Изобретатель болезни

Анатолий Шашуков
Молодой агроном делал клубневые анализы и обнаружил на картошке странные повреждения. Ни на одну известную болезнь они не походили. Такое иногда случается, но здесь настораживало количество. Во многих засеках оно превышало 10%. Причём поражался в основном новый тогда сорт Невский.
   Спрашивать старших товарищей молодой постеснялся. Ещё засмеют: всего год назад фитопатологию изучал и не знает. Взял самый большой справочник и ничего подобного не нашёл. В других тоже самое. Дома нашёл конспекты и фитопатологию, но там тоже нет подобных повреждений. Так наобум открыл справочник картофелевода для трактористов. И, парадокс, есть! Те самые пятна, та же губчатая ткань и название Пуговичная гниль. А ещё есть название по латыни. Без него же трактористам никак. А агроному кстати. В большом справочнике по нему нашёл болезнь. Так и называется пуговичная гниль и в скобочках фомоз. А дальше описание строения гифов и спороношения. А вместо описания повреждений и борьбы: "Хозяйственного значения не имеет". Агроном обрадовался, что нашёл, а в актах клубневого анализа назвал болезнь фомозом. Пуговичная гниль как-то не звучит. Сразу доложил руководству, особо подчеркнув, что в данном случае хозяйственное значение налицо. Реакция руководства была неожиданной. Все сошлись во мнении, что такой болезни нет. Предъявленные образцы не убедили. Одни называли это фитофторой, другие чёрной ножкой, третьи сухой гнилью, а четвёртые вообще механическими повреждениями. Все сошлись только в одном, что молодой агроном - идиот! На целый год он стал посмешищем. Если его за что-то ругали, то кто-нибудь вставал на защиту: "Не трогай гения, он же болезнь изобрёл!" И все дружно ржали. Даже в районной станции защиты растений сначала заинтересовались, а потом сказали: "А-аа!"
     Сорт Невский дал небывалый урожай и руководство решило убрать все сорта и оставить один Невский. Один "изобретатель" стал возражать. Говорил, что это опасно, приводил в пример пшеницу безостую-1, которая тоже давала отменные урожаи. Ею тоже заменили все сорта в Краснодарском крае. Её автор академик Лукъяненко доказывал, что этого делать нельзя, но, подумаешь, мудрит академик. Вышел он однажды на крылечко, а поле чёрное, схватился за сердце и умер. Умный был человек. Сразу понял - новый штамм пыльной головни поразил всю пшеницу края. Примерно этого он и ожидал.
     Академику! не поверили, кто-ж поверит молодому. Думали поумнел, почти перестали смеяться, а он за старое. Заложили Невский. Даже семенную суперэлиту других сортов, которая в простые совхозы раньше не поступала, и была добыта агрономом-семеноводом, отправили в магазины.
     Семена заложили, отчёты написали, пошёл агроном в отпуск. В начале декабря заглянул на работу. Весь агроотдел сидит в кабинете. Грусные такие. "О! Ты пришёл?! - с надеждой заявил зам генерального по растениеводству - ты человек интересующийся, может знаешь, что за напасть на картошке?" "Вдавленные пятна с ровными краями. А ковырнуть ногтем, вынимается губчатая коричневая масса и остаётся чистая мякоть картофеля?" "Да!!!" "И вы хотите сказать, что первый раз об этой болезни слышите?" "Да!" "Да полно врать-то!" Семеновод воскликнул: "А, ведь точно!" Зам смутился и спросил: "Так что это?" "Это фомоз. Как было написано в прошлогодних клубневых анализах". " И как с ним бороться?" "А также, как с фитофторой, но клубни перед посадкой обязательно протравить. И в кишечнике фомоз не погибает. Поэтому коровам давать поражённый картофель в варёном виде. Как указано в единственном справочнике, где есть фомоз."
     Зам по растениеводству сразу позвонил в СТАЗР (станцию защиты растений) и доложил:"Татьяна! У нас Анатолий Викторович определил. Это фомоз. Бороться с ним нужно, как с фитофторой, но клубни перед посадкой обязательно протравить. И в кишечнике фомоз не погибает, поэтому давать коровам поражённый картофель нужно давать в варёном виде." Потом началось. Совещания, инструкции.
      Вы наверно спросите: "И много заплатили?" Ребята! То-ж было при социализме.А молодой агроном не мог получить больше большого начальника. Сейчас, правда, тоже. На первом совещании глава сельского хозяйства района рассказал: "Напала на картошку напасть. Даже определить не могли что это. Две трети семенного фонда погибло. Хорошо, что в Гомонтово опытные, грамотные агрономы. Они определили: Это болезнь - фомоз. Бороться с ним надо как с фитофторой, но клубни перед посадкой нужно обязательно протравить. И в кишечнике фомоз не погибает. Поэтому давать коровам поражённый картофель нужно в варёном виде". Через неделю собрались в области. Начальник областной СТАЗР: "...И появилось на картофеле новое заболевание. Хорошо, что девочки из Волосовской СТАЗР смогли определить. Эта болезнь - фомоз. Бороться с ним нужно, как с фитофторой, но клубни перед посадкой обязательно протравить. И в кишечнике фомоз не погибает. Поэтому давать коровам поражённый картофель нужно в варёном виде."
     В тот год погибло две трети посадочного материала и не только сорта Невский, с которого всё началось. Семена завозили из других областей и республик. Но с фомозом справились. Селекционеры провели дополнительные работы. Урожайность сорта немного снизилась, но устойчивость к заболеваниям возросла.
     А что молодой агроном? Вся агрономическая служба стала его уважать и работники растениеводства тоже. А, вот, для остальных он долго оставался придурком и изобретателем болезни. Не станут же руководители рассказывать, что он заметил то, что они не признали.