Экспонаты

Александр Претендент
Первые лучи солнца, пробиваясь сквозь листву, коснулись глади небольшого пруда в центре парка. Посетителей ещё не наблюдалось, так что оставалось совсем немного времени до того, как назойливые любители поглазеть на всё странное и необычное заполонят парк-музей.
– Вот и новый день, – задумчиво, словно в никуда, проговорил мужчина, сидящий на лавочке. На вид ему было не меньше шестидесяти лет. Густая седая борода топорщилась клочками, а одежда была похожа скорее на лохмотья, чем на что-либо ещё, – пора собираться.
Уходить не хотелось, но он прекрасно понимал, что назойливые посетители не дадут ему спокойно здесь сидеть: кто-нибудь обязательно начнёт учить морали и говорить, что негоже порядочному человеку в таких обносках появляться в общественных местах, а кто-то просто назовёт «бомжом», бросая презрительные взгляды. Посему получается, пора собираться, но, бросив взгляд на свою тряпичную сумку, он понял, что бутылка вина, взятая как раз для такого приятного одиночества, так и осталась им не открыта. «Вроде бы время ещё есть, не зря же я её брал с собой?» – промелькнула в голове мысль.
– Эй, дед, что стоишь такой задумчивый, словно статуя? – раздался звонкий девичий голосок со стороны пруда. Его прекрасная обладательница была по шею в воде, а распущенные бирюзовые волосы едва касались воды.
«Если промолчу, то она отстанет, – подумал мужчина, – только бы штопор найти, может, я его под скамейку уронил?» Мужчина наклонился и, проводя рукой по газону, пытался нащупать потерянный инструмент. «Вот же дурацкая ситуация, потерял, как назло, когда эта появилась».
– Ты что-то ищешь? – всё так же весело сказала девушка. – Ты скажи, может, помогу чем-нибудь.
– Не нужна мне твоя помощь, иди куда шла.
– Фу-у-у, какие мы недружелюбные, – наигранно расстроено проговорила собеседница из пруда. Девушка вальяжно легла на водную гладь спиной и, обнажив серебристого цвета хвост, проплыла немного в сторону. – Я тебя тут не первый раз вижу, приходишь под закрытие, сидишь всю ночь на лавочке, пьёшь из бутылки, а под утро уходишь. Мы с тобой уже практически соседями стали!
– Не соседи мы, – раздражённо ответил мужчина. Похоже, попытки найти штопор всё-таки не увенчаются успехом. От этого выпить захотелось ещё больше.
– А-а-а, кажется, я поняла, – собеседница нырнула под воду и через мгновение с плеском показалась снова, но держа в руке блестящий предмет, – могу поделиться, так сказать, дарами моря.
Мужчина разглядел в руке девушки свой штопор.
– Эй, а ну отдай, это не твоё!
– Да мне эта штука без надобности, только вот давай поговорим, и я его тебе верну.
Неприятное чувство, когда привычка управляет тобой, а не ты ей. Уже не помнишь тот момент, когда ты начал позволять себе немного больше обычного, и так, бокал за бокалом, понимаешь, что больше не в силах отказывать своим слабостям.
– Я не хочу ни с кем разговаривать. Просто отдай мне мой штопор, и я уйду.
– Так не пойдёт, дедушка. Скажи, почему приходишь сюда? Не уверена, что кентавры из третьего вольера или гарпии из птичника так привлекают тебя, – девушка подплыла ближе к берегу и облокотилась на валун, торчащий из воды, – рассказывай давай.
«Может, ну его, этот штопор? Хотя она ведь не отстанет, да и приходить по вечерам больше некуда…»
– Ладно, чего тебе нужно? – пробурчал мужчина, присаживаясь на лавку.
– Для начала, давайте познакомимся, меня мама с папой учили, что стоит вести себя вежливо, – с деланной серьёзностью начала собеседница из воды, – Меня Марина зовут, я русалка.
– Андрей.
– И всё? Нет, я, конечно, понимаю, что сегодня мало кого удивишь тем, что ты русалка, но вы могли бы хоть для приличия спросить, каково это жить с огромным хвостом вместо ног!
– Ты моё имя спросить хотела или повозмущаться? – сердито ответил Андрей,– если второе, тогда возвращай мне мой штопор, и я пойду отсюда, пока музей не открыли.
– Бу-бу-бу, какие мы строгие, – насмешливо сказала Марина, –  почему ты так не любишь посетителей парка? По мне так они милые люди. Правда, иногда раздражает, что тычут в тебя пальцем, словно ты пришелец какой-то, а не обычное мифическое создание…
– Ты хоть сама себя слышишь? – мужчина тяжело вздохнул, – хотя откуда тебе это знакомо, ты только говоришь без умолку. Под водой, поди, так не разболтаешься.
– Ну вот! Вы хоть больше одного предложения произнесли.
Мужчина промолчал, за последние несколько лет это было, наверное, первое существо, захотевшее  с ним поговорить.
– Понимаешь, – начал Андрей, – мне просто грустно смотреть на всех этих людей. Им настолько скучно, что они ничему не удивляются. Даже сюда приходят просто для галочки. Сама знаешь, когда решили открыть первый парк-музей мифических созданий, народ, конечно, пошёл сюда толпой, но спустя всего полгода, вы стали для них обыкновенными. Чудо пропало. Теперь вы не удивительней белого медведя из зоопарка.
– И-и-и? – протяжно спросила русалка, – Что тут такого удручающего?
– А то, что это не так! – вспылил Андрей, – Вы – чудо, а они этого не видят. И так со всем. Я помню те времена, когда странствовал по миру, нёс людям своё учение, и меня встречали с угрозами, удивлением или интересом, но никак не с безразличием. Я воскрешал людей, показывая им силу своей веры, и они проникались учением. А теперь жаждущих лжепророков больше, чем капель в твоём пруду, и каждый мнит себя избранным.
Я вернулся сюда, чтобы обратить людей к началу, к тому, что они забыли много лет назад, но узнал, что они прекрасно справляются и без меня. Сделали себе наместников, якобы проповедующих истинную веру, которой по-настоящему не отдаются и не соблюдают и половины из того, что усердно вкладывают в голову паствы. Я разочарован.
До этого веселое личико молодой русалки покрылось тенью лёгкой грусти. Неприятно осознавать, но в чём-то хмурый собеседник был прав.
– Так ты апостол? – тихо проговорила девушка.
– Да, но если ты меня спросишь, правдива ли песня Бутусова, я развернусь и уйду отсюда.
– Нет, – улыбнулась Марина, – не буду. Мне кажется, ты приходишь сюда, потому что сам считаешь себя экспонатом, таким же, как я. Только я уже привыкла к такому отношению, а ты нет. Вот и жалеешь себя.
– Давай мой штопор, и я пойду уже. Парк открыли, сейчас сюда люди придут.
– Может, уже хватит строить из себя жертву и пора делать то, ради чего ты вернулся? – девушка окунулась в воду и отплыла от берега на несколько метров, вытянула руку со штопором, – если хочешь его, то иди сюда.
– Я не буду заходить в воду, да и зачем мне он – новый найду или вообще пить брошу.
– Это мысль верная, но ты ведь сам хочешь его забрать. О! Смотри, кажется, кто-то идёт сюда. Настало время подумать о том, что пора бы самому вернуться к началу, не так ли, Андрей?
Раздражение медленно покидало мужчину. «Может быть, она права?». Апостол встал с лавки и подошёл к краю пруда. Несколько посетителей парка-музея смотрели на него с любопытством, стараясь понять причину, по которой этот странный дед так пристально смотрит на воду.
– Ну, хорошо, Марина. Я попробую.
Андрей закрыл глаза и сделал шаг, поверхность воды, словно асфальт, выдержала апостола. Мужчина сделал ещё несколько шагов по воде, пока не оказался рядом с русалкой. Посетители о чём-то возбуждённо переговаривались и снимали происходящее на камеры.
– Держи свой штопор, – улыбаясь, сказала русалка, – только мне почему-то кажется, что он тебе больше не понадобится.