16-Веденеев Александр

Эрих Лаутен
Отрывок из романа "ПО КРАЮ"

Во Фрунзе я приехал в полдень. Взял такси. Назвал водителю адрес Веденеева и через полчаса стоял уже около голубых ворот его дома.  Мне повезло. Александр оказался на месте.
-Ну, наконец-то!-обнял он меня похлопывая по спине.-А то я уж собирался, через недельку другую,  сам к тебе в Талас мотануть. Ты какого числа дембельнулся?
-Ровно через месяц и два дня после тебя. Двенадцатого июня. Уехали вместе с Юрой Гавриловым. Он что к тебе не заезжал?


-Нет. Не заезжал. Пока видел только одного "Муравья". Но теперь то мы их всех разыщем. И устроим пир на весь мир! Секунду,-он прошёл в кухню. Подошёл к холодильнику. Приоткрыл дверцу. Заглянул внутрь. Сказал озадаченно: Чёрт, так и думал. Ни одной бутылки. Даже пива нет. Но ничего. Ты посиди пока здесь на кухне. От скуки можешь гитарой побаловаться,-нырнув в соседнюю комнату он через мгновение появился с отличной, чешского производства, гитарой в руках.-А я за спиртным быстрёхонько смотаюсь.


-Стоит ли... Саша?
-Ещё как стоит! Отметить встречу на гражданке-это ж святое дело!
-А если кто зайдёт? Увидит незнакомого, а тебя нет. Что я скажу?
-Ах да, ты же не в курсе. Один я живу,-в его голосе послышались металлические нотки.-Мать, представляешь, со своим хахалем на Север подалась. Так что не беспокойся. Никто не зайдёт. Да и быстро я.


Ждать, как и обещал Александр пришлось, действительно, недолго. Минут через десять, слегка запыхавшийся, с сеткой в руках в которой глухо позвякивали бутылки, он открыв дверь ногой появился в кухне. Поставив сетку с бутылками на стол, сказал смеясь: Соседку в продмаге встретил. Иваси покупала. Говорю: Бери свою селёдку и пошли ко мне. С мировым парнем познакомлю. Чуть не уговорил. Жаль ей к трём в гидромелиоративный техникум надо. Зачёт сдавать. Красивая девчонка. Тебе бы понравилась.


-Сань, ты же знаешь моё отношение к женскому полу,-улыбнулся я.
-Знаю. И тем не менее. Отчего бы не побалдеть с классной девчонкой. Жизнь ведь проходит быстро, а молодость ещё быстрее. Иль я не прав?
Да прав, прав,-пробурчал я, нарезая увесистыми ломтями любительскую колбасу которую он достал из холодильника. Только рассуждаешь как столетний старикан. Жизнь у него видите ли быстро проходит.
-Что никак Вера из сердца не идёт?


-Из чего водку пить будем? Из рюмок или из стаканов?-не желая отвечая на этот, больной для меня, вопрос повернул я разговор в другую сторону.
Из стаканов конечно. Или мы не мужики?!-он достал из буфета два гранённых стакана.-Наливай. До краёв. Как в армии.
Я налил.
-Вздрогнем,-он осторожно поднял свой стакан.-За тех кто на посту!


После первого стакана у меня сразу затяжелело в голове. Так было всегда когда я пил водку. Вначале она тяжёлой, одурманивающей волной ударяла мне в голову. Потом, минут через десять, мягко отпускала, откатывалась назад. После этого я пил уже почти не пьянея. Выпить мог очень много и никогда не терял, при этом, ясности мышления.
Второй стакан выпили за встречу. Заметно опьяневший Александр подойдя к окну открыл форточку.  Щёлкнул зажигалкой и прикурив от пляшущего, под лёгким сквозняком, жёлтого язычка пламени сигарету, спросил, глубоко затянувшись: Приехал-то надолго?  Учти, так быстро я тебя не отпущу.


-Да, как тебе сказать. Я ведь не из Таласа приехал,-взяв со стола кусок колбасы, сказал я.
-А откуда?-зная мои сложные отношения с родителями не очень удивился он.
-Из Саратова. Вступительные экзамены сдавать туда ездил. В юридический институт имени Курского.
-Ну и когда начнутся занятия? С первого сентября?
-Для меня никогда. Не взяли меня.
-Как это не взяли? Провалиться, с такой головой, ты не мог. Что случилось-то?
-Не берут немцев в такие заведения, Саня. Считают что в органах юстиции им делать нечего,-горько усмехнулся я.
-Вот сволота!--выругался он.-А что сейчас делать думаешь?


-Не знаю пока. Но назад в Талас не поеду. Может здесь где общежитие найду, на работу устроюсь. Специальность плотника у меня есть. Так что на какую-нибудь стройку, я думаю, возьмут.
-Какое общежитие?! Какая стройка?!-он выкинул, до половины выкуренную, сигарету в  форточку.-У меня жить будешь. И стройку из головы выкинь. На стройке если что и заработаешь, то только горб. Ясно?
-Послушай Сань, у тебя с деньгами как?-спросил я его после того как он вновь уселся за стол. Не можешь мне немного одолжить? А то поистратился я с этой поездкой в Саратов.


-Какой разговор? Сколько надо?
-Да рублей семьдесят, восемьдесят.
Он встал. Прошёл в комнату из которой недавно вынес гитару и через минуту появился с новенькой, ещё запечатанной в банковскую упаковку, пачкой пятёрок в руках. Разорвав упаковку и отсчитав шестьдесят хрустящих купюр протянул мне.-Бери. На первое время, я так думаю, должно хватить. А то семьдесят, восемьдесят-разве это деньги?


Я взял новенькие пятёрки и сунув их в карман брюк пообещал вернуть ему долг, самое большее, месяца через четыре.
-Обижаешь ты меня Эрих. Обижаешь. Между нами нет и не может быть долгов. Дружеские обязательства-это да. А долгов, тем более денежных, у нас быть не должно. Или я тебе не друг?-он вопросительно поглядел мне в глаза.


-Да не в этом дело, Сань. Друг конечно.
-Ну, а если друг то никогда больше не вспоминай об этих деньгах. Дружба выше всяких денег!
-Хорошо. Будь по твоему. Я плеснул в стаканы по сто грамм. Поднял стакан.-Давай. За дружбу!
Выпили по третьему разу. Помолчали. Александр снова закурил. Сизый дымок. от его сигареты, медленно заструился в сторону открытой форточки. На душе стало как-то легко и светло.


-Хорошо когда есть такие друзья,-думал я, наблюдая как он курит.-Не пропадёшь. Интересно что у него там с матерью произошло? Отчего она уехала? Надо бы спросить. А то неудобно получается. Про свои "болячки" рассказал, а про его, вроде-бы не интересуюсь.


-Сань, ты это, извини если что не так. Всё спросить тебя хотел,-как можно деликатнее начал я, чтобы как-то ненароком не задеть, не обидеть его своим, может быть и ненужным сейчас вопросом.-У тебя что в отношениях с матерью трещинка образовалась?
-Если б только трещинка,- горько усмехнулся он, потушив сигарету,-а то ведь настоящая пропасть.
-А что случилось то? Впрочем, если не хочешь можешь не отвечать. Я не обижусь,-добавил я, заметив  как у него сразу помрачнело лицо.


-Да нет. Отчего не ответить.-Он встал. Медленно прошёл к окну.-История тут простая. Житейская. Приезжаю после дембеля домой, а тут чужой мужик. Столько лет без мужика жила, а тут на тебе!  Ну, я вначале сделал вид что всё нормально. Только спросил: Почему не написала? Не грубо так спросил. А она ни с того, ни с сего в слёзы.
-Что мне одной всю жизнь маяться?- говорит. Ты женишься, уйдёшь. А я? -С чего вы, мама, взяли что уйду?-спрашиваю.-Дом большой вместе бы и жили. И на кой сдался вам этот хахаль?!-Не смей его так называть,-говорит.
-А как мне его ещё называть?- спрашиваю.-Папой что-ли? Ну, тут она совсем разошлась. Насилу успокоил.


В общем на следующий день, после этого разговора, навалил я к одному корешку. Неделю у него гудели, пока деньги не кончились. Через неделю заявляюсь, во двор захожу, и глазам не верю, хахаль-то этот самый, на моей "Яве" сидит. Уже шлем напялил. Ехать куда-то собирается. Мне бабушка незадолго до своей смерти эту "Яву" купила. Мне тогда ещё шестнадцати не было. Ну-у, тут внутри у меня всё и вскипело.-Кто разрешил?-спрашиваю. Он шлем снял, улыбается.-А вот и наш блудный сын появился-говорит. Я левой рукой ключ зажигания выдернул и недолго думая  кулаком по зубам ему  въехал. Веришь? Три зуба враз вынес. В этот день они и ушли. К какому-то его родственнику. А через неделю тётка моя заявилась. Она в паспортном столе, в нашем Аламединском районе, работает. Сказала: уехали. На север.


-А может не надо было кулаками-то махать? По другому что никак объясниться нельзя было?
-Да пожалел я уже сто раз. Но что сделано, то сделано.
-Эх Саня, Саня. Вечно ты задним умом крепок.
-Что есть, то есть,-покорно согласился он.-Плесни-ка ещё по сто, а то в горле пересохло.
-А много не будет? Вторую бутылку ведь приговариваем.
-Ничего. Выдюжим.
Я разлил остатки по стаканам.
Он подошёл взял стакан. С секунду тупо глядел на него. Потом неожиданно поставив его назад на стол, шельмовато улыбаясь спросил: Хочешь покажу что-то? Уверен удивишься.


-Меня удивить трудно. Вышел я уже из того возраста,-засмеялся я. Но всё равно. Давай. Удивляй.
-Пошли,-хлопнул он меня по плечу и нетвёрдым шагом направился к выходу.
Мы вышли во двор. Обошли дом. По лестнице забрались на чердак. На чердаке было душно и я сразу вспотел. Александр прошёл в самый дальний угол где стоял небольшой деревянный ящичек. Такими ящичками пользуются, обычно, плотники или столяры, храня в них свой инструмент. Взяв ящик за ручку, он легко приподняв его, вытащил на середину чердака. Поставил на пол.


-Ну и чем ты меня удивит собрался? Плотницким инструментом что-ли?-я лёгонько пнул ящичек ногой.
-Сейчас,-он присел на корточки и достав, с самого дна, свёрток из промасленной бумаги  аккуратно развернул его.
То что я увидел заставило меня вспотеть ещё больше. Пот прямо градом поеатился по лицу и спине. На бумаге, отсвечивая в чердачном полумраке коричневато-матовым цветом, лежал новенький пистолет Макарова.
-Видал?! А к нему ещё три обоймы с патронами имеются,-подымаясь с корточек похвалилися он.-Ну что? Удивил?


-Ты откуда это взял?-я вытер рукавом, заливающий глаза, пот с лица
-Во время дислокации слямзил. Помнишь из старой крепости оружие перевозили в Аму-Дарьинск  к эшелону.
-Помню конечно.
-Ну,  вот тогда-то я его и спёр,-довольно засмеялся он.


-Зачем? В кого ты из него стрелять собираешься?-я нагнулся, взял в руки пистолет, вытащил обойму.- В воробьёв что-ли?
-Почему в воробьёв?-обиделся он.
-Знаешь, Александр, вот гляжу я на тебя и думаю: Дурак ты или нет! С одной стороны вроде не дурак, а с другой, ну полный идиот. Ты не обижайся. Подумай сам. Пистолет стащил, а сам не знаешь зачем. Потом кто ж такие вещи дома хранит? Да ещё на чердаке. Кто нибудь ещё, кроме тебя и меня, знает о его существовании?


-Нет. Тебе первому показал.
-Возьми,-я протянул ему "Макарова" и обойму.-И спрячь подальше. Только не на чердаке.
-Ладно. Завтра утром отвезу его на кладбище,-послушно согласился он.-У меня там, ещё со школьных времён, тайничок сохранился.
-Про отпечатки пальцев не забудь,-напомнил я.- Протери тщательнее, прежде чем в тайничок-то свой совать.
-Протеру,-он вставил обойму. Снова завернул пистолет в бумагу.


-Интересно, неужели никто так пропажу и не обнаружил? Ведь боевое оружие всё-таки. А? Как думаешь?
-Может и обнаружили, нагнулся он укладывая "Макарова" назад, на дно ящика.-Только скрыли. Кому охота за пропажу оружия отвечать? А потом, вероятнее всего, потихоньку, как то списали.
-Пожалуй, ты прав. Эх Санёк, Санёк! Рисковая твоя голова. Ну что? Пойдём водку допивать?