Французская монахиня построила часовню

Александр Зельцер 2
                ( авторы Д.Погодин.,Т.Лентина)
 
    В Череповце сегодня проживает около 600 человек, подвергшихся репрессиям в советскую эпоху. Однако в нашем городе нет ни одного мемориального знака, у которого могли бы собраться эти люди 30 октября - в День памяти жертв политических репрессий (написано в 2009г.-Прим.составителя). Более того, до сих пор достоверно не известно, где именно в сталинское время расстреливали «врагов народа». Эти сведения хранятся в архивах ФСБ под грифом «Секретно»
А в Вологде одно из таких мест известно. Сегодня там стоит часовня, где поминаются жертвы репрессий. Она открыта для посещения в любой день недели.
 
Часовня в Чашникове (под Вологдой) – одно из немногих мест поминовения жертв репрессий 1930-х годов.
Анна Хвостова была расстреляна в возрасте 71 года. Ее внучка на месте расстрела построила часовню.

«К высшей мере наказания…»
На окраине Чашникова (под Вологдой) 20 января 1938 года большевики расстреляли и похоронили в братской могиле Анну Хвостову, представительницу дворянского рода, дочь адмирала русского флота, жену ближайшего сподвижника Петра Столыпина. Спустя десятилетия ее внучка - французская монахиня Сергия (в миру - Наталья Хвостова) - разыскала под Вологдой могилу Анны и на свои деньги поставила в память о ней часовню. Когда утром 7 мая 2007 года владыка Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освящал эту часовню, в тысячах километров, в монастыре Бюсси на юге Франции, монахиня Сергия умерла...
Анна Хвостова была дочерью адмирала Ивана Унковского, совершившего кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в 1852-1855 годах. Замуж она вышла за пензенского губернатора Сергея Хвостова - друга и соратника Петра Столыпина. В счастливой семье было восемь детей.
Но с началом XX века на Хвостовых обрушился прямо-таки злой рок. В августе 1906 года глава семьи стал случайной жертвой покушения на своего друга, тогдашнего премьер-министра России. Эсеры взорвали дачу Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. Премьер уцелел, а дожидавшиеся его в приемной люди, в том числе и Сергей Хвостов, погибли.
Затем Анна Ивановна за два года потеряла четверых детей. Две дочери умерли от тифа, двое сыновей погибли в Гражданскую войну, сражаясь с большевиками. Тогда она решила полностью посвятить себя церкви, приняв монашеский постриг.
В 1922 году, не найдя себе места в новой, советской России, женщина уехала во Францию, к сыновьям-офицерам, которые эмигрировали туда после революции. Но жить вдали от родины Анна Ивановна долго не смогла: спустя два года вернулась вместе с дочерью Катей.
В Вологде мать и дочь Хвостовы оказались в 1937 году - их отправили в наши края в ссылку. Здесь монахиня организовала небольшую артель: женщины вышивали, шили на заказ одежду. А в декабре 1937-го Анну арестовали и обвинили в «активном участии в церковно-монархической группе и распространении провокационных слухов». 10 декабря «тройка» суда при УНКВД СССР по Вологодской области приговорила Анну Хвостову к высшей мере наказания - расстрелу. Судьба ее дочери Екатерины неизвестна до сих пор.
Оставшиеся в Европе, потомки Хвостовой долгие годы ничего не знали о судьбе своей бабушки. Последним было известие о ссылке в Вологду. Выяснить подробности, а позднее и разыскать место захоронения удалось лишь ее внучке - дочери одного из сыновей Анны, эмигрировавших во Францию. Наталья Дмитриевна, как и бабушка, приняла монашеский постриг (под именем Сергии) и поселилась в православном монастыре в бургундском местечке Бюсси.
Узнать о судьбе бабушки монахине помогла совершенно удивительная история. Монастырь в Бюсси издавал православный журнал «Вечное». Однажды о нем узнал вологжанин Сергей Телицын. Он-то и обратился в обитель с просьбой выслать ему несколько экземпляров. Монахини обратили внимание на обратный адрес и сказали об этом Наталье Дмитриевне. Они знали, как много значит в ее жизни слово «Вологда».
Завязалась переписка. Телицын, написав запрос в ФСБ, разузнал, что в районе деревни Чашниково в 1937-1938 годах проводились расстрелы людей, обвиненных в антисоветской деятельности и пропаганде.
Узнав, что удалось разыскать место, где, возможно, похоронена ее бабушка, Наталья Хвостова приехала в Вологду. Было это в 1997 году. Тогда на том месте, которое указали старожилы, воздвигли поклонный крест. А спустя 10 лет стараниями монахини здесь появилась часовня.
- Она построена на средства Натальи Дмитриевны, - рассказывает отец Александр, который руководил работами по строительству часовни. - К сожалению, сама мать Сергия, столько сделавшая для того, чтобы в память о ее бабушке и других жертвах репрессий была поставлена эта часовня, приехать не смогла. Она тяжело заболела, рак развивался стремительно, и в тот самый день, когда была освящена часовня, мать Сергия скончалась...

 Источник: газета "Голос Череповца" от 3 октября 2009 года.