы и флагман Балтфлота линкор «Октябрина»?
        Сейчас на рейде судов нет, только слева у причалов порта видны белые надстройки верхних палуб круизных лайнеров.

        Помню, как тогда мы старались побыстрей окунуться, но протяжённая отмель и холодная вода не позволяли забежать в глубь хотя бы по пояс.
        Погоняв мелкую камбалу по песку, посиневшие от холода, мы стремглав неслись к берегу. После того я на Балтике не купался.

        Дальше предстоит осмотр Старого Таллина, но прежде всего автобус тормознул на месте, куда мы должны самостоятельно выйти из Старого города. Осмотрелись, запомнили приметы. Дальше едем вкруговую и заезжаем в Вышгород. Высаживаемся вблизи площади у церкви Александра Невского.
        Площадь небольшая, церковь буквально нависает над ней и моя попытка запечатлеть её на фото от подножья до золочёных крестов не удаётся – не влезает в кадр моего аппарата.

        Народу – не протолкнутся, с трудом отслеживаем свою группу среди десятков других. Экскурсоводы держат в руках кто флажки, кто плакаты, но заметно, что также мучаются, собирая подопечных. А те, увлёкшись фотосъёмкой, теряются и носятся среди толпы в поисках своих гидов. Большинство групп - иностранцы.

        Вспоминаю, как мы с сестрой бродили здесь при полном безлюдье.  Удивлялись узким улочкам, строениям из серого камня. Порой не понимали: то ли это стена крепости, то ли дома, то ли сарая – нет на уровне первого этажа окон, они выше или их совсем нет.
        Мы тогда ощущали себя заблудившимися в средневековом городе. О городах средневековья знали  из прочитанных книг, и эти улочки полностью соответствовали нашим представлениям.

        Сейчас всё здесь в ярких цветах красок. Средневековый город превратился в красочную декорацию. И не понять, где новодел, а где строение, пережившее века.
        Возможно, толпам туристов и не нужна эта древность?  Лубочное изображение их больше прельщает?

        Периодически улочки выводят на обзорные площадки на крепостной стене. С одной из них видна часть «нижнего города» – предместья крепости, где селились ремесленники и прочий трудовой люд. Протолкнуться на площадку трудно – толпа жаждет организовать здесь селфи.

        С верхнего в нижний город ведут два спуска:  «длинная нога» и «короткая нога». Начинаются они оба от ворот башни.  Мы спускаемся по короткой ноге, представляющей из себя узкую мощёную камнем крутую улочку, а затем и просто лестницу. 
        Транспорту, даже гужевому этот путь недоступен, въезд и выезд  проходил по «длинной ноге». Впрочем, предполагать, что в древнем городе существовал какой-то транспорт, кроме ручных каталок, бессмысленно – это нужно искать в описании древнего быта эстов в летописях.

        Пытаюсь вызвать в памяти хотя бы вид одного из зданий, но кроме ратушной площади с флюгером – «Старым Томасом» на башне, вспомнить не могу – в памяти только серые стены, сжавшие кривые улочки. Похоже, в детстве мы просто проскочили Старый город, особенно верхнюю его часть, поразившую безлюдьем и мрачностью. Средневековье, видимо, испугало.
        В нижнем городе, после посещения магазинчика с марципановыми лакомствами наша группа начала рассыпаться. Мы тоже потеряли гида, но неожиданно встретили его в небольшом кафе и уже без группы – экскурсанты разбежались шопинговать.
        Из Старого города вышли через ворота между  двух башенок и оказались напротив Таллиннской оперы. Поискали ближайший переход через широкую «манти» и отдохнули в небольшом скверике возле оперы. Попозировал на фоне фонтана с несколькими «писающими мальчиками», пожалев, что в таком красивом средневековье мало фотографировали.

        Автобус находим в обусловленном месте. Когда все собрались, трогаемся в обратный путь. Какое-то время движемся по «Тарту-манти» по которой мы с сестрой брели среди развалин в сумерках наступающей ночи летом 1947 года. Затем автобус поворачивает на улицу, переходящую дальше в шоссе на Нарву и Петербург.

        Где-то здесь в далёком детстве мы с сестрой тоже свернули с этой «Тарту-манти». Здесь тогда была окраина, и мы шли между затаившихся в пугающей темноте частных усадеб по полям, в сторону блистающих вдалеке огоньков барачного посёлка.
        Обходили заболоченные луговины, кустарники и какие-то карьеры. Сейчас на этих местах улицы с современными домами, а до окраины ещё далеко.

        Поездка понравилась насыщенностью программы. Но немножко и расстроила – не получил того, чего в глубине души ожидал.
        А чего ожидал? Хотел вернуться в детство и как тогда восхищаться «заграницей»?
        Детские впечатления  памятны, но могут ли они повториться?И восхищался ли я тогда, или это мне кажется с высоты прожитых лет? Ответа нет.

                Май 2015 года.