Люди! Что мы творим?

Полозов Николай
               
Впервые увидел Дон в 1961 г. и был поражён его самобытной красотой. Летом родители меня отправили в гости к деду, отцу отца, который проживал со своими дочерями в г. Серафимович (бывшая казачья станица Усть – Медведицкая).  Дед, со своей семьёй переехал в эту станицу во времена коллективизации, из Тульской обл.

В те времена, под руководством Ленина и Свердлова,  велась  яростная борьба с Донским казачеством. Одних  зажиточных казаков уничтожили, а других отправили на урановые рудники в Казахстан, на Соловки, и в другие подобные места.
 
ДомА выселенных "кулаков", отдали переселенцам из других регионов СССР.  Так большой семье деда, был выделен так называемый «круглый дом», состоящий из четырех больших комнат, и «низов» (так у казаков назывался первый, полуподземный этаж), в котором стояла большая русская печь. Здесь же была и столовая.

Этот городок находился (если взять напрямую) всего в 350 ти километрах от Саратова, где жила наша семья, но природа, река, сильно отличались от той, на какой я возрастал. Так же совсем другим был уклад жизни местного населения.  Я с детства был страстным рыбаком, и приехав в Серафимович, постоянно пропадал на Дону.

Ежедневно, вечером я приходил на скотный двор, где располагалась организация «Заготскот», и накапывал пол-литровую банку навозных червей. Рано утром отправлялся на рыбалку на Дон.  До него нужно было идти около двух километров, по пойменному лесу под названием «Брехунья». Это название лес получил в стародавние времена, когда у зажиточных казаков,  там находились базЫ для скота, охраняемые собаками, которые постоянно лаяли. Поэтому это место, и  стало так прозываться.

Дорога была очень хорошая, песчаная, и я всегда  с удовольствием по ней ходил. Единственно, что пугало - это куропатки (в то время их было очень много), внезапно, с сильным шумом, взлетавшие из травы рядом с дорогой. Подойдя к реке, и перейдя вброд мелкий заливчик, располагался  на островке, намытым зем снарядом, и вытаскивал из вещь мешка «донки».

Обычно их было три штуки, и на каждой по шесть крючков.  Размотав одну из них, насаживал червей, и изо всех сил забрасывал грузило в воду. Конец лески привязывал к прутику, воткнутому в песок, заготовленному заранее.  Не обращая больше на «донку» внимания, разматывал другие, насаживал червей, и так же забрасывал в реку.

Подождав несколько минут, вытаскивал первую, и почти всегда  на крючках, сидела чехонь, а то и две, реже лещ. Рыбу сажал на «кукан». Так, абсолютно не следя за поклёвками, проверял «донки» одна за другой, и почти всегда снимал с крючков рыбу. После того как над лесом появлялось Солнце, раздевался, и временно прекратив рыбалку, начинал  купаться в реке.
 
Песок был ослепительно белым, вода казалась стоячей, и только пух и листва, плывущие по верху, выдавали довольно сильное течение.  Искупавшись, начинал бродить по заливчику. При каждом шаге, наступал на бестолковых вьюнов,  поймав и полюбовавшись ими, отпускал домой. Еще разок окунувшись, опять приступал к рыбалке.

 Через час, Солнце начинало нещадно припекать, и чтобы не пропала рыба, сматывал удочки. Домой старался возвращаться быстрее, но приходилось часто останавливаться на отдых, потому как улов обычно бывал довольно тяжёлым.

В те годы рыба в Дону просто кишела. Если ночью удавалось потихоньку подкрасться к реке, можно было услышать, как на косах шуршит рыба, то там, то тут очень часто выпрыгивали из воды судаки и щуки, и, если сильно топнуть ногой, вся рыба с громким шумом, бросалась от берега в глубину.

 Чехонь весной шла  на нерест огромными косяками, и после спада воды, можно было видеть её висевшую на кустах чернотала. После просветления воды её ловили на простую красную тряпочку.
Какое было чистое дно реки.  Песок по берегам тоже был белым, как сахар. Весной вода в некоторые годы, поднималась иногда на 11 метров выше нулевой отметки, и вся эта масса неслась с большой скоростью, промывая русло реки. При таких разливах, промывались и затапливались озёра в пойме.  Везде было полно рыбы, и раков.

Ниже города была так называемая «Белявская коса» на которой в праздничные дни, отдыхал весь город. Рыбаки на перемёты, завозные донки, всё лето рыбачили на ней. Все было хорошо да тех пор, пока в городе не построили канализацию, и очистные сооружения. При коммунистах всё это ещё работало, а сейчас сбросы из городской канализации идут напрямую, безо всякой очистки сразу в Дон. Да еще понастроили по берегу баз отдыха, которые так же бесконтрольно сбрасывают все нечистоты. Так же хорошо «помогают» реке предприятия расположенные в верховьях Дона, в частности «Новолипецкий металлургический  комбинат».

В общем «Белявская коса» покрылась нечистотами, толщиной в полметра и  превратилась в рассадник змей. На ней даже лягушки не живут. В нашем регионе погибли практически все улитки, перловицы. Уже и лягушек можно пересчитать по пальцам. Прекратились весенние разливы.

 На дне реки толстый слой грязи.  Донную рыбу, какая ещё  осталась в Дону, есть невозможно. Особенно брюшко -  воняет какой – то дрянью.  Раки исчезли.  Летом практически рыба не ловиться, пока проскакивает карпосазан, и сомишки. Почти исчезла даже верховка.

Зимовальные ямы обмелели. Если буквально пять лет назад теплоходы типа РТ ещё как –то могли проходить по Дону, то теперь в районе города, летом, в некоторых местах нельзя пройти даже на подвесном лодочном моторе. В этом 2016г. в середине февраля при вскрытии реки, практически не было подъёма воды, и ледяных заторов. После ухода льда, на берегу не осталось ни одной льдинки.

 Такого при моей  памяти не было никогда. Пересохли почти все родники. Раньше по всем оврагам города текла вода, теперь исчезла.  Жесткость воды увеличилась в разы, и не только в Дону, но и в скважинах, и колодцах.

Я конечно не учёный, но мне кажется, что вода уходит в полости Земли, из которых мы варварски выкачиваем её кровь. Это в основном нефть и газ, и этот процесс нельзя остановить. Гигантские корпорации, гонясь за сверх прибылью, уничтожают живую планету.

 Если у человека вскрыть кровеносный сосуд, и не давать крови остановиться – что будет? Вот тоже самое, на мой взгляд ,твориться и с нашей ЗЕМЛЁЙ – МАТУШКОЙ.