Лихо в почесть

Александр Чашев
  Из сборника "Читая страницы минувших веков"


  В номере 45 от 9 ноября 1838 года «Архангельских губернских ведомостей» опубликовано извещение Вологодского губернского правления, заканчивающееся словами: «бывших станционных смотрителей коллежского регистратора Ивана Шипулина и отставного подпрапорщика Петра Заболотского, судившихся за лихоимство, считать от службы отрешёнными».   

   Лихоимство, в дословном переводе со старославянского, - «зло имеющий».  Церковнославянский словарь даёт следующие его значения – «взымание лихвы, вымогательство, любостяжание, взятки». Лихоимец – тот, кто берёт взятки, мзду, подношения за выполнение своих должностных обязанностей. 
В наши времена явление это именуют требующим перевода с латыни словом коррупция, а лихоимцев – коррупционерами. 

   Осудили станционных чиновников в девятнадцатом столетии за дела, которые совсем недавно считались вполне законными.

    В Московском государстве XVI—XVII вв. лихоимством признавались только взятки судьям. До петровских преобразований государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц, заинтересованных в их деятельности. 
    Поговорки и пословицы сохранили дух тех времён: «Не подмажешь — не поедешь», «Всяк подьячий любит калач горячий», Земля любит навоз, лошадь — овес, а судья — принос» и другие, увы, сохранившие злободневность и в наши дни.
 
   Благоденствовали, процветали мздоимцы в семнадцатом веке. Лишь один раз, в 1648 году, для усмирения Соляного бунта русскому царю пришлось казнить двух особо ненавистных народу коррупционеров - главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.

   И вновь ручейки и реки мзды потекли в карманы и сундуки «кормящихся».

   Некоторое представление о содержании и форме подношений, круге лиц, их получающих,даёт изучение приходно-расходных книг за 1658-1698 годы монахов Антониево-Сийского монастыря, ездивших по делам в Москву, выдержки из которых опубликованы Кассианом Любарским в пятом-шестом номерах журнала "Известия общества изучения Русского Севера" за 1919 год. 
    В конце тетрадей стоят подписи о проверках расходов казначея и других должностных лиц монастыря.

   Справка: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь расположен в Холмогорском районе, в 160 км. к югу от Архангельска. Основан в 1520 году. В 1599 – 1605 годах здесь отбывал ссылку Фёдор Никитич Романов, отец основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.
   
   Итак, выдержки из книг за 1658 год.
   «Москва: Патриарху – ведерко рыжиков и пирог за 8 алтын. Пирогами и деньгами: 8 дьякам (разных приказов – прим.автора), 5 подьячим и некоторому количеству приставов, сторожей и челяди».
  «Новгород. Митрополиту (Новгородскому – прим.автора) – свежей рыбы на 3 рубля, образ «на оклад» и пирог за 8 алтын 2 деньги; казначею – пирог за  8 алт.2 д. и 20 алтын деньгами. Прочим – 5 рублей».
   
   Записи за 1671 год.
   «Ходили челом ударить и бить челом бывшему протопопу Ермилу Михайлову, чтобы он пожаловал челобитную освобождении пошлин верх подал потому что бывает у Государынь Царевен, несен ему в почесть пирог да и 5 алтын 2 деньги».
 
   Следующая: «...челобитную подносил думному дьяку Лукьяну Голосову и о деле нашем радел и спомогал и за ту бродню и волокиту дано ему 30 рублей денег».

   Ещё раз не лишне повторить - все подношения «в почесть», «в потешение», «от письма и записи», «чтобы пожаловать изволили» и т.д., дававшиеся вполне открыто, не считались в семнадцатом веке взятками, рассматривались как нечто естественное и необходимое. 
   Так например, в  тетрадке за 1674 год описывается факт приобретения монахами за 3 рубля бобра для подношения Новгородскому митрополиту Иокиму, «и того бобра митрополит не взял потому что поизмялся и тот бобр оставлен в Москве у старца Илария».

  Росли с годами объёмы подношений, расширялся круг одариваемых лиц. В тетрадке за 1678 год читаем: «Взято продуктов и вещей из монастыря и Вологды: сёмги просоленной 118 пудов, палтасины 25 пудов, трески 13 пудов, рыжиков 7 пудов, вина 10 ведёр, образов чудотворца Антония на золоте 7, на красках 8.  В Моске роздано продуктами и вещами: Патриарху, одному епископу, 7 монахам разных чинов, 2 священникам, 2 боярам, 2 князьям, 18 дьякам разных приказов, 23 подьячим, 5 стрельцам, 34 слугам разных званий, 1 привратнику, 5 купцам, 1 стряпчему и некоторому количеству отдельно неупомянутых людей. Роздано деньгами: «в почесть» 1 р.8 алт. 2 д. , на три пирога 10 алт.».

   В 1698 году продукты, ценности и деньги вручались: патриарху, 4 епископам, 20 монахам разных чинов, 9 боярам, 4 стольникам, 2 князьям, 2 дворянам, 10 дьякам, 14 подьячим, 1 стряпчему, 11 сторожам и большому количеству дворовой челяди.

  Умение находить «нужных людей» приходило с годами. Особая роль в этом деле отводилась бывшему сийскому монаху Паисию. В 1676 году он стал казначеем при патриархе и до смерти, последовавшей в 1694 году, фактически руководил политикой монастыря. С ним решались, как детали крупных денежных операций, так и шитья шуб «благодетелям». Память о нём запечатлена в тетрадях записями вроде: «По приказу старца Паисия», или «По его отца Паисия повелению».

   За какие услуги делались подарки? 
 
   За отвод земель и соляных варниц, выигрыши в тяжбах монастыря с крестьянами, льготы в податном обложении монастырских предприятий, различного рода вспомоществования из церковной казны и от частных лиц, повышения в чинах и должностях, другие виды помощи и благодеяния на пользу монастыря и его обитателей.

  Ничто человеческое не чуждо монахам, сближение, в том числе и через подношения, со знатными боярами Милославскими, Черкасскими, Хованскими, Хитрово, княжескими родами, ввело некоторых из чёрных и белых братьев в высший свет тогдашнего общества.

   С 1715 года чиновникам назначили фиксированную зарплату, получение взятки в любой форме стало считаться преступлением. Гладко было на бумаге. Денег в государственной казне катастрофически не хватало. «Незаконные» взятки были для многих чиновников единственным способом выживания.
 
   В 1721 году с образованием Духовной Коллегии, переименованной вскоре Святейшим правительствующим Синодом, ряды государственного чиновничества пополнили священнослужители. Екатерина I вернула прежнюю систему обеспечения канцелярских служащих в городах без жалования, разрешающую «брать акциденцию от дел». Акциденции в переводе с латинского — «побочные доходы» от добровольной мзды челобитчиков, то есть взятки. «Кормление от дел» вновь стало для госслужащих единственным способом существования.

    Указы Александра I 1809 и 1811 гг. оставляли в силе законодательные акты Петра I и Екатерины II.
 
   В Своде законов Российской империи, утверждённом в 1830-е годы, взяточничество подразделялось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). После принятия в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» суды над чиновниками впервые в истории России стали достаточно обыденным делом: так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников.

   Попавшие в 1838 году под суд за лихоимство вологодские станционные смотрители Шипулин и Заболотский, возможно, задавали себе и судьям вопрос: «За что? Ведь наши отцы и дедичи всегда ТАК жили!».

  В 1999 году заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка (с апреля 1999 года – и.о.генерального прокурора, с 2006 года – генеральный прокурор РФ) заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве.

Три пятилетки минуло с тех пор. И что же?

Позиции России в оценивающем уровень восприятия коррупции глобальном рейтинге Transparency International не изменились. Россия в 2016 году оказалась в конце этого списка, рядом с Украиной, Казахстаном, Ираном и Непалом.

Зло имеем, оно имеет нас.

***
Продолжение:   http://www.proza.ru/2016/03/11/1653