Бессонов Валерий Викторович

Юрий Ведяев
                .
                ( По беседам и письмам)
                Настоящий друг-это тот, кто остаётся верным               
                тебе  даже если от тебя отвернутся все.

 Мы познакомились в Сердловске в 1955 году. Родился Валерий в  уральском городе Нижняя  Салда 4 апреля 1939 года. Сейчас живёт в Перми. Его мобильный телефон *902 635 08 84,адрес- улица Крисанова,д.15,кв 18,  почтовый индекс 614 068. Он мой большой старый друг.В своё время он многое сделал для меня и нашей семьи в трудное для нас  время.Атеист. К богу как и к прошлому относится спокойно,с уважением,но без фанатизма. К новым условиям жизни уже практически адаптировался,  менять принципиально что -то в своей жизни не готов.Продолжает работать .
Ездит в Нижнюю  Салду(на малую родину,в своё детство)  и в Свердловск ,где живёт его сестра и товарищи по институту(УПИ). Получается так ,что и мой УрГу и его УПИ сейчас объединены  в один ВУЗ ,который носит название Федеральный Университет им. первого Президента РФ  Б.Н. Ельцина. Вот и встетились. .
 Я поставил перед Валерием ряд вопросов ,на которые по мере возможности он в своих письмах и беседах даёт определённые ответы.
                х
               
Одни мои товарищи говорят,что наше поколение можно считать потерянным,другие против такой оценки. Есть и такие ,кто считает,что время для общей оценки роли нашего поколения в жизни  страны  ещё не подошло,ещё не наступило. Я думаю,что такое время уже наступило,хотя критерии  оценки в силу  множества значимых событий последних десятилетий выделить не  просто.
Бессонов Валерий взял бы с собой в будущее тот период жизни   в Сердловске,когда мы вместе с ним работали на Верх-Исетском металлургическом заводе ,были частью мощного трудового коллектива прославленного предприятия  и годы,когда он учился в Уральском политехническом институте,а я в Уральском университете им.А.М.Горького.Прекрассные  годы нашей дружбы. .С тех пор вот уже  60 лет  наша дружб продолжается.Каких-либо  сбоев в её теплоте и надёжности не было. Хотя он в настоящее время живёт в Перми,а я в Москве,но мы чувствуем  дружескую поддержку друг друга. По характеру Валерий контактный ,добрый ,улыбающийся, творчески мыслящий ,челове и слова и дела. Хранит память своих предков и родных и друзей.Симпатичный очень скромный,заботливый надёжный человек.
Бессонов Валерий  был свидетелкм  в ЗАГСе и единственным человеком присутствующий на нашей с Надеждой Степановной свадьбе.  Было это в Свердловске  на улице Заводской 6 августа 1957 года-59лет тому назад. Так уж получилось . Шёл непрерывно дождь. .Время прибытия в ЗАГс   несколько раз переносилось..
 Раньше Валерий часто ездил из Перми в командировки за границу и в различные города нашей страны, часто бывал у нас в Москве и каждый раз   это был праздник встречи. А поговорить нам с ним есть о чём . Мы любим Свердловск.Там у нас было много хорошего ,памятного(.фото.)Я хорошо знал его отца Виктора Авсентьевича,который был  известным работником заслуженным работником культуры,учителем компазитора Радыгина-автора Свердловсеого вальса,песен Едут навосёлы по земле цилинной,Уральская рябинушка и.др.Виктор Авсентьеыич Бессонов помогал мне организовать работу сатирической агитбригалы Верх-Исетского завода,познакомил меня с Радыгиным и при поездке на целину мы с большим энтузиазмом пели его песни. Семья Бессоновых сыграла большую роль в формировании у меня любви к Свердловску. У меня дома и сейчас стоит памятный подарок,вручённый  Виктором Авсентьевичем - директором дворца культуры металлургов за   успешное руководство агитбригадой  Верх-Исетского завода.С Валерием мы  в то время  постоянно были рядом.
  Я пропитался к нему искренним уважением.               
  Сейчас Валерий на пенсии. Он по-прежнему энергичен ,оптимист,стремится действовать,что-то мастерит,поправляет. Он само свидетельство тяги к природе. Он говорит,с природрй не нужно спорить-она всегда права,просто с ней надо быть "в обнимку",знать её..
Новое время Валерий встретил относительно спокойно,как вроде бы знал ,что оно придёт и именно такое и что бороться с ним так же как с природой бесполезно.Надо принять новые объективные условия адаптироваться  и продолжать работать или в интересах страны, или ради себя и своих близких. Валерий 42 года проработал на весьма сложной и ответственной   инженерной теплотехнической профессии. Я помню его на работе на Верх-Исетском заводе в цехе КИП и автоматики ,где он сразу проявил себя как человек сообразительный,склонный подолгу просиживать над ремонтом и настройкой электроники и механики  сложных приборов регулирования  и сопровождения процессов плавки стали в мортеновских печах,и в прокатных цехах. Он одарён мастерством  изобретателя..У него множество патентов на изобретения.. Как умный , талантливый человек  он кое о чём ,естественно сожалеет: не успел,не внедрил ,не доделал..
                х
  ." Здравствуйте друзья Юра и Надя!  Не удивляйтесь! Пишу вам со службы: сторожу нового архиерея Пермской Епархии-митрополита Мефодия в его архиерейском доме. Собственно дома два,один архиерея,другой матушек и послушниц.  Сам захоте и оказалось даже интересно. Мои обязанности- встречать и  провожать владыку(открывать и закрывать ворота для его машины и его гостей),поддерживать порядок на территории(около 2 га с домами,цветниками,верандой-беседкой и пр.) Работа нетрудная(летом),зимой- более нагруженная с учётом уборки снега. Но я этого хотел для отдыха голове и подвижной жизни и не считаю это занятие унизительным,скорее даже философским.  Я работаю на двух работах.В охране  Мефодия я занят двое суток  в неделю .В остальные дни (три-четыре дня в неделю)-на  основной сидячей работе  за компьютером(расчёты тепловых нагрузок по 29 многоэтажных жилых домов,офисам,расчёты тарифов за отопление и горячую воду...), а также обоснование их и улаживание конфликтов с жильцами и арендаторами. Иногда делаю пробежки по подвалам(тепловым узлам и приборам учёта тепловой энергии.., а также поставщикам тепла. Вот такое удачное совмещение работ для разнообразия жизни. Жизнь познаю заново.Трудновато,но пока работаю. Юра,ты наверное подумал: вот несчастный бедствует.Не волнуйся и посылок не посылай. У меня всё нормально.Это проверка на прочность при капитализме!
Каждый выходной(чаще один-два  раза в месяц) выезжаю на свою "дачу"(избушку-гнилушку,земля 13 соток,из них 2 слегка   возделываемых ,остальные-дикая природа,которая "пришла" из леса за огородом .или огород пришёл к ней).
 Моя жена Лена приезжает туда " в гости ко мне",чтобы скрасить моё одиночество ,которое я там и так не чувствую,т.к.постоянно занят-то ремонтом избушки,то миниогородом..  У нас есть небольшая но..боня. Оказывается мы умеем отдыхать. Летом в тёплую(жаркую) погоду-купание,экскурсии в лес,катание на лодке( пока её не украли) и т.д. Иногда приезжает дочь с внуком.В общем скучать не приходится. Постоянно общаемся с соседями по деревне  Алебастрово. Моя дочь Ирина закончила три года назад Университет по специальности "биология" и в прошлом году зашитила кандидатскую диссертацию.Старшая дочь -директор фирмы. У неё сын Саша(мой старший  внук)-15 лет. Моя супруга Лена   работает лектором в Пермском планетарии,работой довольна.Пока уходить не собирается,заслуженный работник культуры. Семейная жизнь и  в материальном отношении вполне нормальная. Пока не бедствуем.
 Постепенно привыкаем к  новой жизни. Суетимся. Моральное состояние не самое лучшее,ощущается какой-то внутренний дисконфорт.. Видимо причина этого- не востребованность накопленного опыта по линии старой 40 летней службы,хотя есть нереализованные наработки и полезные мысли.Нет взлётов,нет и падений. Тишина,а я к этому не привык. Пенсионер! Всегда чего-то не хватает-зимою лета,осенью весны..
Прошу простить за пространное письмо о моей сегодняшней жизни. Желаю всем здоровья и всего самого доброго.Ваш  друг Валерий.
 06.10.2010

   Здравствуйте ,дорогие друзья Юра и Надя!
 Сейчас я  безработный. Это как-то не уютно. Наше поколение привыкло работать и без её осязаемых результатов  у нас нет "довольства " от самой жизни ,как писал Н.В.Гоголь о крестьянине. Я и сейчас,будучи на пенсии ,не могу  жить без работы,хотя и занят был всё лето на ремонте своей избушки в посёлке Алебастрово.
.Красивейшее место на реке Сылва! Лето,как всегда у нас на Урале короткое,зато дождливое в этом году, прохладное в августе и потеплее чуть-чуть в сентябре.Грибов в этом году  -море ,полным-полно.   Но рыбалка-не очень хорошая,хотя дома уже отказываются от моей рыбы..  От Владыки  Мефодия я ушёл,т.к.там началась пепестройка и меня заменили охранниками -профессионалами. Больше двух лет работал в управляющей компании ЖКХ.Работал неплохо ,справлялся,работа была близкой к моей коренной теплотехнической специальности. Но с проблемами ,порождаемыми человеческим фактором в ЖКХ ,с разборками с домовыми комитетами с судами-пересудами с жителями-потребителями тепловой энергии мне стало работать там несруки и я с управляющей компанией расстался.
И теперь по оканчании дачного сезона,я снова в поиске работы,которая бы меня устроила. Многих работодателей не устраивает мой возростной ценз. Прошёл курсы обучения в 2-х компаниях по приглашению,но предлагаемая работа связана с маркетингом их продукции для здравоохранения меня совсем не устраивает-не мой стиль.
 Дома я не люблю долго находиться( в основном уезжаю в Алебастрово).Вот такая моя жизнь.Регулярно общаюсь со своим младшим внуком Андреем(6 лет) по общим интересам: рыбалка,ремонт дома,математика,шахматы..
 Пытаюсь привести в порядок свои научно-технические разработки,в том числе по двум патентам,чтобы с помощью кого-то внедрить их в призводство,или передать кому-то.. Юра ,как продвигается твоё творчество,полезное для молодёжи и не только.Желаю тебе больших успехов на этом поприще..Желаю вам хорошего здоровья.
Обнимаю Валерий.  12.10 2011.
                Здравствуйте Юра и Надя!
Надеюсь,что увас нормальное здоровье и хороший жизненный тонус. Немного о себе.
 Между хорошими делами в деревне Алебастрово(рыбалка,поддерживающий ремонт избушки без ножек,без фендамента постройки бабушки-60 лет назад),баня(баньщица моя жена) миниогород,задушевные беседы о жизни с соседями(особенно длинными зимними вечерами),  работаю пока охранником рядом с домом.
 Пытаюсь научить младшего внука (7 лет) Андрея практической жизни; держать удар обидчиков,не хныкать,пользоваться слесарным,плотницким инструментом.  А он меня
учит астрономии(опыт бабушки-моей жены).Старший внук(17 лет) в основном занят с отцом на охоте,вождением автомобиля и как всё его поколения увлечён компьютерными делами,иногда помогает своей маме в бизнесе.
                х
 Юра ,коротко отвечаю на твою просьбу(яркие этапы моей прошлой жизни).
1 Детство, как и, наверное, у каждого было светлым этапом моей жизни. Память,тоска о нём живёт  постоянно. С детством теряется что-то  очень важное  ,не понятное и невозвратное.До 13 лет я жил в родительском доме отца  в городе Нижняя Салда Свердловской области у бабушки с дедушкой,пока отец воевал, потом учился и работал вдали от нас. Воспитателем и наставником в хозяйственных делах был мой дед,а также мой дядя Валерий Бессонов(жил с нами). Вместе с ними был изготовлен мой первый письменный стол.
Примечание.Интересно, я(Ведяев Ю.А.) родился в  150 км от Нижней Салды  на ст. Лобва. Валерий никогда не рассказывал мне о своём детсве. Но по косвенным признакам могу утверждать ,что оно не было совсем беззаботным. И в отношении родительской теплоты оно в определённом смысле походило на моё. В значительной степени он сам себя сформировал умным, сдержанным ,отзывчивым ,добрым,трудолюбивым. Он и сам себя продвигал по жизни,испытавая существование зла,одиночества .. и жил и живёт, понимая жизнь такой какой она есть в действительности, оставаясь романтиком.
2. Работа на Верх-Исетском металлургическом заводе(г.Свердловск) был тоже светлым этапом в моей жизни,где мы с тобой и встретились и "заразились" заводом. Сейчас многое изменилось и многие удивляются,что так искренне и с теплотой можно относиться к заводу,к  ауре его коллектива. Я сам иногда удивляюсь как глубоко и по-доброму вошла в меня заводская жизнь.
  3. Учёбу в Уральском политехническом институте я окончил в 1962 году. Много было интересного ,памятного.Очень запомнились военные сборы в Челябинской области (штурманы фронтовой бомбордировочной авиации),которые скрепили нашу группу,(я был старостой группы,в которой было 3"академика",исключённые на один год эа мелкие хулиганства,в том числе политические.Первого исключили за то,что он "переделал" важный плакат и его установили криминалисты по почерку.Второй был отличный боксёр и ,заступаясь за девушку"слегка толкнул" обидчика,который оказался сынком неприкосаемого папы. Третий увлёкся общением со стилягами и диссидентами и "потерял облик советского студента,потерял  политическую бдительность комсомольца".
 Примечание. Во время студенчества Валерий приезжал ко мне в гости в Тюмень,которая произвела на него хорошее впечатление. Там на вечеринке он познакомился с девушкой врачём -падиатром  Нэлли Фунтиковой,которая работала вместе с моей женой.Фунтикова была толковым врачём ,но, видимо, не произвела на Валерия должного впечатления. После она уехала в Москву.Окончила аспирантуру и стала работать заместителем главного врача известной детской больницы № 9.  Мы были довольны ,что Валерий презжал к нам  в Тюмень..Он был культурным видным парнем и девушки всегда его замечали,хотя он был весьма разборчив и внешне флегматичен. Я помню как искала встречи с ним  ,кажется ,дочь директора Белоярской АЭС,студентка -выпускница музыкального училища им.Чайковского,но у него с ней что-то не связывалось. Он очень любил джазовую музыку и ночи напролёт слушал её по радио. Мне это очень нравилось. Помню однажды мы с его товарищами из УПИ зашли в ресторан Большой Урал и с помощью манипуляций на фужерах издавали звуки похожие на  невероятную музыку ,вызывая беспокойство у официантов. Мы пили пиво. Молодость! Откровенность сдерживает боязнь молвы в любом возрасте. Есть граница откровения.даже между  близкими друзьями. Так у нас и было. Извини меня,что я немного  вышел за рамки обычного.
 
  4 Важным этапом в становлении специалистов  была работа по направлению после института  в Ижевск с двумя сокурсниками.Один из них Гонтаревский Олег погиб в дорожном происшествии,второй Олег Галкин  уехал к невесте в Ленинград. В Ижевске мы были внештатными корреспондентами комсомольской газеты Удмуртии,общественными инспекторами котлонадзора. По выходным дням занимались в яхтклубе завода с выездом на ЯК-6 на просторы ижевского водоёма. Мне кажется в это время мы быстро созревали в плане ответсвенности .
   5.  Наибольший период времени я работал  Перми в ПНИТИ(переводом из Ижевска) Прошёл путь от старшего инженера до начальника лаборатории. Старался.Но были не только взлёты.
Часто бывал в командировках в Ижевске,Свердловске,в Нижней Салде, Горьком,Москве,Ленинграде,Днепропетровске, Волгограде по проблемам оборонки. Выеэжал в командировку в Иран(передача технологии).Работал  с Газпромам по моим разработкам.Этапы семейной жизни в то время были и полосатые.
 Сейчас-пенсионер немного успокоился,но планы есть,в том числе и по воспитанию младшего внука и по переустройству "фазенды" (33 пункта ) стимулируют мою  жизнь.  Человек я законопослушный,без чрезмерных амбиций.   Может быть для глобальной оценки роли нашего поколения  в довоенной ,военной и послевоенной жизни  страны,  ещё не подошло,ещё не наступило.Но кое-что полезное для общества мы определённо сделали и наше поколение потерянным в буре событий ,выпавших на нашу долю , я не считаю.
 Желаю вам  всемерного  укрепления здоробья,творческих успехов во всех ваших делах. Крепко по дружески обнимаю. Валерий.
                х
 Здравствуйте,дорогие друзья Юра и Надя!
Хочется пожелать Вам ежедневных радостей и удач в жизненных ситуациях. Мне представляются ,что нужно вспоминать прожитые годы без особых сожалений,хотя кое-что можно было бы сделать  по другому(с сегодняшней меркой жизни). Не все начинания удалось завершить так,как хотелось бы. Например,не удалось внедрить всё свои изобретения, в том числе в Газпроме.Не хотелось бы ссылаться на объективные  причины,хотя они имели значительный  вес.
 Не хватило собственного "веса" для их преодоления. По мере возможности занимаюсь с пенсионерами-изобретателями в рамках Союза пенсионеров РФ(региональное  отделение). Сидячая жизнь пока не для меня. Запоминаются"бурные" годы молодости(хотя я себя стариком не считаю). Регулярно посещаю спортивный комплекс в Пермском НИИ ,где я проработал 42 года. К 45-летнему юбилею написал главу в юбилейную книгу о достижениях своих коллег(научных и производчтвенных). Мне кажется я ещё не продумал до конца ,что произошло со страной и куда идёт наша жизнь.Я не могу пока дать этому конкретную оценку.Мне кажется что изменения логичны.Они произошли под воздействием не только субъективных,но и объективных факторов.
 Взял бы в будущее  годы нашей жизни в Свердловске: ВИЗ и УПИ. Годы "оттепели", её восприятия.Мечты о будущем. Я человек не очень синтиментальный,но скажу,что в те 60-е у нас была мечта и вера в себя. ,хотя материально жили мы средне,но были гордыми за страну, готовы быди ехать на целину,в далёкие края за туманами и за запахом тайги. Была радость жизни.Конечно ,мы тогда были молодвми и весёлыми.

  Гибель студентов в 1959году,поехавших на северный Урал под руководством  Дятлова была во время учёбы в УПИ Валерия. В одну из первых поисковых групп входил его двоюродный брат,который тоже учился в УПИ. Считает,что до сих пор не поставлена точки  в множестве версий о причинах трагедии только по тому ,что  нет политической воли высокого руководства и кто-то что-то усиленно скрывает?".
 С дружеским приветом Валерий.
  28.04.2013
      Спасибо. Считаю ,что комментарии не нужны. С уважением и добрыми пожеланиями Ю.А.Ведяев Деньрожд.04.4.1939