Великое переселение

Васильич
 Груженый ЗИЛ остановился перед аркообразным мостом, по которому проходил железнодорожный путь.
   - Проедем или нет, - спросил Виктор, водитель грузовика. - Высота-то арки небольшая - всего 3,8 метра.
Я с тоской смотрел на возвышающийся кузов, наполненный всем моим имуществом. Еще два месяца назад созрело решение переехать в Харлу, на новое место жительства, где мне и моей жене предоставляли работу и жилье. Закончилась островная жизнь. Тогда, в мой первый приезд меня встретила Анна Даниловна - директор школы, уверенная женщина с командирским четким голосом и решительными движениями. В школе недоставало учителей, и я должен был влиться в педколлектив в качестве учителя русского языка и литературы.
   - Как вы знаете, Харлу - бывшая территория Финляндии, - говорила она. - и в поселке сохранилось много зданий и жилых домов с того времени. В частности - школьное здание построено во времена правления Финляндии, здесь с 1934 года учились финские дети.
   Высокое трехэтажное здание, хорошо сохраненное и возвышающееся над всем поселком, было самым красивым в округе.  Рядом, как будто не к месту, убого скосившись, стояло здание школьной мастерской.
   - Это детище советского времени, -  как бы уловив мои мысли пояснила директор. Она провела меня к другим строениям, где располагались спортзал и начальная школа. - Жить будете в деревянном двухэтажном доме.
   Сказать по правде, решение остаться здесь у меня возникло еще в поезде, когда состав из равнинной части Карелии вошел в скалистую местность. Из окна вагона я увидел высокую отвесную скалу скалу, от которой у меня дух захватило. Всю жизнь проживший на равнине, я моментально влюбился в раскинувшиеся скалы.
   И вот я еду переселяться. Семья добирается на поезде. Измерив высоту кузова и проема в арке, я махнул Виктору: "Проедем!" Машина въехала в арку, и мы услышали, как верхушка кузова, накрытая брезентом зловеще зашуршала. "Все нормально!"
   Машина въехала во двор дома. Квартира находилась внизу. Рядом, на площади шла бойкая торговля: одежда, обувь, продукты питания предлагались с палаток и машин. Один торговец расположился прямо на траве, раскинув под свой товар широкий брезент. Неподалеку, на вкопанном в землю столе, три молодых человека распивали пиво.
   - Ребята, разгрузите машину, 10 бутылок пива с меня.
   Через час все имущество было в квартире. Вскоре подъехала жена с детьми, и мы начали вживаться в новые условия. Был июль 1998 года.
   Несколько десятилетий прошло с того момента, когда эти края испытали великое переселение. 23 августа 1939 года Молотов и Риббентроп подписали акт о ненападении, к которому прилагался секретный документ. По нему СССР получил свободу действий в Финляндии. События развивались стремительно. После отказа Финляндии добровольно обменять часть территорий началась война, унесшая тысячи жизней. Лига Наций осудила действия СССР, но исход был неизбежен, так как силы были неравные. И  12 марта 1940 года между СССР и Финляндией был заключен Мирный договор, по которому к СССР отходили Выборг, Сортавала, Лахденпохья, Койвисто и  39 муниципальных сельских округов и частично 21 округ. Наша страна предполагала, что жители, заселявшие эти территории, вправе оставаться здесь. Но почти никто не остался! Было эвакуировано около 400 тысяч финских граждан. Когда в 1941 году Финляндия пыталась отвоевать свои территории, на прежнее место жительство вернулось 150 тысяч финских граждан. Их ожидала повторная эвакуация - в 1944 году.
   Демобилизованные участники "зимней" войны передали по стране весть о богатых территориях, где нужны рабочие руки: сохранились крепкие дома, усадьбы, заводы, электростанции! И в 1940 году начался ажиотаж переселения советских граждан в бывшие финские территории. Желающих было так много, что приходилось проводить отбор. Наибольший поток переселенцев был в 1944 - 1945 годах.