Мой Гагарин

Любовь-Коён Лада
                "ЖИВИ И ПОМНИ"

                (люди в нашей жизни)

               Был и другой год 1968 –й., был и другой Гагарин. 

        Мама работала на заводе. Раньше было принято по профсоюзной части работников куда-нибудь свозить, в цирк, например, или в театр. Народ изъявил желание поехать за грибами.  Да чтобы в самые грибные места. У Пахмутовой в песне поётся: «В лесу под Владимиром сосны столетние…». Вот там самые и есть грибные места. И ехать часа два не больше.

Желающих отправиться в грибную поездку набралось много, но места всем хватило. Я- маленькая. но, конечно, пропустить такое удовольствие не могла. Некоторые ехали семьями. Автобус был заказан большой, удобный. Можно было в дороге ещё поспать. Выезжали затемно. Помните закон грибника – приехать первыми.

     Ну и приехали, когда чуть начало светать. Места незнакомые, деревья до неба, заросли густые, грибов полно. Нам дали распоряжение - далеко не разбредаться, в пределах автобусного гудка. Сбор в указанное время. Лучше всего, как нам посоветовали, собирать грибы по просеке. Что за просека? А Бог её знает. Для чего-то её же сделали. Идите и не заблудитесь – таков был наказ знающих людей.

       Ну, мы и пошли. По краю просеки была тьма подосиновиков. Но большинство были червивые, приходилось их выбрасывать с великим огорчением. Грибы переросли.  Везде валялись красные резаные шапки грибов. Но это же только начало.

Идём по краю просеки, иногда немного удаляясь в лес. Идём – идём, идём –идём. Что дальше?  А дальше пара огромных жердей нашу просеку перегораживает. Удивили жердями. Что мы их не одолеем. Перелезли. А тут, откуда не возьмись, перед нами солдатик да с оружием.

- Стой, кто идёт?

Правда - правда. Молоденький, в форме, с ружьём.  Мы как-то растерялись сразу. Потом слово за слово, и мы выясняем, что попали мы на место гибели Юрия Алексеевича. Солдатик сказал, что посмотреть это место мы можем, но только почему-то без фотоаппаратов. А их у нас и не оказалось.

      Подошли мы молча, стали оглядываться. Стояла  там недалеко палатка, это для охранников. Солдатики оказались разговорчивыми ребятами. Они показали нам направление, как падал самолёт. Верхушки сосен были, как срезаны под углом.

 На месте, где самолёт врезался в землю, образовалась круглая воронка. Она была заполнена водой. Над воронкой как огромное чудовище нависал гигантский корень дерева, в которое самолёт угодил и снёс его. По краю воронки росли грибы, и даже белые. Одна наша старенькая бабулька решила пособирать эти грибочки. Но ребята ей объяснили, что это вроде бы могила, и собирать грибы тут не стоит, их вокруг в лесу полно.

 Возле воронки с водой стояла каменная глыба. Н ней была вмонтирована дощечка с надписью, что это место гибели первого космонавта. И что тут будет установлена памятная стела. Здесь уже побывали юные пионеры. Наверное, из какого-нибудь соседнего лагеря. Возле камня лежали цветы, пионерский галстук.

Словоохотливые солдатики рассказали о ходячих слухах и версиях, передавать которые теперь не стоит, особенно после откровений Леонова. Мы, конечно были удивлены и даже немного шокированы. Вот какая экскурсия у нас поучилась. Грибов мы, конечно, тоже набрали, урожайный на них был год.

        Через много лет я видела на телеэкране место гибели Гагарина.  Просека, на которой мы грибы собирали, теперь забетонирована. Нет, конечно, ни ямы, ни камня.

Стоит там высокая стела. Всё красиво, ухожено, сглажено временем. А у меня в памяти тот гигантский корень, распростёртый над воронкой, заполненной водой, и старуха, собирающая грибы по краю воронки. И куда нас занесло, и зачем. Да, справедлива другая мантра -  «Живи и помни». Вот такой он мой Гагарин. У каждого он свой.

          А вообще, когда я училась в МГУ, нас частенько снимали с занятий и отправляли на Кутузовский проспект для встречи космонавтов или каких-нибудь правительственных делегаций. Мы не сопротивлялись.