О, да Кипру!

Юрий Ежов Каменотес
        часть первая.                посвящается Кикису Константину
     Ниси Бич, Ниси Бич,
     Что здесь делает старый москвич ?
     Он здесь встретил девчонку одну.
     Как зовут тебя ? Хау дую ду ?!
            2005, десять лет назад я первый раз выехал за границу и был это Кипр .
Вспоминая свои прожитые почти 60 лет, понимаешь , как мало было радости и счастья , как дни и годы уходили в пустую , в рутину , в трясину этой непреоборимой Родины . Ну что же !? Родился в болоте , не гони волну - другие захлебнутся. Поэтому бываешь счастлив лишь во сне . И нет страны в мире, где люди так стремятся уйти из яви в алкогольный , наркотический и т.д сон. Бывают выпадают сны наяву. Одним из таких снов наяву, были почти два месяца на Кипре. Я помню многие сны на протяжении жизни. Они видно компенсируют , то что мы не добрали наяву.  Их интересно рассказывать , но они не вызывают эмоций , переживаний . На Кипре я не помню ни одного сна. Но зато,  как приятны, как живы картинки воспоминаний; до вкусов, запахов, цветов и прикосновений ...
  Итак 1995 год , год страшных событий катаклизмов.  Год трёх моих предсказаний, вокруг которых было много свидетелей. Об этом в " Девочке на шаре ".  После принятия весной 1993 года закона об интеллектуальных ценностях , мои небольшие, мраморные скульптуры резко перестали покупать в салонах и на выставках.  В 89 разрешили продавать скульптуру, а 93 году поставили барьер между художниками и иностранцами, основными покупателями произведений ( рыночные отношения ?!).
  И с радостью воспринятая перестройка и казалось бы приближение к западным стандартам жизни,  обернулись просто легализацией воровства и коррупции. Зачем государство лешило себя и художников стабильного дохода ?! И так куда ни кинь !!!
   Так вот, если раньше в месяц покупали 1 - 2 работы , теперь тоже в год. Сразу упала работоспособность, настроение, всё упало. Какой дурак придумал , что художник должен быть голодный и нищий ? Ну что может нищий скульптор?  Камень, инструмент , мастерская - всё стоит денег . Да и попробуйте голодным поднимите , отрубите нужный кусок мрамора и дальше творите с кувалдой в руках,  что у него получится ?! ...ня, а не ню . Зато когда ты не думаешь о деньгах , чего тебе есть , чем кормит семью, когда летаешь высоко на на крылатом, белом коне,  с такой доступной Музой - тогда скульптуры, картины, стихи лезут из тебя, как из рога изобилия. 
   Так вот,  1995год, заработанные деньги тают, война в Чечне,  землетресения , катаклизмы ...  И тут,  звонок . Приятный голос молодой женщины , сообщает,  что она представитель кипрского бизнесмена, который только что купил в салоне на Украинском бульваре, 2 мои работы и хочет посмотреть ещё что-нибудь из моих работ.  Приехали,  бизнесмен из первых на Кипре, ползал по полу вокруг моих скульптур , гладил руками, так они ему нравились. Купил ещё несколько и стал звать с собой на Кипр , сделать несколько больших работ для новой виллы. Когда-то я отказался , сдуру,  от поездки в Италию, теперь сразу согласился.  И вот 9 мая едим по праздничной Москве в аэропорт. Его багаж набит моей скульптурой , но таким людям таможня даёт добро!  Летим на кипрском самолёте , поэтому об летаем Турцию , над Эгейским морем - красота неописуемая ! ( "Остров Лесбос").  И вот Ларнака , в  Москве ещё прохладно,  а здесь уже лето . Воздух тугой,  приятный,  наполненный морскими солями , кажется дышишь каким-то инголятором , отчего лёгкие стали чистыми, спина выпрямилась. А после утренних купаний в море, было покидающие голову волосы , загустели , стали как витые проволки, прошли все нервные чесотки и болячки. После месяца хорошего питания , морских купаний и воздуха, работы с мрамором , чувствовал себя в 49 лет, как 20 летний. Жил в старом доме бизнесмена в Айо-Напе . Работал в саду под огромным абрикосовым деревом , расставив мраморные блоки на бетонных дорожках.  Но мрамор искали пол месяца по всему острову. Питался в Рикко, такого разнобразия, вкусноты количества ни до,  ни после в своей жизни, я уже не встречал... А вот через десять лет в деревне,  в вынужденной нищите , спасибо картошке и грибам. За год до Кипра ходил на курсы английского языка ( как знал о своём первом путешествии ). Хотя у бизнесмена был болгарин садовник переводчик Иван . Интересно , я родился 17 апреля,  Кикис 17 мая , Иван 17 июня. В отеле Ниси-Бич у Кикиса резиденция, там же 17 мая в огромной беседке на берегу моря и проходило , его день рождение. Бесконечное количество гостей,  подарков, закусок и пития. Из гостей моё внимание привлёк человек,  как две капли воды похожий , не только внешне , но и однаждой, в том числе шляпой, на нашего Михаила Боярского.
Но говорил он только на английском , был это фермер из США , выращивающий картофель на Кипре.  Я поражаюсь , как на каменистой, красной почве , без рек , без дождей выращивают по 3-4 урожая в год. Пишу,  а Боярский по радио поёт - "чья здесь вина? И где твой медведь ?". Так вот фемер хотел,  чтобы я в Америке вырубил памятник его умершим родителям . Я сказал-нужны только фото. Жаль на этом знакомство закончилось. Я думаю в Америке мне бы нашлось дело. Веселье продолжалось - "виски , ноу айс" . Офицант сказал - забери бутылку (устал подливать). Напился. Девчонки из России и СНГ были украшением стола.  Никто не захотел идти купаться позно, холодно (для них). Когда-то в Сухуми дал слово,  пьяным не купаться. Но полез , какое счастье море! Небольшая волна , Вы просто расслабленны и оно ласкает Вас , как персиянка из Гарема, в небе огромные незнакомые созвездия , с берега мелодичная, греческая музыка, гости разезжаются по домам. Натянул джинсы, а мокрые плавки и часы так и остались на лавке под зонтом.  (потери командировочного - часы и трусы).
    Мрамора на Кипре нет, привозной. Да там вообще всё привозное, кроме овощей и фруктов.  И везде тонкие плитки. И вот,  через три недели поехали через весь остров,  на камнерезный завод , где был подходящий блок . За эти дни мы с Кикисом или с Иваном на "ягуаре" объездили весь Кипр. И остался он у меня в памяти,  как мини Голливуд . Виллы , отели , рестораны всё яркое , разнообразное , в разных стилях и модах. Как будто весь мир собрался на съёмку. Городки переходящие один в другой, красные скалы, а где ветряки зелёные оазисы , апельсиновых садов и то тут , то там выглядывающая гладь моря.
  Однажды мы с Кикисом , проезжали заросшую сорняком, вросшую в землю кашару. Он сказал : " Когда у Вас в России началась перестройка , у нас была война,  турки согнали нас  и мы жили в таких кашарах и ездили на ослах . За десять лет правильной, умной политики и законам , льготным налогам , мы видишь , как живём и начём ездим . А Вы в России , кроме кучки воров, топчитесь на месте.  Что я мог ему возразить?  Что не наместе топчимся , а отброшенны в нищету, таланты и честные люди не могут пробить , всё растущую коррупционную, чиновничью стену. Просто началники легализовали наворованное. Да я думаю , Кикис видит сам, кто и как отмывает деньги , украденные в России. 
  Так вот,  приехали на завод. Пока Кикис оплачивал мрамор, я , Иван и местный началник полиции пили в фое соки. Иван сказал полицейскому, что я художник из России и сунул карандаш,  мол рисуй. Я за пять минут , на пустой стороне какого-то бланка набросал, полицейскому очень понравилось - похоже. Он сказал , что его сын учиться в Сергиевом Пассаде в церковной академии.  Пошли в цех посмотреть мрамор . Это была огромная плита греческого мрамора из Пафоса. Я разметил на плите , чтобы разрезали на куски подходящие для скульптуры.  Нашёлся и здесь русский , работал в другом цехе форматором. Пока мы с ним болтали , блок разрезали алмазным диском на три четверти ( шире диска не было ). Блок положили на цементный пол и толпа началников ( прям как у нас ) по южному - громкими голосами , мимикой и жестами доказывать друг другу , как отделить меньшие куски . Я пытался вмешаться в их спор, но форматор оттащил меня,  мол бесполезно,  пускай сами ... Через некоторое время подогнали большой электрокар.  И он огромными , стальными клыками  стал стучать по камню. Я кричал не портите камень ( от ударов на мраморе остаются ожоги ). Положили широкие доски, ещё минут 20 мучались, опять стали спорить,  хорошо пришёл Иван , уговорил их послушать меня.  На пол положили деревянный брусок , на него по разметке положили плиту, я встал на висящую часть, подпрыгнул и с силой опустился , плита оторвалась ровно по бруску! Продолжайте в том же духе, сказал я и мы с Иваном уехали. Через пару дней приехал огромный самосвал и скинул у забора сада кучу мраморных кусков. Пришла бригада строителей с новой виллы , попытались сдвинуть куски , но отдавили кому-то палец и ругаясь ушли . Кран нельзя - сад очень густой,  не даст стреле ходить.  Тут росли апельсины, лимоны , сливы , абрикосы , инжир , пальмы с желтыми вкусными плодами.  Сад был разбит на квадратны , бетонными дорожками . Я нашел обрезки металлических труб и с помощью лома и брусков , расставил три куска по 1500;500;600 под деревьями.  Камень обманчив, кусок вроде небольшой , а поднять нельзя.  Много народу не подойдет , а вес большой. Поэтому на следующей день строители сильно удивились, как это я один смог расставить по саду камни ? Английский мой плох и я махнул в сторону Египта. (намекнул на сроителей пирамид) .
  Наконец то приступаю к творчеству.  Вообще скульптор в переводе - лепщик , а я рублю сразу в камне без моделей и слепков. Если не заказ, вообще не знаю , что будет в камне.  Убираю трещины, углы, сколы, крупные пятна и в процессе начинает что то появляться. Как будто это не я, а сам камень рождает скульптуру.  И это для меня , так приятно, я просто наслаждаюсь, хотя это тяжелый, чисто физически, труд. Да, лепить можно научить даже обезьяну, а вот увидеть что то в камне ..? Ведь большинство скульпторов , кем мы наслаждаемся и Роден, и Конёнков ... сами не рубили свои работы, это делали каменотёсы с помощью пунктир машинки, переводя с модели в камень.  Приглядитесь и Вы увидите чёрные точки (пунктиры). Поэтому Микель - Анжело является для меня великим, непрерикаемым образцом, к которому нельзя приблизиться.  Ведь как у меня мало было возможности , чтобы посвятить время творчеству. Не думать о хлебе насущном, творить, а не выживать. Даже эти писульки, картины (мвсло сохнет ), приходится отрываться надо себе,  псам готовить , бесконечная зима ; печь, дрова ... Сегодня 30 марта , а ночью мороз за 20 . Как дешево поесть и согреться ? А Вы говорите творить, я же не Кремлёвский художник,  типа Церетели, это скорее Лужковский. Да,  а на Кипре -Рай !
  Мрамор с Пафоса очень красивый, плотный, теплый . В то же время одна треть была покрыта чёносиними полосами разных оттенков. Кикис фанат всего греческого и (как и я футбола) успешный президент клуба Анардосис. Я предложил ему сделать в одном куске Икара , в другом Гаргону (русалку) и из третьего Леду и Лебедя. Распологая фигуры так чтобы тёмные части приходились на крылья и чешую. В размер камней нарисовал на кафельном полу веранды эскизы, Кикис одобрил и я начал вырубать скульптуры.  Рано утром только солнце показывалось,  шёл через Айо - Напу к морю поплавав на пляже Ниси Бич возвращался в сад и до завтрака-обеда рубил скульптуру. Я когда работаю стараюсь не пить воду, в саду легко утолить жажду фруктами, а то чем больше пьёшь, тем больше хочется. Так увлекался работой, что по будильнику шел на обед. У Рикко порция на двоих, объедаловка, прихватив чего- нибудь на вечер и маленько отдохнув, стучал до 21часа, москиты прогоняли в дом. На ужин вино с водой что- нибудь вкусное. Маленько посмотрев TV (не интересное) ложился спать. Если скульптура не портретая, обычно вырубаю за неделю ( любого размера ) . Дальше шли в ход шарошки , рефлёвки, напильники , абразивные шкурки (всё мельче и мельче). Потом моя спец полировка . Так что со стороны,  казалось , что скульптура вылезает из камня сама. Пафоский мрамор покрепче коэлги , более колкий, наша коэлга помягче.  Зато греческий теплее и больше светопроникаем. Начал с Гаргоны, верх - голова и тело до лобка тёплые , а хвост , чешуя холодные синечёрные полосы. Начинать надо с лица , чтобы не было пятен на носу. Пришлось лицо рубить два раза, получалась Мария , уборщица гречанка , которая убираа в дому и поливала сад. Всегда было много любопытных, однажды Кикис пришёл с толпой зевак, среди них была молодая красавица. Хотелось посмотреть движение рук и запомнить лицо и я попросил красавицу принять нужную позу... набросал на камне карандашом. Шепнул ей на ухо, приходи позировать. Оказалось она была жена мэра. Всё равно , вылезала Мария,  как будто не я вожу резцом . Я перестал бесполезную борьбу . В саду всегда что - нибудь созревало. Пришла очередь до абрикоса. Огромное дерево обвисло герляндами плодов.  Они еще были зелёные , а две знакомые гречанки стали их рвать и есть.  Я на всякий случай , нарвал и набил большую морозилку.  И вовремя , прихожу с ресторана и вижу удивительную картину , дерево,  как оживший мультик : было заполнено различными животными, птицами и насекомыми . Мелкие и крупные грызуны,  ящерицы ярчайших цветов , выше птицы и насекомые, все жадно поглощали пожелтевшие плоды. Вдруг желание прекратилось, дерево вспархнуло ветками, мульт звери исчезли,  мимо бесшумно полз нето небольшой удав, нето большая змея. Она жила га пустыре за бетонным забором и часто отдыхала обвив декоративные дыры,  в верхней части забора.      
                д.ИльКино 2005