Праведность Иова

Рыжов Александр Геннадьевич
(Заметка написана главным образом по мотивам рассуждений, приведенных в книге Майлис Янатуйнен “…И Господь взял”. Некоторые абзацы я скопировал из этой книги почти без изменений)

Когда мы открываем Ветхий Завет и размышляем при этом над истинами, изложенными апостолом Павлом в послании Римлянам (оправдание по вере и вменение праведности), нам вспоминается прежде всего отец верующих Авраам. К религиозному опыту этого патриарха не раз обращается в своих посланиях и сам Павел. Однако в Ветхом Завете есть и другие примеры людей, испытавших на себе действие благодати Божьей и имевших откровение об искупительной жертве Иисуса Христа. Обратимся к одному из этих примеров.

Не основная, но одна из главных тем книги Иова - это вопрос о том, может ли человек быть праведным перед Богом. Иов говорит, что может, его друзья утверждают, что нет. Постепенно становится ясно, что по мнению друзей Иова, человек не обязательно должен иметь совершенную праведность, чтобы удовлетворить требованиям Бога. Достаточно быть просто хорошим человеком, таким, как они сами. Другими словами, друзья Иова снижают планку закона так, чтобы “хорошие” люди могли перепрыгнуть ее. А Иов, в свою очередь, говорит о совершенной праведности.

Друзья Иова много говорят о нечестивцах, противопоставляя их праведникам. Из их слов выходит, что степень праведности или близости человека к Богу можно определить по тому, насколько этот человек счастлив и успешен (древняя версия современной “теологии успеха”). Образ безбожника можно увидеть в каждой или почти каждой их речи (5:12-15; 8:13-19; 11:20; 15:20-35; 18:5-21; 20:4-29; 22:15-20). В последней речи Елифаз решается сказать вслух то, что думал все это время: говоря о безбожниках, он подразумевал Иова (22:15). Друзья открыто намекают Иову, что несчастья являются следствием его грехов.

Разговор о праведности начал Елифаз: “человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более - в обитающих в храминах из брения” (4:17-19). Все утверждения друзей Иова на эту тему сводятся к одному: человек не может быть чист перед Богом.

На первый взгляд кажется, что правы друзья Иова, а он - нет. Но случай Иова уникален тем, что в начале книги приведены слова Бога, высказанные о нем. Бог Сам назвал Иова непорочным (1:8). Неспроста в продолжительных разговорах со своими оппонентами Иов так отчаянно держится за свою праведность. Возникает ощущение, будто он каким-то образом знает о том, что Бог назвал его непорочным.

Возможно, Иов имел по этому поводу личное откровение от Бога. Однажды он сообщает о чем-то подобном: “О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня! Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго” (6:9-10).

Представим себе, что Иов поддался друзьям и согласился: “Ну, раз все это со мной случилось, значит, я не праведник”. Именно это было бы отвержением от изречением Святого, отказом от слов Божьих. Этим он обесценил бы то, что Бог провозгласил на небе. Но Иов не сдается и борется за свою праведность до последнего. В последней речи он говорит: “доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои” (27:5-6). Последние слова говорят о чистоте совести Иова.

Примечательно, что Иов - первый из библейских персонажей, кто сравнивает праведность с облачением, покрывалом или мантией: “Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло” (29:14).

Интересно при этом следующее: Иов утверждает, что он праведник, и вместе с тем признает, что совершает грехи. “И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего?” (7:21). “Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей” (13:26). “Тогда Ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего; в свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою” (14:16-17). Видимо, Иов знает о первородном грехе: “Кто родится чистым от нечистого? Ни один” (14:4).

Как же объяснить это противоречие в словах Иова: с одной стороны, он держится за свою праведность, а с другой, признается, что совершает грехи? Есть только одно возможное объяснение: Иов верил во вмененную праведность. В этой древнейшей книге Библии праведность уже понимается как праведность веры, вмененная на основании прощения грехов. Принося жертвы, Иов верил в прощение грехов.

Читая эту книгу, мы видим: Иов верит, что у него на небе есть заступник. “И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!” Намеки на такое его понимание читаются и в следующих его словах: “Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!” (16:20-21). Вот как эти слова звучат в другом переводе: “Рассудит ли кто человека с Богом, словно двух людей меж собою?” (16:21, ИРГГУ, 2001).

Похоже, Иов не одинок в своем исповедании веры. Елиуй тоже верит в Искупителя: “Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, - Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление” (33:23-24).

А вот как Елиуй описывает жизнь искупленного человека: “Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы” (33:26-28).

Есть мнение о том, что в Ветхом Завете в нескольких местах говорится об Иисусе как об Ангеле (например, Мал.3:1). У ангела, о котором говорит Елиуй, есть несколько общих черт с Иисусом (по Лейфу Андерсену):

- Он посредник
- Он провозглашает истину
- Он позволяет Богу помиловать людей
- Он приносит выкуп
- Он освобождает людей от смерти с помощью этого выкупа
- Он не мстит и не наказывает грешников
- Он возвращает праведность
- Он дает радость сердцу, испытавшему искупление: “Грешил я и превращал правду, и не воздано мне” (33:27)

Иисус и есть Посредник, задачей Которого явлется восстановление отношений между человеком и Богом с помощью выкупа: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” (1Тим.2:5-6).

Это большое дело - в самой гуще проблем, подвергаясь обвинениям, не видя просвета, держаться верой за вмененную праведность, твердо памятуя об искупительном деле Божьем и о своем положении перед Ним. И это один из важнейших уроков книги Иова.

04.03.2016