На крепостном пруду. глава 10

Владимир Галин
        ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕ ДАЛЕКО ПАДАЕТ.


     Главной задачей исправления и перевоспитания несовершеннолетних право нарушителей является , говоря языком Евангелии, отделить зерно от плевел.

       Существует астрологическое утверждение, что полный цикл жизни человека  состоит из 12 периодов по 7 лет каждый.  За 7 лет жизнедеятельности происходит накопление определённых качеств, благодаря которым происходит скачок на новый уровень жизни.

      Известно , что к 7 годам завершается раннее детство и начинается отрочество, когда ребёнок для дальнейшего своего развития начинает обучаться в обще образовательной школе. За второй период своей жизни к 14 годам он не только овладевает грамотой читать, писать и считать, но и созревает физиологически  для продления рода человеческого. Наряду с постоянными потребностями  в пище, одежде и жилище у подростка возникает интерес к противоположному полу, который становится определяющим в поведении.

      Как правило  судьба каждого закладывается в раннем детстве ещё из колыбели и родимые пятна человек проносит через всю свою жизнь.  Личные качества родителей, их взаимо отношения между собой и отношения к ребёнку  во многом определяют  его судьбу. К тому же каждый ребёнок развивается как бы сам из себя.

     Придя в школу плохо подготовленным  ребёнок отстаёт в обучении от своих сверстников, задавленный плохими оценками  своих знаний и умений, он теряет вообще интерес к обучению, начинает уклоняться от уроков, предпочитая школьный туалет учебному классу, а потом со временем он сбегает и из дому предпочитая ему вокзалы и подвалы, где с него никто и нечего не спрашивает и не обязывает.

     После нескольких приводов подростка в детскую комнату милиции, которые в большей своей части бывают бесполезными, его, чтобы прервать цепь правонарушений, решение комиссии направляют до 14 лет  в спец школу, а с 14 лет до 18 в спец училище. И если мы, работники  спец училища, не сможем направить юношу на трудовой путь, то у него остаётся одна участь катиться дальше вниз. А всем известно , чем дальше в лес, тем больше дров. Потом уже на лесоповале , осознав, что  « с юных лет счастья нет», он будет спрашивать: « И зачем меня мать родила?»

     К большому сожалению приходиться признать, что спец училище не только лечит, но и продолжает калечить не окрепшие души подростков прежде всего тем, что весь коллектив учащихся состоит из себе подобных. Если в коллективах обычных школ и училищ есть пионерские и комсомольские организации , которые способствуют развитию гражданских навыков служения добру и справедливости, где правят бал Тимур и его команда, рассказанная писателем Аркадием Гайдаром, то в наших заведения  рулят Мишки Квакины. Здесь определяющим правом является право сильного, жестокого и безжалостного. Здесь нет товарищеской взаимопомощи и защите слабого, здесь всё наоборот, шиворот навыворот, подтолкни слабого и поддержи сильного, здесь культ грубой физической силы и круговая порука, смертным грехом считалось пожаловаться кому бы то ни было на обидчика своего. Первым уроком для каждого новичка был урок: «Не фургалить вассарам!»-чтобы с тобой не случилось. Для чего новичка  жестоко избивали и говорили: «Будет ещё хуже, если пожалуешься. Будешь ябедой и сексотом!»

   Мне потребовалось долгих 4 года, чтобы внушить пед коллективу необходимость создания здорового ядра в ученическом коллективе , а не опираться на авторитет «бугров» .


    После долгих январских оттепелей, так характерных для нашей солнечной Киргизии, наступили февральские морозы, которые и в начале марта не хотят весне сдавать свои позиции. И хотя поля ещё укутаны снежным покрывалом, но уже с каждым новым днём чувствуется пробуждающее жизнь растений дыхание весны. Вот, вот и весеннее солнце, которое всё выше поднимается над горизонтом, растопит тощие снега, зазеленеют озимые посевы злаковых и защибечат птицы, возвратившиеся из-за морских стран в родные края.

       Вместе с обновлением природы и в нашем училище, наконец, произошли качественно новые изменения. Всё зримие показались ростки морально-нравственного оздоровления коллектива учащихся спец училища – создание комсомольской организации  среди полу блатных мальчишек стало явью.

     Настойчивыми усилиями моего зама по культурно-воспитательной работе Вечяслава Михайловича Володина инициативная группа в 15 человек открыто заявила о своём желании вступить в комсомол и создать в училище комсомольскую организацию. Среди первых Петр  Кравцов, круглый сирота. Насрединов Рустам, которого уже 2 года как не навещает мать. Валерий Лихачов, физически не сильный, но умеющий постоять за себя парень.

      Идеи организации комсомольской организации в нашем училище , которая была обозначена в самом начале моего директорства, исподволь , как весенние ручьи , растопили лед мерзлоты ребячих душ и пронизало , проникло во все учебные группы учащихся, что даже такие столпы полу блатных традиций, как Абдиев, Гаус, Прядоха, Илюшин и Садов, а так же примкнувшим к ним  как Коробка, Литвинов, Хлопков , Клычбеков и Мельников не  смеют выступить открыто против и вынуждены отвечать, что будут вступать в комсомол в Армии . и тем самым как бы признали  создание комсомольской организации в училище.

       Один Бог знал, какое надо было иметь мужество тем мальчишкам, которые вняли нашим наставлениям и открыто заявили о своём желании стать комсомольцами. И  в самом деле каждое время имеет свою контру, своих захребетников, угнетающих себе подобных, любителей обеспечить своё благополучие за чужой счет.

       На живом примере, как физически сильные подростки, так называемые « бугры» подчиняют себе слабых и угнетают их безжалостно и жестоко,познавал всю глубину изречения Маркса о том, что ТРАДИЦИИ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ, КАК КОШМАР, ДОВЛЕЮТ НАД НЫНЕ ЖИВУЩИМИ.

      Советская действительность, представляя гражданам права на труд и отдых, бесплатное жильё и медицинское обеспечение, школьное образование и профессиональное обучение,  требовала от каждого честного и добросовестного труда на благо общества, кем бы ты не был,подчёркивая, что В СССР ТРУД ЕСТЬ ДЕЛО ЧЕСТИ, ДОБЛЕСТИ И ГЕРОЙСТВА.

        Приучение каждого гражданина к труду начинается с раннего детства. Сначала дома за уходом своих игрушек. Потом  в школе за партой. Но вот здесь то и происходит разрыв между правами и обязанностями. Общей чертой для подростков, вставших на путь право нарушений, а затем и преступлений , является тунеядство и уклонение от туда, сначала учебного, а потом и производственного. Их распространённые изречения: «Через труд-в семью горбатых.» И наколки на ногах: « Не спешите на работу, торопитесь на обед».

        И это несмотря на то, что Советская власть подняла на небывалую высоту возвеличивание и прославления человека труда, основным пороком людей оставалось тунеядство и стремление поживиться за чужой счет.В одном и том же человеке исторически уживался и раб-работник, и господин. Отделить зёрна от плевел было нашей главной задачей исправления и перевоспитания. Каждый ребёнок должен был вырасти достойным и свободным гражданином своей социалистической родины, помятуя призыв поэта: « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!»